Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики. Выявление главных проблем на сегодняшний день, и нахождение возможных путей их решения.
Задачами курсовой работы являются: понимание и рассмотрение сегодняшней ситуации в России, выявление главных проблем экономического регулирования, анализ и понимание этих проблем. И выявление возможности решения этих проблем.
Введение 2
1. Методология государственного регулирования экономики 3
1.1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики 3
1.2. Методы государственного регулирования экономики 14
2. Государственное регулирование экономики в России 22
2.1. Анализ государственного регулирования экономики России 22
2.2. Совершенствование регулирования экономики России 28
Заключение 35
Список литературы 38
При программно-целевом подходе обеспечиваются концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются важнейшие проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие народнохозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер.
Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.
Целевые программы
разрабатываются как на
К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства 17. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.
Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных субъектов и дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.
Финансово-кредитные
методы регулирования
Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем.
Целесообразно иметь в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в пределах устанавливаемых верхних и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены — цены стихийного рынка.
Важную роль
в регулировании должна
Целенаправленно
изменяя параметры
Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности-в течение установленного срока.
Стандартизация устанавливает нормы, правила, характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. При этом специальный орган — Госстандарт России осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие технические правила проведения работ по стандартизации 19.
При регулировании
размещения и развития
Балансовый метод позволяет правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза. Балансы дают возможность оценить целесообразность нового строительства, мощности этих новых объектов. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения.
Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения.
Прямое воздействие
на социально-экономические
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.
Субъектом регулирования и управления
системы выступает государство
в целом и (или) его отдельные
органы, наделенные соответствующими
полномочиями. Национальная экономика
складывается из единичных хозяйств:
предприятий, корпораций, домохозяйств,
различных хозяйственных
Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее структуру, динамику, место в мировом хозяйстве. Наша страна выделяется территорией, численностью населения, значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом.
Однако за годы кризиса 1990-х гг. по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшенной на много лет назад. Так, если в 1970-е гг. в стране производилось 8% мирового ВВП, в 1990-е гг. – 5,5%, то в 2000 г. – всего 2,7%, конечно же, в настоящие дни эта цифра немного подросла и составляет 12%20.
В настоящее время заметно усилилась дифференциация хозяйственного и социального развития субъектов Федерации. При большом разнообразии условий развития и экономических потенциалов первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны. Также в настоящее время существуют последствия перехода к чрезмерно открытой системе экономики. Разрозненные частнохозяйственные предприятия бессильны перед иностранными монополиями и транснациональными корпорациями (ТНК). В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей. Доля импортных товаров в розничной торговле выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1997 г., после девальвации рубля в 1998 г. она снизалась до 36%, но в 2010 г. вновь поднялась до 42%21. Во многих секторах рынка практически господствуют ТНК при поддержке местных предпринимателей. Благодаря этому крупные ресурсы перекачиваются за рубеж. Особенно страдают сельское хозяйство, легкая промышленность, гражданское машиностроение, где производство многократно сократилось. Многие предприятия, раньше бывшие российскими, фактически работают под контролем иностранного капитала.
В результате анализа структуры
иностранных инвесторов обнаруживается,
что из 100 ТНК, выступающих крупнейшими
в мире инвесторами за рубежом, на
территории России имеют свои дочерние
компании и филиалы, а также участвуют
в совместных предприятиях около 90
корпораций. Но это не приводит к
развитию процесса концентрации и централизации
отечественного промышленного капитала.
Слишком мал перечень товаров, по
экспорту которых России принадлежит
ведущее место. Это нефть, природный
газ, алмазы, платина, никель и аммиак,
продукция оборонной
Несмотря на очевидность деструктивного
характера чрезмерной открытости, государство
пока еще недостаточно уделяет внимание
проблемам поддержки и защиты
отечественных
Протяженность периода реформ и
противоречивые их результаты беспокоят
общество, так как нет ясности,
куда движется страна, в чем заключается
генеральная стратегия. Исследователи
и специалисты практически
Требования прояснить
Современная структура российского общества пока еще не имеет сложившейся устойчивой структуры, хотя в ней можно выделить ту группу людей, которая сконцентрировала в своих руках основную часть национального богатства (2-3% российских граждан). К этой группе примыкает слой правящей бюрократии (4-5% населения), держащей в своих руках реальные рычаги регулирования экономической, денежно-кредитной и внешнеторговой деятельности. Нижнюю часть социальной структуры занимают люди, живущие на доходы, которые ниже прожиточного минимума: это бедствующее население, находящееся за чертой нищеты (около 20% граждан). Основная часть населения (60-65% его численности) потеряла от реформ.
Статистика показывает несоответствие перераспределения ВВП факторам его создания. На долю труда, государства и промышленного капитала приходится доля, многократно меньшая, чем у сырьевого (олигархического) капитала. Присвоение ВВП определяется не столько трудом и даже не производственным капиталом, сколько природно-ресурсной рентой. Именно на долю последнего фактора приходится не менее 75% получаемого дохода. Вклад же труда не превышает 5%, а капитала – 20%. Происходит скрытое перераспределение значительной части реального дохода страны в пользу небольшой группы финансовых олигархов и криминального бизнеса23.
В результате анализа экономической структуры, становиться понятно, что произошел масштабный структурный перекос в экономике – сырьевой. Это было результатом подчинения внутренней политики требованиям зарубежного капитала. Если в 1995 г. в объеме российского экспорта в страны дальнего зарубежья минеральные продукты занимали 40%, то до 2010г. – 65%. Основные доходы, поддерживающие экономику и благосостояние людей, до сих пор обеспечиваются экспортом нефти и газа24.
Только крупные корпорации, где в одно целое соединены и добывающие, и обрабатывающие звенья производства конечной продукции, выступают ныне субъектами инноваций и несут главную нагрузку по обеспечению вывода экономики на новые уровни производительности и эффективности. Не имея таких корпораций, отделив приватизацией, сырьевой капитал от промышленного, Россия не сможет решать задачи масштабной технологической модернизации силами частных предприятий.
Не налажено пока эффективное реинвестирование доходов. Крайне слабо инициируются частными компаниями вложения в геологическую разведку и обновление мощностей. Не наблюдается адекватных инвестиций со стороны предприятий ТЭК даже в развитие отечественного машиностроения для своих нужд.
Сейчас слабость политики государства при поддержке воспроизводства промышленного капитала, мешает становлению условий инновационного хозяйствования. Сектор малых и средних предприятий не в состоянии выйти на позиции, сравнимые с ТНК высокоразвитых стран, и не служит базой для создания эффективных хозяйственных структур. Характеризуя состояние экономики страны, следует отметить, что проблема активизации внутренних источников ее развития остается пока нерешенной. Об этом свидетельствуют данные таблицы25.
Информация о работе Государственное регулирование экономики в России