Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.

Содержание работы

Введение 2
1. Методология государственного регулирования экономики 3
1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики 3
1.2. Методы государственного регулирования экономики 14
2. Государственное регулирование экономики в России 22
2.1. Анализ государственного регулирования экономики России 22
2.2. Совершенствование регулирования экономики России 28
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

насте курсовая.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

     3.   Отдавая  товаропроизводителям   всю свободу   принятия хозяйственных решений относительно структуры и объемов производства, распределения и реализации продукции в пределах централизованно   установленных   стоимостных   параметров,  стимулировать хозяйственную предприимчивость с ориентацией на общегосударственные плановые показатели.

    4. Добиваться   сближения   и совпадения   целей   государства  и экономических  интересов товаропроизводителей  с тем, чтобы производство нужного для общества продукта было выгодно товаропроизводителям.     В период   перехода   к   рыночным   отношениям   целесообразно плановое регулирование рыночных отношений, которое заключается   в   создании   таких   экономических   условий   хозяйствования, которые   бы   принуждали   товаропроизводителя           ради   общественной хозяйственной выгоды приближать объемы и структуру своего производства к параметрам общегосударственного плана.

    Государство,  предоставляя   товаропроизводителю   независимо от формы собственности  и хозяйствования право самостоятельно  планировать свое производство, доводит ему количественные показатели до рыночных параметров. В их пределах товаропроизводитель сам выбирает такую структуру производства,  которая для него будет экономически наиболее выгодной 10.

    Таким образом, содержание планового регулирования рынка в общих чертах сводится к централизованной разработке его основных стоимостных параметров на определенный  период времени. В плановом хозяйстве эти параметры выполняют функции нормативов. К числу основных планируемых рыночных нормативов относятся цены и тарифы, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованные инвестиции и дотации.

     Перечисленные  нормативы составляют основной набор инструментов планового регулирования товарно-денежных отношений.  Все они взаимодействуют в совокупности.  Именно система нормативов составляет определяющие параметры хозяйственных условий. Целенаправленно изменяя их величину, но не выходя при этом за пределы объективной меры законов товарного производства, государство может создавать благоприятные условия для производства и реализации тех или иных видов продукции и тем самым регулировать их объемы, приближая производство к требованиям государственного плана развития экономики.

     Высокий уровень  развития производительных сил  в условиях рыночного хозяйства  и соответствие объективных экономических   законов этому высокому уровню  могут быть достигнуты только  с  помощью вмешательства в  экономику государства, т.е. при помощи   государственного   регулирования.   Во   всех   развитых   странах  мира,   при   всех   экономических   системах   государство   в   той   или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает   по   мере  углубления   международного   разделения   труда. Однако в теории развития рыночных отношений существуют прямо противоположные подходы. Еще в XVIII в. Адам Смит, а в XX в. М. Фридмен и ряд других экономистов считали и считают недопустимым   вмешательство   государства   в   становление   рынка,  утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию,  равновесию   спроса   и   предложения.  Другие же, например   английский   экономист Дж.М.  Кейнс и   американский экономист лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев, считали необходимой систему государственного регулирования рыночной экономики11.

    Причем каждое  государство вырабатывает свою  модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей — природно-экономических,   исторических,   уровней             экономического развития и т.д.

    Изучая   примеры   построения   рыночной   экономики   других стран мира, Россия не  может копировать их модели, так  как ни одна из стран мира  не существовала  столь длительный   период времени   в столь  жестких  командно-административных   рамках управления. Кроме того, каждая страна имеет свои исторические и национальные  особенности, разные уровни развития регионов. Поэтому на первом этапе реформирования   экономики нельзя   было  полностью  разрушать  сложившуюся   и долго действующую систему управления; это привело к экономическому хаосу, катастрофическому спаду производства,  обнищанию населения,   затяжному   кризису.  Для  России   нужны   были   постепенный переход к рынку и использование положительных черт старой управленческой системы, сохранение экономических связей,   складывающихся        многие   десятилетия.   В конце   концов   с учетом   ошибок,  допущенных   в   начале   периода   реформ,   государство пришло к необходимости регулируемой рыночной экономики.

     Суть государственного  регулирования экономики можно свести к следующему 12:

     •  Задачами  государственного регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного периода — осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе — мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе —   мер по повышению эффективности, поступательному развитию.

    •   Государственное  регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой — добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов.

    •   Одной  из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета,  а также  на инвестирование,  реструктуризацию   и развитие  экономики.  При этом важно руководствоваться   критерием сохранения рыночных свобод.

     •  Задачей  регулирования является разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов,  концепций   социально-экономического   развития,  прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.

     •  Государственное  регулирование должно быть направлено  на укрепление экономической  основы самостоятельного социально-экономического   развития   всех регионов   Российской   Федерации посредством четкого разграничения компетентности и ответственности   между   органами   государственной          власти   РФ,   субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение  в области  использования   природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

     •  Среди  задач государственного регулирования  есть и задача укрепления   финансовой   самостоятельности   регионов   на  основе принципов  бюджетного федерализма. 

     •  Задачами  регулирования   являются   сглаживание   межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

     •  Особенно  важно государственное  регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического бедствия.

     •  Государственное  регулирование является основой формирования единого товарного рынка  России и региональных рынков; оно   призвано   обеспечить   принципы   единства          экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории  Российской Федерации.

   Таким образом, государственное   регулирование   предполагает             эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам,  отраслям,  производствам.  При  этом велика роль государственного регулирования   в совершенствовании   методики расчетов трансфертов.

    1. Методы  государственного регулирования экономики        

    Государственное  регулирование экономики в условиях  рынка предполагает систему мер  законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической   системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения   негативных   социальных   и   экономических   последствий 13.

    Воздействие государства  на экономические процессы предполагает   сочетание  рыночного  саморегулирования   с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

    В развитых  странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач.

    Плановые регуляторы   — это действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности; рыночные регуляторы —   объективно действующие, складывающиеся   как результирующая взаимодействия многих производителей и потребителей  товаров  и услуг. Плановые   и рыночные  регуляторы   вполне совместимы.  Планирование   как   субъективная   деятельность  человека по установлению определенной последовательности действий,  направленных   на достижение   конкретной   цели,  должно  основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения   к цели,  обусловленные   особенностями   функционирования рыночной  экономики.

    Государство применяет  регуляторы, стабилизаторы, социальные  компенсации. Для общества важной  является также контрольная функция,   например   разработка   различных   стандартов.   Налоги позволяют  государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует   фирмы   и   предприятия,   удовлетворяет   социальные потребности 14.  Применяются   методы прямого  и косвенного регулирования экономики.

    К методам прямого  государственного воздействия относятся 15:

    • определение   стратегических   целей   развития   экономики   и их выражение   в индикативных   и других   планах,   целевых   программах;

    • государственные  заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    • государственная  поддержка программ, заказов и  контрактов;

    • нормативные  требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    • правовые  и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

    •   лицензирование  операций по экспорту и импорту  товаров, т.е. внешнеторговых операций.

    Методы косвенного  государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

    • налогообложение,  уровень обложения   и система   налоговых льгот; 

    • регулирование  цен, их уровней и соотношений; 

    • платежи за  ресурсы, ставки процента за  кредит и кредитные льготы;

    • таможенное   регулирование   экспорта   и   импорта,   валютные  курсы  и условия обмена валют. 

    Прямые  методы  государственного  регулирования   экономики  не связаны с  созданием дополнительного материального  стимула  иди опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной власти.

   Сфера применения  косвенного регулирования по мере развития   рыночной   экономики   значительно  расширяется,  сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

 Прогнозирование,  программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является -   разработка   прогнозов.   Государственное прогнозирование   представляет   собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического   развития   страны 16.  В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

    Развитая система  альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты,  выбирать оптимальные  из них. Кроме того,  в рыночной   экономике   увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные  предприятия и предприятия с иностранными   инвестициями,  кооперативы, фермерские  хозяйства,  местные  органы  власти республик,   краев,  областей).  Каждому   из   этих   субъектов   необходимо предвидеть изменения рыночной  конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

    Государственное  прогнозирование  не только позволяет предвидеть перспективы   развития,   но  и   предоставляет   информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России