Государственное регулирование машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование машиностроительного комплекса .doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

В январе-июне 2010  года более чем в два раза увеличился объем производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса (196 %, что в 2,2 раза выше января-июня 2009 года).  Несмотря на общую положительную тенденцию,  наметившуюся в производстве оборудования для нефтегазового комплекса,  производственные показатели ниже докризисного уровня. 

Подводя итог приведенным выше данным о развитии машиностроительного комплекса России в первом полугодии 2010 года, можно сказать, что показатели, в общем, имеют положительную тенденцию, но в тоже время не стоит забывать о том, что есть еще серьезные проблемы, которые необходимо решать, и задачи над которыми нужно работать.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Машинострои­тельный комплекс является основным фак­тором развития материально-технической базы всей экономики.

В числе мер, направляемых на эффективное функционирование машиностроительного комп­лекса России, следует выделить необходимость разработки и реализации технологической поли­тики государства.

В числе основных организационно-экономических мероприятий обеспечения стратегической цели развития предприятий машиностроительного комплекса должны быть:

1) развитие инженер­но-технических и инженерно-исследовательских центров (филиалов государственных научных центров) при финансовой поддержке федераль­ных и региональных органов управления;

2) обес­печение условий для эффективной инновацион­ной деятельности (в том числе и за счет государ­ственной поддержки);

3) повышение качества организации стратегического маркетинга прогрес­сивных технологий, в том числе учеными НИИ РАН;

4) дальнейшее развитие теории и методо­логии прогнозирования научно-технологическо­го потенциала предприятий - конкурентов в сфе­ре новых технологий в корпорациях (фирмах) промышленно развитых стран;

5) разработка сис­темы комплексного информационного обеспече­ния научно-технологической деятельности на базе государственной организации РОСИНФОРМ-РЕСУРС;

6) развитие методов экономического стимулирования новых технологических разра­боток на условиях долевого участия федераль­ных и отраслевых структур;

7) улучшение законодательной и правовой базы выполнения научно-технологической деятельности;

8) рост эффективности инновационного и тех­нологического менеджмента на основе подготовки специалистов в головных вузах страны;

9) фор­мирование системы инженерно-экономической и организационной инфраструктуры развития но­вых технологий при опережающих темпах фи­нансового обеспечения;

10) повышение эффек­тивности механизмов стимулирования специалистов инженерных подразделений предприятий;

11) совершенствование методов и средств техно­логической подготовки производства на базе ис­пользования современных информационных технологий;

12) повышение уровня механизации и автоматизации труда специалистов системы НИОКР путем широкого внедрения компьютер­ных технологий и автоматизированных рабочих мест;

13) совершенствование хозяйственного вза­имодействия заводских и отраслевых структур вузов и НИИ РАН, занятых в сфере развития высоких технологий и технологий двойного на­значения;

14) обеспечение экономических усло­вий для опережающего развития наукоемких тех­нологий в ведущих отраслях, определяющих ос­нову оборонного потенциала;

15) совершенство­вание методологии измерения и оценки темпов динамики инновационно-технологического раз­вития на отраслевом уровне и уровне отдельных предприятий;

16) разработка системы элементов технологической политики в самостоятельном разделе перспективных и текущих производствен­ных бизнес-планов предприятий «Техническое развитие предприятия»;

17) совершенствование хозяйственного механизма взаимодействия пред­приятий гражданского и «закрытого» машино­строения;

18) разработка и реализация программ коорди­нации хозяйствования ведущих предприятий ма­шиностроения страны.

Успешная реализация вышеуказанных на­правлений предполагает соответствующий орга­низационно-экономический механизм, конкрет­ные элементы которого могут быть разработаны только при взаимодействии федеральных, отрас­левых и региональных структур управления РФ.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1              Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации на 2007-2009 годы // Минпромторг России. URL : http://www.minprom.gov.ru/ministry/dep/eapp/report/2.

2              Индексы производства по видам экономической деятельности // Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_11/IssWWW.exe/Stg/d02/14-03.htm

3              Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики \ В. Клинов. – 2008. - № 9. – С. 31-46.

4              Кожевников Н.Н. Экономика и управление в машиностроении: учеб. пособие \ под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007. – 210 с.

5              Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. // Министерство экономического развития РФ. URL : http://www.economy.gov.ru.

6              Корчагин Ю.А. Современная экономика России. \ под ред. Ю.А. Корчагина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.

7              Кузык Б.Н. Прогнози­рование, стратегическое планирование и национальное программирование: учеб. \ Б.Н. Кузык. – М.: Экономика, 2008. – 575 с.

8              Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. \ под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2008. – 616 с.

9              Мантуров Д. Перспектива развития станкостроения // Экономист. – 2008. - № 3. – С. 22-29.

10          Матвеев К.Ю. Институциональная составляющая инновационно-инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2008. - № 6. – С. 54-58.

11          Машиностроительный комплекс // Федеральная антимонопольная служба. URL : http://www.fas.gov.ru/competition/goods/analisys/a_324.shtml

12          Морозова Т.Г. Экономическая география России: учеб. \ под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.

13          О развитии машиностроения в России // БИКИ. - 2009. - № 102. - С.3.

14          Отгружено товаров собственного производства // Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=1229006

15          «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» // СПС КонсультантПлюс.

16          Поварич И.П. и др. Российское машиностроение: реформирование управления // ЭКО. – 2007. - № 6. – С. 24-34.

17          Постановление Правительства РФ от 29.01.2007 № 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы» (ред. от 26.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 7. - Ст. 883.

18          Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1761-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (3 ч.). - Ст. 5623.

19          Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. \ под общ. ред. Е.В. Самофаловой. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.

20          Семенова А., Логинов А. Развитие машиностроения - основа структурной модернизации // Экономист. – 2008. - № 7. – С. 48-54.

21          Татарских Б.Я. Технологические и организационные резервы функционирования российского машиностроения  // Экономические науки. – 2007. - № 9. – С. 106-109.

22          Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 128-135.

23          Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы // Федеральное агентство по науке и инновациям. URL : http://www.fasi.gov.ru/fcp/ntb/

24          Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 35. - Ст. 4137.

25          Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 30. - Ст. 2871.

26          Шамрай Ф.А. Роль машиностроения в выходе России из кризиса // Портал машиностроения. URL : http://www.mashportal.ru/machinery_russia-13432.aspx.

27          Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предприни-мательско-правовой аспект.\ С.Н. Шишкин. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

31

 



[1] Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики. – 2008. - № 9. – С. 31.

[2] Семенова А., Логинов А. Развитие машиностроения - основа структурной модернизации // Экономист. – 2008. - № 7. – С. 50.

[3]  О развитии машиностроения в России // БИКИ. - 2009. - № 102. - С.3.

[4] Татарских Б.Я. Технологические и организационные резервы функционирования российского машиностроения  // Экономические науки. – 2007. - № 9. – С. 106.

[5] Поварич И.П. и др. Российское машиностроение: реформирование управления // ЭКО. – 2007. - № 6. – С. 27.

[6] Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 132.

[7] Экономика и управление в машиностроении: учеб. пособие \ Под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007. – С. 23.

[8] Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предприни-мательско-правовой аспект. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

[9] Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 35. - Ст. 4137.

[10] Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 30. - Ст. 2871.

[11] Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы // Федеральное агентство по науке и инновациям. URL : http://www.fasi.gov.ru/fcp/ntb/

[12] Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 129.

[13] Кузык Б.Н. Прогнози­рование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учеб. – М.: Экономика, 2008. – С. 212.

[14] Экономика и управление в машиностроении: учеб. пособие \ Под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2007.

[15] Татарских Б.Я. Управление инновационно-технологическим потенциалом машиностроения России // Экономические науки. – 2009. - № 6. – С. 131.

[16] Матвеев К.Ю. Институциональная составляющая инновационно-инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2008. - № 6. – С. 56.

[17] Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы // Федеральное агентство по науке и инновациям. URL : http://www.fasi.gov.ru/fcp/ntb/

[18] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. // Министерство экономического развития РФ. URL : http://www.economy.gov.ru.

[19] Поварич И.П. и др. Российское машиностроение: реформирование управления // ЭКО. – 2007. - № 6. – С. 28.


Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса