Государственное регулирование машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование машиностроительного комплекса .doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса

Правовую основу отечественного машиностроения составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, реализующих промышленную политику Российской Федерации, а также основные документы, определяющие  государственную политику Российской Федерации в научной, научно-технической и инновационной сферах,

В том же числе можно назвать Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, определяющие важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

Правовой базой являются Федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике»[9], «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[10].

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие основные задачи:

- сформировать приоритеты инновационной деятельности;

- обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;

- обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

- создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

- обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

- усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;

- обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;

- обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;

- осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;

- обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;

- стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

Основной проблемой, на решение которой направлена Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы[11], является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Основными задачами Программы являются:

- создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;

- разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;

- активизация процессов коммерциализации новых технологий;

- создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции.

Мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, необходимых для социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:

- освоение водородной энергетики;

- переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);

- создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;

- обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными факторами;

- разработка нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;

- создание перспективных электронных технических систем различного назначения на основе применения отечественной электронной компонентной базы.

Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться бизнес-сообществом с участием государства на основе принципов частно-государственного партнерства.

2.2 Основные направления государственной поддержки развития машиностроительного комплекса

В машиностроении при разработке концеп­ции управления развитием инновационно-тех­нологического потенциала определяются и клас­сифицируются основные функции управления этим потенциалом (рисунок 1).

Однако с учетом динамики научно-техноло­гического прогресса и реальной организацион­но-экономической ситуации в наукоемких по­дотраслях машиностроительного комплекса все острее становится проблема кадрового обеспече­ния применительно к различным аспектам ин­новационной деятель ности.

Рисунок 2 - Основные функции управления развитием инновационно-технологического потенциала отечественного машиностроения.

 

Развитие инноваци­онно-технологического потенциала машиностроения предлагает четкую концепцию механизмов управления, в том числе по функциональному признаку с позиции системного подхода.

Практика управления развитием материаль­но-технической базы отечественного машиностро­ения показывает, что всегда необходимо предус­матривать этапы соответствующего регулирова­ния такого рода развития[12].

В машиностроении для эффективного раз­вития инновационно-технологи-ческого потенциала необходимо комплексное обеспечение. Ос­новные виды элементов обеспечения приводят­ся на рисунке 2.

Рисунок 3 - Основные направления государственной поддержки развития

инновационно-технологического потенциала машиностроения.

 

В реальных хозяйственных условиях указан­ные виды обеспечения (в виде целевой государ­ственной поддержки) должны быть предусмот­рены в бюджете страны и ведущих регионов в размерах, соответствующих требованиям разви­тия экономики России. Как отмечают ученые, ресурсный подход предполагает исследование всех видов организационно-экономических и других резервов повышения хозяйственных результатов[13].

Главными направлениями дальнейшего ус­корения развития машиностроительного комп­лекса являются:

                            - системное совершенствование структуры и взаимодействия отдельных подотраслей комплекса (авиастроения, автостроения, станкостроения,
нефтегазового машиностроения и т.д.);

                            - ускоренное развитие материально-техничес­кой базы предприятий машиностроения на ос­нове перевооружения, прежде всего «тылов» про­изводства и инженерной инфраструктуры;

                            - постоянное улучшение функционально-производственных и экономических связей внут­ри машиностроения (в системе гражданского ма­шиностроения и ОПК);

                            - системное совершенствование экономичес­кого механизма управления;

                            - формирование межотраслевых производств и систем производственной инфраструктуры на базе значительных внутрипроизводственных ре­зервов;

                            - осуществление промышленной политики исходя из реальных возможностей инвестирова­ния и эффективности инновационной деятель­ности;

                            - экономическая оптимизация элементов производственного потенциала предприятий ма­шиностроения[14].

К числу задач, направленных на стабилиза­цию ведущих отраслей экономики России, от­носятся:

А. Активное проведение реструктуризации большинства отраслей промышленности и в пер­вую очередь машиностроения, что диктуется не­обходимостью более гибкого и эффективного приспособления предприятий этой отрасли к тре­бованиям рыночных факторов. Эта отрасль име­ет пока некоторый экспортный потенциал, и в ней сохранены кадры ряда специалистов.

Б. Целевое выделение государственных средств для поддержания производственно-тех­нологического потенциала машиностроения, что обусловливается важностью сохранения предпри­ятий системы ОПК, роль которых важна для обеспечения оптимального уровня обороноспо­собности страны. Здесь важно учесть вопросы сохранения и совершенствования двойных тех­нологий, использование которых позволяет со­здавать современные виды технических систем военного и гражданского назначения.

В. Постоянный поиск внутрипроизводствен­ных резервов повышения результативности хо­зяйственной деятельности. Следует отметить воз­можность экономии различного рода ресурсов, в том числе материально-энергетических. Реали­зация резервов в данном случае может быть не связана с большими единовременными затрата­ми. Существенная экономия (особенно энерго­носителей) может иметь место уже в самое бли­жайшее время. Необходимо реализовать, прежде всего, комплекс организационных мероприятий на основе использования резервов структурного характера. Значительные резервы имеются во вспомогательных службах предприятий машино­строения. Исследования показывают, что спад машиностроительного производства в 3-6 раз в 1991-2003 гг. по сравнению с периодом 1985-1991 гг. часто не сопровождался соответ­ствующим уменьшением основных потребляемых ресурсов[15].

Г. Создание совместных предприятий. Это направление наибольшее развитие получает в нашей стране в транспортном машиностроении (включая прежде всего группы предприятий ав­томобилестроения). Но нерешенность многих законодательно-нормативных проблем сдерживает эту сферу деятельности и в автомобильной про­мышленности. В последние годы в стране накап­ливается определенный опыт функционально-технологического сотрудничества даже в авиа­космическом комплексе (например, с Франци­ей). Своевременная реализация долгосрочных международных проектов в наукоемких отраслях машиностроительного комплекса должна стать важной стратегической функцией соответствую­щих координирующих органов на уровне пра­вительства. Значительный вклад машинострое­ние может «внести» и в строительный комплекс, и в АПК, где возможности машиностроения ис­пользуются пока недостаточно.

Сейчас общая экономическая кризисная си­туация не позволяет решать проблемы обновле­ния основных промышленно-производственных фондов, и поэтому в перспективе 5-7 лет нельзя рассчитывать на возможность качественного со­вершенствования технической базы большинства предприятий отрасли, что является отрицатель­ным фактором, замедляющим темпы технологи­ческого прогресса и снижения экономического потенциала.

В настоящее время в системе мер государ­ственной поддержки развития предприятий ма­шиностроения необходимы кредиты риска при создании принципиально новых товаров. Иссле­дования показывают, что организационно-эко­номические и другие механизмы сохранения ин­новационно-технологического пространства нуж­даются в коренном улучшении[16] .

В настоящее время пока нет координации в реализации разрозненных научно-технических программ, в том числе и федерального значе­ния. Освоение новой продукции происходит мед­ленными темпами из-за отсутствия инвестиций и кредитных возможностей предприятий. В ма­шиностроительных центрах России не реализу­ется организационный потенциал в связи с от­сутствием механизма координации даже на пред­приятиях технологически родственных отраслей: автомобильной, станкостроения, приборострое­ния. Материалы отдельных предприятий маши­ностроения свидетельствуют, что и в условиях дефицита инвестиций можно иметь определен­ные положительные хозяйственные результаты, если системно заниматься инновационной деятельностью. Особым резервом повышения эф­фективности машиностроительного производства является последовательное улучшение производ­ственно-хозяйственных связей предприятий-смежников на принципах коммерческой прибы­ли. Системное углубление специализации и ко­оперирования требует разработки долгосрочной промышленной политики, реализация основных положений которой должна осуществляться на единой законодательной базе в интересах хозяй­ствующих субъектов.

Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса