Государственное регулирование машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение – одна из ведущих комплексных отраслей промышленности состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Государственное регулирование развития машиностроительного комплекса осуществляется на основе промышленной политики, представляющей собой систему мер, обеспечивающих условия для его эффективного развития на основе рационального использования производственного потенциала в целях удовлетво¬рения потребностей общества.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика машиностроительного комплекса России
2 Государственное регулирования машиностроения
2.1 Правовое регулирование машиностроительного комплекса
2.2 Основные направления государственной поддержки развития
машиностроительного комплекса
2.3 Реформирование государственного регулирования
машиностроительного комплекса
2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование машиностроительного комплекса .doc

— 2.66 Мб (Скачать файл)

Создание новых организационно-правовых форм в системе управления крупными внутри­отраслевыми комплексами может способствовать активизации инновационной деятельности, так как увеличиваются финансовые возможности. Обусловливается это тем, что в холдингах со­здаются структурные подразделения, в составе которых имеются специалисты-профессионалы в области инновационного менеджмента и техно­логического маркетинга.

В настоящее время не отмечается активной государственной роли в области развития совре­менных технологий в ведущих отраслях эконо­мики. Во многом это обусловливается отсутстви­ем теоретико-методологических обоснований стратегии инновационно-технологического раз­вития базовых отраслей промышленности. А ори­ентация преимущественно на текущие задачи экономического развития связана в значитель­ной мере с отсутствием промышленной и техно­логической политики в сфере основных отрас­лей экономики. Анализ показывает, что уже бо­лее 15 лет заметно снижение «порога» техноло­гической безопасности в системе наукоемких от­раслей, и прежде всего в машиностроительном комплексе. В этом комплексе виден регресс во многих подотраслях, к которым относятся само­летостроение, станкостроение и др. Как отмеча­ют ученые, практически во всех машинострои­тельных центрах страны имеется невостребован­ность сохранившегося по ряду элементов совре­менного производства научно-технического по­тенциала. В машиностроительном комп­лексе недостаточно исследуются проблемы, свя­занные с реалиями энергоэкономической многоукладности, которая сдерживает «прорывные» прогрессивные технические решения, как в обла­сти орудий, так и в области предметов труда. Здесь особая роль принадлежит целевым госу­дарственным программам. Так, в основе целевой программы «Национальная технологическая база» лежит идея совершенствования технологических укладов[17]. Технологическая многоукладность оте­чественного машиностроения является одним из сдерживающих факторов, не позволяющих по­вышать инновационно-технологический потен­циал предприятий. Со­здание современных технологических укладов невозможно без дальнейшего снижения негатив­ных последствий энергетической многоукладности в системе промышленной энергетики и оп­тимизации использования различных энергоно­сителей (в том числе электроэнергии различных параметров).

2.3 Реформирование государственного регулирования машиностроительного комплекса

Государство в настоящее время вынуждено предпринимать активные усилия не только по модернизации оборонного комплекса, но и стимулировать развитие двойных технологий, технологическое обновление таких массовых секторов экономики, как автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение, которые имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения[18].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.

С целью обеспечения диверсификации и комплексного развития российской экономики интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет преимущественного использования продукции российского машиностроения и металлургии. Реализация данного принципа создаст условия для системного и пропорционального развития российской экономики и обеспечения технологической безопасности страны.

Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции.

В рамках реализации указанных направлений будут осуществляться следующие меры:

- повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в России;

- создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий за счет субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским предприятиям в рамках проектов, ориентированных на внутренний рынок и соответствующих приоритетам развития российской экономики;

- совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат на лизинговые платежи;

- расширение практики кредитования финансовыми институтами развития инвестиционных проектов развития новых производств;

- создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию за счет совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;

- использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики;

- стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий;

- государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий, соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям;

- развитие механизмов частно-государственного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;

- обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении экспортных операций, включая регулярную актуализацию перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка.

Российским союзом промышленников и предпринимате­лей была предложена концепция повышения конкуренто­способности российской промышленности[19], состоящая из трех блоков:

- системно-стратегический, связанный с общим повышением экономической эффективности, с выбором приоритетов раз­вития;

- структурно-тактический - по развитию производства продук­ции высоких технологий, а также по реализации инноваци­онно-интеллектуаль-ных проектов;

- оперативно-конъюнктурный - в первую очередь связанный с использованием благоприятной экспортной конъюнктуры для структурной перестройки инвестиционной политики (осу­ществление капитальных вложений в развитие высокотехно­логичных отраслей за счет реализации сырьевых и мине­ральных ресурсов).

Еще одна стратегия социально-экономического развития, предложенная правительству РФ 20 ведущими учеными-экономистами, а также экспертами Торгово-промышленной палаты РФ, содержит следующие основные положения:

- приоритетное развитие авиакосмического комплекса, атомной энергетики и производства изотопов, приборостроения и разработки программного обеспечения;

                            - поддержка отраслей машиностроительного комплекса, в первую очередь, за счет парламентских и правительственных решений, обязывающих компании сырьевого сектора размещать не менее 75 % заказов на оборудование на российских предприятиях;

                            - импортозамещение - введение запрета на импорт за счет бюджета всех неуникальных товаров и услуг;

                            - инвестиционная государственная политика, выраженная в налоговом стимулировании инвестиционной деятельности, а также в концентрации финансовых ресурсов во внебюджетном целевом ссудном фонде, с последующим распределением финансовых потоков под жестким государственным контролем.

Таким образом, необходимы приоритеты госу­дарственной промышленной политики, в том числе:

- обеспечить правовую защиту российских машиностроителей от недобросовестных поставщиков импортного оборудова­ния, не оплачивающих в полном объеме таможенные по­шлины и сборы;

- ужесточить борьбу с азиатскими изготовителями контрафакт­ной продукции;

- осуществить комплексное решение вопросов защиты корпо­ративной собственности от захватов, совершаемых с нару­шением уголовного законодательства путем подделки доку­ментов, предоставляемых для регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, и судеб­ных решений - с целью получения заведомо незаконных исполнительных листов, а также с использованием механиз­ма преднамеренного и фиктивного банкротства.

Экономическая поддержка должна быть предоставлена как в виде долгосрочных и дешевых инвестиционных ресур­сов, так и путем создания научно-технологических центров, обеспечивающих машиностроительные компании современ­ными конструкторскими и высокотехнологическими реше­ниями, необходимыми для масштабного переоснащения производства.

2.4 Оценка эффективности применяемых методов регулирования

Несмотря на все проблемы и трудности, в России имеются все необходимые условия для  опережающего  развития машиностроения. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, имеется ясное понимание ситуации со стороны руководства государством и политическая воля к ее изменению в лучшую сторону.

Возросли объемы инвестиций в основные фонды. Если в 2000 году они составляли чуть более 1 трлн.  рублей,  то в 2006 году  уже – 4,5 трлн.  руб., т.е. рост составил более 400%. Ожидается, что  объем инвестиций в основные фонды по итогам 2010 года превысит показатели 2006 года более чем в два раза, т.е.  темпы роста  инвестиций достаточно высокие.

            Осуществляются Федеральные целевые программы «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и др.

Заметно повысилось внимание руководителей страны к наиболее актуальным проблемам машиностроения, таким, например, как кадровая проблема. Можно ожидать, что при таком подходе отечественное машиностроение получит серьезную государственную поддержку.

Происходит консолидация усилий, направленных на развитие отечественного машиностроения и внутри самой отрасли, о чем свидетельствуют создание и активная деятельность Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Эта организация готова взять на себя ответственность за координацию деятельности по формированию такой необходимой сегодня стратегии модернизации и развития машиностроительного комплекса России и решение других важнейших проблем машиностроения.

В машиностроительном комплексе есть мощный интеллектуальный потенциал. В отрасли довольно успешно работает большое количество научно-исследовательских и проектных организаций. Научные разработки отраслевых институтов НПО ЦКТИ, ГНЦ НАМИ, ВЭИ им. Ленина, НИИ «Теплоприбор», ЦНИИТМаш, ВНИИМетМаш и других отвечают требованию времени и предложены к производству. Благодаря этим разработкам шагнули в новое тысячелетие с обновленной продукцией ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, Владимирский тракторный, Красноярский и Ростовский комбайновые заводы, Кольчугинский завод «Электрокабель», Подольский завод им. Орджоникидзе, Тверской вагоностроительный, Ивановский и Санкт-Петербургский им. Свердлова станкостроительные заводы и ряд других предприятий.

Российское машиностроение располагает значительным экспортным потенциалом. Несмотря на все экономические трудности и проблемы, оно по экспорту занимает в стране второе место после топливно-энергетического комплекса, что составляет в физическом объеме в год около 10-15 млрд. долларов. Если же за счет приоритетного развития наукоемких и конкурентоспособных производств будет осуществлен масштабный выход на мировые рынки, то экспорт машинотехнической продукции увеличится не менее чем в два раза.

В машиностроении России на стыке 2009-2010  годов продолжаются противоречивые тенденции. Машиностроение «просело» наиболее серьезно – от 62 % до 71,6 %. И с начала 2010 года сохранился негативный тренд: за январь-февраль производство, по оперативной статистике министерства,  возросло по всем видам деятельности,  кроме производства машин и оборудования,  где снова отмечен спад. В России удельный вес отрасли машиностроения колеблется в интервале 18–20 %, что указывает на крайне низкий уровень развития отечественного машиностроения.  На открывшемся    в Жуковском международном форуме  "Технологии в машиностроении" В.В.Путин констатировал,  что  «с начала 2010  года машиностроительный комплекс РФ растет. Выпуск машин и оборудования с начала года увеличился на 19 %, транспортных средств - на 22,5 %, энергетического оборудования -  более чем на 30%.  Во многом это произошло благодаря антикризисной поддержке машиностроения со стороны властей,  позволившей отрасли пережить сложные времена без тяжелых потерь». Производство легковых автомобилей в январе - июне 2010 года составило 488 тыс. шт., что в 1,7 раза выше, чем к январю-июню 2009 года (2009 год - 392,2 тыс.шт.).  Выпуск автомобилей иностранных брэндов составил 259,8  тыс.шт.  (в 1,8  раз выше). Предприятия,  работающие в режиме промышленной сборки,  изготовили 177,2  тыс. шт.,  что в 1,7 раз превышают показатели 2009года. Экспорт машиностроительной продукции за январь-май 2010  года составил 7,2млрд.долл., 135,3 %  к соответствующему периоду 2009  года.  При этом экспорт в страны дальнего зарубежья составил 4,7 млрд.долл. (143,6 %), в станы СНГ 2,5 млрд.долл (122,1 %).  В январе-мае 2010  года импорт машин и оборудования составил 31,2 млрд.долл. (125,5 %  к январю-маю 2009  года), в том числе из стран дальнего зарубежья 28 млрд.долл. (122,4 %), из стран СНГ 3,2 млрд.долл. (161 %). В частности,  продолжилось падение объемов в секторах тракторного,  сельскохозяйственного, лесозаготовительного машиностроения.  По данным Союза машиностроителей России  (СМР),  в январе-феврале 2010  года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось производство всех видов сельскохозяйственной техники  (кроме культиваторов),  тракторов и трелевок леса,  бульдозеров.  Например,  за два месяца произведено зерно-  и кормоуборочных комбайнов 86,7 % от аналогичного периода прошлого года, причем наибольшее уменьшение в этом сегменте произошло в ООО «Клаас» (74,8 %). Значительно – в среднем на 28,5 % – снизился выпуск прицепной сельскохозяйственной техники  (плуги,  сеялки,  косилки). В феврале по отношению к январю производство тракторов также уменьшилось на 22,8 %, машин для трелевки леса  – на 14,3  %. Зато налицо увеличение выпуска дорожно-строительной техники  (бульдозеры, трубоукладчики,  автогрейдеры,  экскаваторы) –  оно составило в среднем 55,1 %.  При этом экскаваторов выпущено более чем в три раза (320 %), автогрейдеров – на 70 % больше, машин для городского коммунального хозяйства – на 64,3 %.больше, чем в январе-июне 2009 года.

Информация о работе Государственное регулирование машиностроительного комплекса