Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа
Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.
Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
Правовую основу отечественного машиностроения составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, реализующих промышленную политику Российской Федерации, а также основные документы, определяющие государственную политику Российской Федерации в научной, научно-технической и инновационной сферах,
В том же числе можно назвать Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, определяющие важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
Правовой базой являются Федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике»[9], «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[10].
Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.
Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие основные задачи:
- сформировать приоритеты инновационной деятельности;
- обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;
- обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;
- создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;
- обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
- усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;
- обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;
- обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;
- осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-
- обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
- стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.
Основной проблемой, на решение которой направлена Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы[11], является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основными задачами Программы являются:
- создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
- разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;
- активизация процессов коммерциализации новых технологий;
- создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции.
Мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, необходимых для социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:
- освоение водородной энергетики;
- переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
- создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;
- обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными факторами;
- разработка нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
- создание перспективных электронных технических систем различного назначения на основе применения отечественной электронной компонентной базы.
Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться бизнес-сообществом с участием государства на основе принципов частно-государственного партнерства.
2.2 Основные направления государственной поддержки развития машиностроительного комплекса
В машиностроении при разработке концепции управления развитием инновационно-технологического потенциала определяются и классифицируются основные функции управления этим потенциалом (рисунок 1).
Однако с учетом динамики научно-технологического прогресса и реальной организационно-экономической ситуации в наукоемких подотраслях машиностроительного комплекса все острее становится проблема кадрового обеспечения применительно к различным аспектам инновационной деятель ности.
Рисунок 2 - Основные функции управления развитием инновационно-технологического потенциала отечественного машиностроения.
Развитие инновационно-технологического потенциала машиностроения предлагает четкую концепцию механизмов управления, в том числе по функциональному признаку с позиции системного подхода.
Практика управления развитием материально-технической базы отечественного машиностроения показывает, что всегда необходимо предусматривать этапы соответствующего регулирования такого рода развития[12].
В машиностроении для эффективного развития инновационно-технологи-ческого потенциала необходимо комплексное обеспечение. Основные виды элементов обеспечения приводятся на рисунке 2.
Рисунок 3 - Основные направления государственной поддержки развития
инновационно-технологического потенциала машиностроения.
В реальных хозяйственных условиях указанные виды обеспечения (в виде целевой государственной поддержки) должны быть предусмотрены в бюджете страны и ведущих регионов в размерах, соответствующих требованиям развития экономики России. Как отмечают ученые, ресурсный подход предполагает исследование всех видов организационно-экономических и других резервов повышения хозяйственных результатов[13].
Главными направлениями дальнейшего ускорения развития машиностроительного комплекса являются:
- системное совершенствование структуры и взаимодействия отдельных подотраслей комплекса (авиастроения, автостроения, станкостроения,
нефтегазового машиностроения и т.д.);
- ускоренное развитие материально-технической базы предприятий машиностроения на основе перевооружения, прежде всего «тылов» производства и инженерной инфраструктуры;
- постоянное улучшение функционально-производственных и экономических связей внутри машиностроения (в системе гражданского машиностроения и ОПК);
- системное совершенствование экономического механизма управления;
- формирование межотраслевых производств и систем производственной инфраструктуры на базе значительных внутрипроизводственных резервов;
- осуществление промышленной политики исходя из реальных возможностей инвестирования и эффективности инновационной деятельности;
- экономическая оптимизация элементов производственного потенциала предприятий машиностроения[14].
К числу задач, направленных на стабилизацию ведущих отраслей экономики России, относятся:
А. Активное проведение реструктуризации большинства отраслей промышленности и в первую очередь машиностроения, что диктуется необходимостью более гибкого и эффективного приспособления предприятий этой отрасли к требованиям рыночных факторов. Эта отрасль имеет пока некоторый экспортный потенциал, и в ней сохранены кадры ряда специалистов.
Б. Целевое выделение государственных средств для поддержания производственно-технологическ
В. Постоянный поиск внутрипроизводственных резервов повышения результативности хозяйственной деятельности. Следует отметить возможность экономии различного рода ресурсов, в том числе материально-энергетических. Реализация резервов в данном случае может быть не связана с большими единовременными затратами. Существенная экономия (особенно энергоносителей) может иметь место уже в самое ближайшее время. Необходимо реализовать, прежде всего, комплекс организационных мероприятий на основе использования резервов структурного характера. Значительные резервы имеются во вспомогательных службах предприятий машиностроения. Исследования показывают, что спад машиностроительного производства в 3-6 раз в 1991-2003 гг. по сравнению с периодом 1985-1991 гг. часто не сопровождался соответствующим уменьшением основных потребляемых ресурсов[15].
Г. Создание совместных предприятий. Это направление наибольшее развитие получает в нашей стране в транспортном машиностроении (включая прежде всего группы предприятий автомобилестроения). Но нерешенность многих законодательно-нормативных проблем сдерживает эту сферу деятельности и в автомобильной промышленности. В последние годы в стране накапливается определенный опыт функционально-технологического сотрудничества даже в авиакосмическом комплексе (например, с Францией). Своевременная реализация долгосрочных международных проектов в наукоемких отраслях машиностроительного комплекса должна стать важной стратегической функцией соответствующих координирующих органов на уровне правительства. Значительный вклад машиностроение может «внести» и в строительный комплекс, и в АПК, где возможности машиностроения используются пока недостаточно.
Сейчас общая экономическая кризисная ситуация не позволяет решать проблемы обновления основных промышленно-производственных фондов, и поэтому в перспективе 5-7 лет нельзя рассчитывать на возможность качественного совершенствования технической базы большинства предприятий отрасли, что является отрицательным фактором, замедляющим темпы технологического прогресса и снижения экономического потенциала.
В настоящее время в системе мер государственной поддержки развития предприятий машиностроения необходимы кредиты риска при создании принципиально новых товаров. Исследования показывают, что организационно-экономические и другие механизмы сохранения инновационно-технологического пространства нуждаются в коренном улучшении[16] .
В настоящее время пока нет координации в реализации разрозненных научно-технических программ, в том числе и федерального значения. Освоение новой продукции происходит медленными темпами из-за отсутствия инвестиций и кредитных возможностей предприятий. В машиностроительных центрах России не реализуется организационный потенциал в связи с отсутствием механизма координации даже на предприятиях технологически родственных отраслей: автомобильной, станкостроения, приборостроения. Материалы отдельных предприятий машиностроения свидетельствуют, что и в условиях дефицита инвестиций можно иметь определенные положительные хозяйственные результаты, если системно заниматься инновационной деятельностью. Особым резервом повышения эффективности машиностроительного производства является последовательное улучшение производственно-хозяйственных связей предприятий-смежников на принципах коммерческой прибыли. Системное углубление специализации и кооперирования требует разработки долгосрочной промышленной политики, реализация основных положений которой должна осуществляться на единой законодательной базе в интересах хозяйствующих субъектов.
Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса