Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.

Содержание работы

Введение 2
1. Методология государственного регулирования экономики 3
1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики 3
1.2. Методы государственного регулирования экономики 14
2. Государственное регулирование экономики в России 22
2.1. Анализ государственного регулирования экономики России 22
2.2. Совершенствование регулирования экономики России 28
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

насте курсовая.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

    При программно-целевом  подходе обеспечиваются   концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его  помощью  решаются   важнейшие   проблемы   экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер.

     Программирование  является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства  и поэтому применяется в случаях,  когда  использование   других   методов   регулирования   не может принести требуемых результатов.

    Целевые программы  разрабатываются как на долгосрочную, так и на  среднесрочную   перспективы   и составляются   на  всех уровнях — от предприятия до национального и международного уровней. Они характеризуются   конкретно  выраженными   конечными (целевыми)  результатами   (показателями);  включают   в себя полную совокупность заданий, мероприятий  и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. При этом цель программы должна быть измерима, ясно выражена качественно и количественно, а система мероприятий — разработана с учетом достижения промежуточных и основной  целей программы. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.

    К числу важных  методов государственного регулирования экономики   относится   планирование.        Оно  представляет   собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному   воздействию на процесс воспроизводства 17.  В условиях рыночной   экономики  планирование  не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления,  планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное  развитие  объекта управления.  Свою  конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.

    Экономические  нормативы определяют общие для всех хозяйственных субъектов и дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.

     Финансово-кредитные  методы регулирования относятся  ко всем сферам   социально-экономической   жизни   России.   Общественно  необходимые затраты труда и  цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара,   отражающее   средне общественные   затраты   труда   на   его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре. При  формировании   плановой   цены,   с   одной   стороны,   недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми   в виде дотаций  или скидок с цены,  покрываемых государством 18.

    Будучи стабильными,  плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем.

    Целесообразно иметь в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в пределах устанавливаемых верхних и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены — цены стихийного рынка.

    Важную роль  в регулировании должна сыграть  система прямых хозяйственных  договоров, регулирующих отношения.  Хозяйственны договор должен стать основным документом, регламентирующим отношения между производителем и потребителем. Поставщик и покупатель вступают в договорные отношения, руководствуясь стоимостными нормативами. Хозяйственная организация любой формы собственности обладает правом выбора поставщика ресурсов и покупателя   продукции.  Договоры   заключаются   в   предплановый период; в них четко фиксируются все условия взаимодействия сторон, объемы поставок товаров и услуг, их структура, номенклатура,  соответствие  стандартам, требования   по качеству,  сроки по ставки, цены и тарифы. В договорах регламентируются нормы материальной ответственности за нарушение условий. Заключенные  в предплановый период, они служат базой разработки планов производства, распределения и реализации хозяйственных субъектов.

    Целенаправленно  изменяя параметры хозяйственных  условий,  но не выходя за пределы объективного действия законов товарного производства, государство может создавать то более благоприятные, то менее благоприятные условия для производства и реализации тех или иных продуктов и сырья и тем самым регулировать объемы, приближая производство к параметрам и требованиям единого государственного плана развития экономики.

     Способом регулирования   экономики является также  государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование,   на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности-в течение установленного срока.

     Стандартизация  устанавливает   нормы,  правила,  характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. При этом специальный орган — Госстандарт России осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие технические правила проведения работ по стандартизации 19.

    При регулировании  размещения и развития производительных  сил применяется   нормативный  метод,   выражающий  научно обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны.

    Балансовый метод  позволяет   правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства.  Большую роль этот метод играет   при   обосновании     размещения      отдельных    хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных  внутрирайонных и межрайонных   связей,  при  определении   требуемого объема вывоза и ввоза. Балансы дают возможность оценить целесообразность нового строительства,  мощности этих новых объектов. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения.

    Метод моделирования  применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения.

    Прямое воздействие  на социально-экономические процессы  в условиях становления   рыночных  отношений   и, особенно  на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые, управленческие регуляторы.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния  на рыночную экономику.

 

2. Государственное  регулирование экономики в России

2.1. Анализ государственного регулирования экономики России

Субъектом регулирования и управления системы выступает государство  в целом и (или) его отдельные  органы, наделенные соответствующими полномочиями. Национальная экономика  складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов.

Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее структуру, динамику, место в мировом хозяйстве. Наша страна выделяется территорией, численностью населения, значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным  и производственным потенциалом.

Однако за годы кризиса 1990-х гг. по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшенной на много лет назад. Так, если в 1970-е  гг. в стране производилось 8% мирового ВВП, в 1990-е гг. – 5,5%, то в 2000 г. – всего 2,7%, конечно же, в настоящие дни эта цифра немного подросла и составляет 12%20.

В настоящее время заметно усилилась дифференциация хозяйственного и социального развития субъектов Федерации. При большом разнообразии условий развития и экономических потенциалов первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны. Также в настоящее время существуют последствия перехода к чрезмерно открытой системе экономики. Разрозненные частнохозяйственные предприятия бессильны перед иностранными монополиями и транснациональными корпорациями (ТНК). В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей. Доля импортных товаров в розничной торговле выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1997 г., после девальвации рубля в 1998 г. она снизалась до 36%, но в 2010 г. вновь поднялась до 42%21. Во многих секторах рынка практически господствуют ТНК при поддержке местных предпринимателей. Благодаря этому крупные ресурсы перекачиваются за рубеж. Особенно страдают сельское хозяйство, легкая промышленность, гражданское машиностроение, где производство многократно сократилось. Многие предприятия, раньше бывшие российскими, фактически работают под контролем иностранного капитала.

В результате анализа структуры  иностранных инвесторов обнаруживается, что из 100 ТНК, выступающих крупнейшими  в мире инвесторами за рубежом, на территории России имеют свои дочерние компании и филиалы, а также участвуют  в совместных предприятиях около 90 корпораций. Но это не приводит к  развитию процесса концентрации и централизации  отечественного промышленного капитала. Слишком мал перечень товаров, по экспорту которых России принадлежит  ведущее место. Это нефть, природный  газ, алмазы, платина, никель и аммиак, продукция оборонной промышленности. Вывозя преимущественно сырьевые ресурсы, Россия в международном разделении труда выступает как нетто-импортер машин и оборудования. Это характеризует  позиции страны не только как ослабленные  и нетипичные для промышленного  развитого государства, но и как  неблагоприятные с точки зрения позиции в мировом хозяйстве.

Несмотря на очевидность деструктивного характера чрезмерной открытости, государство  пока еще недостаточно уделяет внимание проблемам поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, созданию условий для их ускоренной интеграции и концентрации до уровня крупных ТНК.

Протяженность периода реформ и  противоречивые их результаты беспокоят  общество, так как нет ясности, куда движется страна, в чем заключается  генеральная стратегия. Исследователи  и специалисты практически едины  в том, что у страны нет сколько-нибудь перспективной и целевой экономической  стратегии. Государство проводит политику реагирования на конъюнктурный ход  событий, не думая о том, как развивать  экономику страны. Нельзя не видеть, что нынешний экономический рост не является результатом собственно системных трансформаций, порожден внешней конъюнктурой (за счет высоких цен на энергоносители) и господством сырьевого капитала. Он осуществляется за счет безудержного извлечения из недр и поставки на экспорт нефти и газа, эксплуатации без оглядки на перспективу других природных и людских ресурсов. На внутреннее производство пришлось в 2010 г. менее 37% прироста спроса, причем основная его часть обусловлена сферой услуг, а не секторами обрабатывающей промышленности.

Требования прояснить экономическую  стратегию обусловлены неудовлетворенностью многих людей своим социальным положением, утратой уверенности в жизни. Сложившееся в ходе реформ расслоение общества чрезмерно, величина коэффициента, показывающего соотношение доходов 10% самого богатого и самого бедного населения, в 2010 г. достигло 15 раз против 13,9 в 2000 г., 13,5 – в 1995 г. и 8 раз – в 1992 г. При этом в советское время данный разрыв не превышал 4-5 раз. По уровню доходов на душу населения Россия отстает от ведущих стран Запада в 10-15 раз, а во многих важных сферах, таких как наука, образование, медицина – в 20-30 раз и более. 22

Современная структура российского  общества пока еще не имеет сложившейся  устойчивой структуры, хотя в ней  можно выделить ту группу людей, которая  сконцентрировала в своих руках  основную часть национального богатства (2-3% российских граждан). К этой группе примыкает слой правящей бюрократии (4-5% населения), держащей в своих руках реальные рычаги регулирования экономической, денежно-кредитной и внешнеторговой деятельности. Нижнюю часть социальной структуры занимают люди, живущие на доходы, которые ниже прожиточного минимума: это бедствующее население, находящееся за чертой нищеты (около 20% граждан). Основная часть населения (60-65% его численности) потеряла от реформ.

Статистика показывает несоответствие перераспределения ВВП факторам его создания. На долю труда, государства  и промышленного капитала приходится доля, многократно меньшая, чем у  сырьевого (олигархического) капитала. Присвоение ВВП определяется не столько  трудом и даже не производственным капиталом, сколько природно-ресурсной  рентой. Именно на долю последнего фактора  приходится не менее 75% получаемого  дохода. Вклад же труда не превышает 5%, а капитала – 20%. Происходит скрытое  перераспределение значительной части  реального дохода страны в пользу небольшой группы финансовых олигархов и криминального бизнеса23.

В результате анализа экономической  структуры, становиться понятно, что  произошел масштабный структурный перекос в экономике – сырьевой. Это было результатом подчинения внутренней политики требованиям зарубежного капитала. Если в 1995 г. в объеме российского экспорта в страны дальнего зарубежья минеральные продукты занимали 40%, то до 2010г. – 65%. Основные доходы, поддерживающие экономику и благосостояние людей, до сих пор обеспечиваются экспортом нефти и газа24.

Только крупные корпорации, где  в одно целое соединены и добывающие, и обрабатывающие звенья производства конечной продукции, выступают ныне субъектами инноваций и несут  главную нагрузку по обеспечению вывода экономики на новые уровни производительности и эффективности. Не имея таких корпораций, отделив приватизацией, сырьевой капитал от промышленного, Россия не сможет решать задачи масштабной технологической модернизации силами частных предприятий.

Не налажено пока эффективное реинвестирование доходов. Крайне слабо инициируются частными компаниями вложения в геологическую  разведку и обновление мощностей. Не наблюдается адекватных инвестиций со стороны предприятий ТЭК даже в развитие отечественного машиностроения для своих нужд.

Сейчас слабость политики государства при поддержке воспроизводства промышленного капитала, мешает становлению условий инновационного хозяйствования. Сектор малых и средних предприятий не в состоянии выйти на позиции, сравнимые с ТНК высокоразвитых стран, и не служит базой для создания эффективных хозяйственных структур. Характеризуя состояние экономики страны, следует отметить, что проблема активизации внутренних источников ее развития остается пока нерешенной. Об этом свидетельствуют данные таблицы25.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России