Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа
Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.
Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список
В январе-июне 2010 года более чем в два раза увеличился объем производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса (196 %, что в 2,2 раза выше января-июня 2009 года). Несмотря на общую положительную тенденцию, наметившуюся в производстве оборудования для нефтегазового комплекса, производственные показатели ниже докризисного уровня.
Подводя итог приведенным выше данным о развитии машиностроительного комплекса России в первом полугодии 2010 года, можно сказать, что показатели, в общем, имеют положительную тенденцию, но в тоже время не стоит забывать о том, что есть еще серьезные проблемы, которые необходимо решать, и задачи над которыми нужно работать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Машиностроительный комплекс является основным фактором развития материально-технической базы всей экономики.
В числе мер, направляемых на эффективное функционирование машиностроительного комплекса России, следует выделить необходимость разработки и реализации технологической политики государства.
В числе основных организационно-экономических мероприятий обеспечения стратегической цели развития предприятий машиностроительного комплекса должны быть:
1) развитие инженерно-технических и инженерно-исследовательских центров (филиалов государственных научных центров) при финансовой поддержке федеральных и региональных органов управления;
2) обеспечение условий для эффективной инновационной деятельности (в том числе и за счет государственной поддержки);
3) повышение качества организации стратегического маркетинга прогрессивных технологий, в том числе учеными НИИ РАН;
4) дальнейшее развитие теории и методологии прогнозирования научно-технологического потенциала предприятий - конкурентов в сфере новых технологий в корпорациях (фирмах) промышленно развитых стран;
5) разработка системы комплексного информационного обеспечения научно-технологической деятельности на базе государственной организации РОСИНФОРМ-РЕСУРС;
6) развитие методов экономического стимулирования новых технологических разработок на условиях долевого участия федеральных и отраслевых структур;
7) улучшение законодательной и правовой базы выполнения научно-технологической деятельности;
8) рост эффективности инновационного и технологического менеджмента на основе подготовки специалистов в головных вузах страны;
9) формирование системы инженерно-экономической и организационной инфраструктуры развития новых технологий при опережающих темпах финансового обеспечения;
10) повышение эффективности механизмов стимулирования специалистов инженерных подразделений предприятий;
11) совершенствование методов и средств технологической подготовки производства на базе использования современных информационных технологий;
12) повышение уровня механизации и автоматизации труда специалистов системы НИОКР путем широкого внедрения компьютерных технологий и автоматизированных рабочих мест;
13) совершенствование хозяйственного взаимодействия заводских и отраслевых структур вузов и НИИ РАН, занятых в сфере развития высоких технологий и технологий двойного назначения;
14) обеспечение экономических условий для опережающего развития наукоемких технологий в ведущих отраслях, определяющих основу оборонного потенциала;
15) совершенствование методологии измерения и оценки темпов динамики инновационно-технологического развития на отраслевом уровне и уровне отдельных предприятий;
16) разработка системы элементов технологической политики в самостоятельном разделе перспективных и текущих производственных бизнес-планов предприятий «Техническое развитие предприятия»;
17) совершенствование хозяйственного механизма взаимодействия предприятий гражданского и «закрытого» машиностроения;
18) разработка и реализация программ координации хозяйствования ведущих предприятий машиностроения страны.
Успешная реализация вышеуказанных направлений предполагает соответствующий организационно-экономический механизм, конкретные элементы которого могут быть разработаны только при взаимодействии федеральных, отраслевых и региональных структур управления РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации на 2007-2009 годы // Минпромторг России. URL : http://www.minprom.gov.ru/
2 Индексы производства по видам экономической деятельности // Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/
3 Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики \ В. Клинов. – 2008. - № 9. – С. 31-46.
4 Кожевников Н.Н. Экономика и управление в машиностроении: учеб. пособие \ под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007. – 210 с.
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. // Министерство экономического развития РФ. URL : http://www.economy.gov.ru.
6 Корчагин Ю.А. Современная экономика России. \ под ред. Ю.А. Корчагина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.
7 Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учеб. \ Б.Н. Кузык. – М.: Экономика, 2008. – 575 с.
8 Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. \ под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2008. – 616 с.
9 Мантуров Д. Перспектива развития станкостроения // Экономист. – 2008. - № 3. – С. 22-29.
10 Матвеев К.Ю. Институциональная составляющая инновационно-инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2008. - № 6. – С. 54-58.
11 Машиностроительный комплекс // Федеральная антимонопольная служба. URL : http://www.fas.gov.ru/
12 Морозова Т.Г. Экономическая география России: учеб. \ под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
13 О развитии машиностроения в России // БИКИ. - 2009. - № 102. - С.3.
14 Отгружено товаров собственного производства // Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/dbscripts/
15 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» // СПС КонсультантПлюс.
16 Поварич И.П. и др. Российское машиностроение: реформирование управления // ЭКО. – 2007. - № 6. – С. 24-34.
17 Постановление Правительства РФ от 29.01.2007 № 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы» (ред. от 26.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 7. - Ст. 883.
18 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1761-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (3 ч.). - Ст. 5623.
19 Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. \ под общ. ред. Е.В. Самофаловой. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.
20 Семенова А., Логинов А. Развитие машиностроения - основа структурной модернизации // Экономист. – 2008. - № 7. – С. 48-54.
21 Татарских Б.Я. Технологические и организационные резервы функционирования российского машиностроения // Экономические науки. – 2007. - № 9. – С. 106-109.
22 Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 128-135.
23 Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы // Федеральное агентство по науке и инновациям. URL : http://www.fasi.gov.ru/fcp/
24 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 35. - Ст. 4137.
25 Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 30. - Ст. 2871.
26 Шамрай Ф.А. Роль машиностроения в выходе России из кризиса // Портал машиностроения. URL : http://www.mashportal.ru/
27 Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предприни-мательско-правовой аспект.\ С.Н. Шишкин. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 256 с.
31
[1] Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики. – 2008. - № 9. – С. 31.
[2] Семенова А., Логинов А. Развитие машиностроения - основа структурной модернизации // Экономист. – 2008. - № 7. – С. 50.
[3] О развитии машиностроения в России // БИКИ. - 2009. - № 102. - С.3.
[4] Татарских Б.Я. Технологические и организационные резервы функционирования российского машиностроения // Экономические науки. – 2007. - № 9. – С. 106.
[5] Поварич И.П. и др. Российское машиностроение: реформирование управления // ЭКО. – 2007. - № 6. – С. 27.
[6] Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 132.
[7] Экономика и управление в машиностроении: учеб. пособие \ Под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007. – С. 23.
[8] Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предприни-мательско-правовой аспект. - М.: Волтерс Клувер, 2007.
[9] Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 35. - Ст. 4137.
[10] Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 30. - Ст. 2871.
[11] Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы // Федеральное агентство по науке и инновациям. URL : http://www.fasi.gov.ru/fcp/
[12] Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 129.
[13] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учеб. – М.: Экономика, 2008. – С. 212.
[14] Экономика и управление в машиностроении: учеб. пособие \ Под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007.
[15] Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 131.
[16] Матвеев К.Ю. Институциональная составляющая инновационно-инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2008. - № 6. – С. 56.
[17] Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы // Федеральное агентство по науке и инновациям. URL : http://www.fasi.gov.ru/fcp/
[18] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. // Министерство экономического развития РФ. URL : http://www.economy.gov.ru.
[19] Поварич И.П. и др. Российское машиностроение: реформирование управления // ЭКО. – 2007. - № 6. – С. 28.
Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса