Государственное регулирование машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование машиностроительного комплекса .doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)


РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа 31 с., 2 рисунка, 27 источников.

 

Машиностроительный комплекс, машиностроение, государственное регулирование машиностроительного комплекса, промышленная политика инновационно-тех­нологический потенциал.

 

Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво­рения потребностей общества.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

4

1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России

6

2 Государственное регулирования машиностроения

10

2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса

10

2.2 Основные направления государственной поддержки развития

       машиностроительного комплекса

 

13

2.3 Реформирование государственного регулирования

       машиностроительного комплекса

2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования

 

19

23

Заключение

27

Библиографический список

29

 

 

 

             


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Машиностроительный комплекс представляет сложное межот­раслевое образование, включающее машиностроение и метал­лообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металло­обработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.

Тенденции развития машиностроения за последние полвека свидетельствуют о том, что его роль как «локомотива» развития экономики передовых стран и мира в целом остается определяющей[1].

Основой индустриальной мощи экономики любой страны является маши­ностроение, создающее орудия производства для всех отраслей. Машинострои­тельные заводы в Петербурге, Москве, на Урале, в Туле еще до 1917 г. создава­ли машины и аппараты для металлургии, текстильной промышленности, транспорта, связи и других отраслей. Политика индустриализации была пра­вильным решением в сталинскую эпоху в условиях международной изоляции СССР и надвигающейся войны. И надо отметить, что советское вооружение по многим параметрам превосходило германское, что способствовало победе над фашизмом. В последующие годы машиностроению также уделялось внимание, так как без его развития страна существовать не может.

Однако в 1990 г. началось снижение темпов роста группы «А» промыш­ленности и повышение группы «Б», что было вызвано объективными обстоя­тельствами: уменьшением товарооборота в потребительском секторе, дефици­том товаров народного потребления при росте доходов населения.

Когда начались в 1990-х гг. массовая приватизация и рост цен на продо­вольствие, металл, сырье и топливо, машиностроение практически приостано­вило свою деятельность. Машиностроительные заводы, кроме оборонных, ста­ли нерентабельными, и многие их владельцы изменили профиль предприятий. В этих условиях государство должно было помочь ведущей отрасли, как это было в других странах, но в России практически сложился так называемый сырьевой курс развития - бесперспективный для индустриальной державы, какой был СССР до 1991 г. Но запасы углеводородов ограничены, поэтому возникает вопрос о том, что будет с экономикой страны, когда разведанные и экс­плуатируемые месторождения исчерпают свои ресурсы. Для разведки и ввода в эксплуатацию новых месторождений также требуется продукция машиностроения, которая сейчас в основном импортируется[2].

Таким образом, чрезвычайно актуальным остается вопрос: либо Россия продолжает экспортировать сырьевые товары на продолжи­тельное время, либо восстанавливает машиностроительный комплекс и вновь становится индустриальной державой.

Объектом исследования курсовой работы является машиностроительный комплекс, предметом – регулирование машиностроительного комплекса России.

Цель курсовой работы – рассмотрение системы государственного регулирования машиностроительного комплекса.

Задачи курсовой работы – общая характеристика развития машиностроительного комплекса России; политики государства в области регулирования машиностроительного комплекса.

 


1 МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

 

 

Машинострои­тельный комплекс является основным фак­тором развития материально-технической базы всей экономики. Реализация ведущих направле­ний научно-технического прогресса невоз­можна без развития машиностроительного комплекса. Технологический про­гресс и его темпы непосредственно обусловлива­ются динамикой развития машиностроительного комплекса и его базовых от­раслей, к которым в первую очередь относятся станкостроение, электротехническая промышлен­ность, тяжелое, энергетическое машиностроение, автомобильная промышленность и др.[3]

Во всех промышленно развитых странах машиностроительному комплексу уделяется огром­ное внимание, которое выражается в существен­ной государственной поддержке наукоемких от­раслей, обеспечивающих конкурентоустойчивость предприятий. В отечественном машиностроении за последние годы наблюдаются негативные по­следствия реализации различного рода экономи­ческих реформ, которые привели к разрушению единого технологического и информационного пространства в большинстве регионов России. Разрушение единого технологического, экономи­ческого и информационного пространства в сис­теме машиностроительного комплекса и смежных отраслей (металлургии, хи­мической промышленности) вызвало замедление развития машиностроения России. Производ­ственно-хозяйственные связи ведущих машино­строительных центров страны за последние 16 лет также резко ухудшились. Отмечаются негативные тенденции резкого уменьшения наукоемкой про­дукции в составе всей продукции машиностроительного комплекса. Практи­чески нет экспорта сложной современной техни­ки, оборудования (за исключением систем воору­жения и автомобилей)[4].

Негативные факторы, ставшие причиной кризисного со­стояния российского машиностроения, можно условно раз­делить на четыре группы.

1. Специфические черты машиностроительной отрас­ли СССР, сохраненные в процессе реформ:

- глубокая универсализация (завод полностью обеспечивает себя с точки зрения вспомогательного производства);

- узкая специализация производства (строго определенная номенклатура);

- чрезмерная жесткость технологических связей с поставщи­ками и потребителями, обусловливающая недопустимость выпадения любых звеньев производственной цепи;

- явное преобладание в структуре конечного продукта про­дукции ВПК и тяжелого машиностроения;

- экстенсивная стратегия развития, направленная на строи­тельство гигантских заводов, с высокими затратами на обслуживание зданий, сооружений и коммуникаций.

2. Факторы, сдерживающие переоснащение отечественных производителей и влияющие на ситуацию в стан­костроении как инвестиционной подотрасли машинострои­тельного комплекса.

3. Ориентация российских металлургических комбина­тов на экспорт своей продукции, так как зарубежные трейде­ры покупают металл крупным оптом и заключают долгосроч­ные контракты. В России машиностроительные предприятия вынуждены приобретать сырье самостоятельно и небольши­ми партиями, в результате чего цены на металл на внутрен­нем рынке выше мировых.

4. Слабая защищенность российских машиностроите­лей от недобросовестной конкуренции со стороны импорт­ных производителей.

Преодолеть негативное действие данных факторов возможно при изменении подходов в корпора­тивном управлении со стороны собственников машиностро­ительных предприятий, а также при существенной коррек­тировке промышленной политики органами государственной власти. Вместе с тем государство, оставаясь собственни­ком машиностроительных заводов военно-промышленного комплекса, интенсивно выкупает у частного бизнеса акти­вы гражданского машиностроения.

Так, например, ОАО «АвтоВАЗ» перешло под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт». ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», специализирующееся в тяжелом и энергетическом машиностроении, также перешло под контроль государства. Еще одна крупнейшая машинострои­тельная компания - «Силовые машины», в которую входят три петербургских завода (ОАО «Электросила», ОАО «Ле­нинградский металлический завод» и ОАО «Завод турбин­ных лопаток»), а также ОАО «Калужский турбинный за­вод» - была выкуплена «Газпромом» у группы компаний «Интеррос»[5].

Усиление роли государства как владельца активов ма­шиностроительных предприятий приводит к появлению крупных интегрированных корпоративных структур с цент­рализованной системой управления, имеющей элементы плановой экономики: жесткое бюджетирование и гаранти­рованное обеспечение заказами машиностроительных пред­приятий, входящих в подобные холдинговые объединения. Это негативно сказывается на перспективах развития та­ких объединений: они не заинтересованы в максимизации прибыли, а потому не склонны к инновациям.

В последние годы практически не повыси­лись технико-экономические показатели предпри­ятий машиностроения в силу ряда причин, ко­торые относятся к различным уровням управле­ния. Особо сложная ситуация сохраняется в си­стеме подотраслей машиностроения, производя­щих наукоемкую продукцию. По оценкам уче­ных, доля машиностроения России в общемиро­вом наукоемком продукте упала до катастрофи­ческой величины - 0,5-0,8 % [6]. Имея в прошлом высокие технологии, Россия постепенно «выпа­дает» из мирового рынка высокотехнологичной продукции. Ряд ученых отмечают, что отечествен­ное машиностроение теряет возможность воспро­изводства высоких технологий (в том числе и в оборонно-промышленном комплексе). Сейчас недостаточно государственной поддержки развития высоких технологий в ма­шиностроении страны. В 1991-2007 гг. объем капитальных затрат на развитие наукоемких тех­нологий снизился примерно в 15-18 раз.

В числе главных причин, которые привели к падению эффективности развития технологий в машиностроительном комплексе страны в но­вых условиях хозяйствования, следует назвать:

- несовершенство системы управления научно-тех­нологическим прогрессом; разрушение единого организационно-экономического и научно-информа-ционного пространства на межотраслевом и межрегиональном уровнях;

- научно не обосно­ванная приватизация госсобственности, привед­шая к деформации всей научно-технической сфе­ры, включая ОКБ, НИИ;

- отсутствие стратегии развития машиностроения и связанных с ним отраслей;

- малоэффективная система привлечения иностранных инвестиций в сферу высоких тех­нологий отрасли;

- критически высокий физический износ ведуще­го оборудования большинства предприятий, вы­пускающих особо сложную и наукоемкую про­дукцию;

- отсутствие концепции подготовки инженерных кадров для наукоемких отраслей ма­шиностроения на государственном уровне;

- несовершенство механизма сти­мулирования создания прогрессивных техноло­гий[7].

Основным направлением современного этапа научно-технического прогресса в машиностроении считается ши­рокое применение новейших наукоемких методов и средств про­изводства, содержание которых раскрывается такими терминами, как «мекатроника» (применение электронных устройств в маши­ностроении), «технотроника» (использование электроники в раз­личных видах

технологических процессов), «информатика» (со­единение информационных систем с видеотехникой)[8].

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

 

Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса