Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа
Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.
Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 31 с., 2 рисунка, 27 источников.
Машиностроительный комплекс, машиностроение, государственное регулирование машиностроительного комплекса, промышленная политика инновационно-технологический потенциал.
Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетворения потребностей общества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России | 6 |
2 Государственное регулирования машиностроения | 10 |
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса | 10 |
2.2 Основные направления государственной поддержки развитиямашиностроительного комплекса |
13 |
2.3 Реформирование государственного регулированиямашиностроительного комплекса2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования |
19 23 |
Заключение | 27 |
Библиографический список | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.
Тенденции развития машиностроения за последние полвека свидетельствуют о том, что его роль как «локомотива» развития экономики передовых стран и мира в целом остается определяющей[1].
Основой индустриальной мощи экономики любой страны является машиностроение, создающее орудия производства для всех отраслей. Машиностроительные заводы в Петербурге, Москве, на Урале, в Туле еще до 1917 г. создавали машины и аппараты для металлургии, текстильной промышленности, транспорта, связи и других отраслей. Политика индустриализации была правильным решением в сталинскую эпоху в условиях международной изоляции СССР и надвигающейся войны. И надо отметить, что советское вооружение по многим параметрам превосходило германское, что способствовало победе над фашизмом. В последующие годы машиностроению также уделялось внимание, так как без его развития страна существовать не может.
Однако в 1990 г. началось снижение темпов роста группы «А» промышленности и повышение группы «Б», что было вызвано объективными обстоятельствами: уменьшением товарооборота в потребительском секторе, дефицитом товаров народного потребления при росте доходов населения.
Когда начались в 1990-х гг. массовая приватизация и рост цен на продовольствие, металл, сырье и топливо, машиностроение практически приостановило свою деятельность. Машиностроительные заводы, кроме оборонных, стали нерентабельными, и многие их владельцы изменили профиль предприятий. В этих условиях государство должно было помочь ведущей отрасли, как это было в других странах, но в России практически сложился так называемый сырьевой курс развития - бесперспективный для индустриальной державы, какой был СССР до 1991 г. Но запасы углеводородов ограничены, поэтому возникает вопрос о том, что будет с экономикой страны, когда разведанные и эксплуатируемые месторождения исчерпают свои ресурсы. Для разведки и ввода в эксплуатацию новых месторождений также требуется продукция машиностроения, которая сейчас в основном импортируется[2].
Таким образом, чрезвычайно актуальным остается вопрос: либо Россия продолжает экспортировать сырьевые товары на продолжительное время, либо восстанавливает машиностроительный комплекс и вновь становится индустриальной державой.
Объектом исследования курсовой работы является машиностроительный комплекс, предметом – регулирование машиностроительного комплекса России.
Цель курсовой работы – рассмотрение системы государственного регулирования машиностроительного комплекса.
Задачи курсовой работы – общая характеристика развития машиностроительного комплекса России; политики государства в области регулирования машиностроительного комплекса.
1 МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
Машиностроительный комплекс является основным фактором развития материально-технической базы всей экономики. Реализация ведущих направлений научно-технического прогресса невозможна без развития машиностроительного комплекса. Технологический прогресс и его темпы непосредственно обусловливаются динамикой развития машиностроительного комплекса и его базовых отраслей, к которым в первую очередь относятся станкостроение, электротехническая промышленность, тяжелое, энергетическое машиностроение, автомобильная промышленность и др.[3]
Во всех промышленно развитых странах машиностроительному комплексу уделяется огромное внимание, которое выражается в существенной государственной поддержке наукоемких отраслей, обеспечивающих конкурентоустойчивость предприятий. В отечественном машиностроении за последние годы наблюдаются негативные последствия реализации различного рода экономических реформ, которые привели к разрушению единого технологического и информационного пространства в большинстве регионов России. Разрушение единого технологического, экономического и информационного пространства в системе машиностроительного комплекса и смежных отраслей (металлургии, химической промышленности) вызвало замедление развития машиностроения России. Производственно-хозяйственные связи ведущих машиностроительных центров страны за последние 16 лет также резко ухудшились. Отмечаются негативные тенденции резкого уменьшения наукоемкой продукции в составе всей продукции машиностроительного комплекса. Практически нет экспорта сложной современной техники, оборудования (за исключением систем вооружения и автомобилей)[4].
Негативные факторы, ставшие причиной кризисного состояния российского машиностроения, можно условно разделить на четыре группы.
1. Специфические черты машиностроительной отрасли СССР, сохраненные в процессе реформ:
- глубокая универсализация (завод полностью обеспечивает себя с точки зрения вспомогательного производства);
- узкая специализация производства (строго определенная номенклатура);
- чрезмерная жесткость технологических связей с поставщиками и потребителями, обусловливающая недопустимость выпадения любых звеньев производственной цепи;
- явное преобладание в структуре конечного продукта продукции ВПК и тяжелого машиностроения;
- экстенсивная стратегия развития, направленная на строительство гигантских заводов, с высокими затратами на обслуживание зданий, сооружений и коммуникаций.
2. Факторы, сдерживающие переоснащение отечественных производителей и влияющие на ситуацию в станкостроении как инвестиционной подотрасли машиностроительного комплекса.
3. Ориентация российских металлургических комбинатов на экспорт своей продукции, так как зарубежные трейдеры покупают металл крупным оптом и заключают долгосрочные контракты. В России машиностроительные предприятия вынуждены приобретать сырье самостоятельно и небольшими партиями, в результате чего цены на металл на внутреннем рынке выше мировых.
4. Слабая защищенность российских машиностроителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортных производителей.
Преодолеть негативное действие данных факторов возможно при изменении подходов в корпоративном управлении со стороны собственников машиностроительных предприятий, а также при существенной корректировке промышленной политики органами государственной власти. Вместе с тем государство, оставаясь собственником машиностроительных заводов военно-промышленного комплекса, интенсивно выкупает у частного бизнеса активы гражданского машиностроения.
Так, например, ОАО «АвтоВАЗ» перешло под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт». ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», специализирующееся в тяжелом и энергетическом машиностроении, также перешло под контроль государства. Еще одна крупнейшая машиностроительная компания - «Силовые машины», в которую входят три петербургских завода (ОАО «Электросила», ОАО «Ленинградский металлический завод» и ОАО «Завод турбинных лопаток»), а также ОАО «Калужский турбинный завод» - была выкуплена «Газпромом» у группы компаний «Интеррос»[5].
Усиление роли государства как владельца активов машиностроительных предприятий приводит к появлению крупных интегрированных корпоративных структур с централизованной системой управления, имеющей элементы плановой экономики: жесткое бюджетирование и гарантированное обеспечение заказами машиностроительных предприятий, входящих в подобные холдинговые объединения. Это негативно сказывается на перспективах развития таких объединений: они не заинтересованы в максимизации прибыли, а потому не склонны к инновациям.
В последние годы практически не повысились технико-экономические показатели предприятий машиностроения в силу ряда причин, которые относятся к различным уровням управления. Особо сложная ситуация сохраняется в системе подотраслей машиностроения, производящих наукоемкую продукцию. По оценкам ученых, доля машиностроения России в общемировом наукоемком продукте упала до катастрофической величины - 0,5-0,8 % [6]. Имея в прошлом высокие технологии, Россия постепенно «выпадает» из мирового рынка высокотехнологичной продукции. Ряд ученых отмечают, что отечественное машиностроение теряет возможность воспроизводства высоких технологий (в том числе и в оборонно-промышленном комплексе). Сейчас недостаточно государственной поддержки развития высоких технологий в машиностроении страны. В 1991-2007 гг. объем капитальных затрат на развитие наукоемких технологий снизился примерно в 15-18 раз.
В числе главных причин, которые привели к падению эффективности развития технологий в машиностроительном комплексе страны в новых условиях хозяйствования, следует назвать:
- несовершенство системы управления научно-технологическим прогрессом; разрушение единого организационно-экономического и научно-информа-ционного пространства на межотраслевом и межрегиональном уровнях;
- научно не обоснованная приватизация госсобственности, приведшая к деформации всей научно-технической сферы, включая ОКБ, НИИ;
- отсутствие стратегии развития машиностроения и связанных с ним отраслей;
- малоэффективная система привлечения иностранных инвестиций в сферу высоких технологий отрасли;
- критически высокий физический износ ведущего оборудования большинства предприятий, выпускающих особо сложную и наукоемкую продукцию;
- отсутствие концепции подготовки инженерных кадров для наукоемких отраслей машиностроения на государственном уровне;
- несовершенство механизма стимулирования создания прогрессивных технологий[7].
Основным направлением современного этапа научно-технического прогресса в машиностроении считается широкое применение новейших наукоемких методов и средств производства, содержание которых раскрывается такими терминами, как «мекатроника» (применение электронных устройств в машиностроении), «технотроника» (использование электроники в различных видах
технологических процессов), «информатика» (соединение информационных систем с видеотехникой)[8].
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса