Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 16:10, реферат

Описание работы

Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Содержание работы

Введение
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики в современных экономических реалиях
1.2 Основы методологии осуществления государственного регулирования экономики
1.3 Основные проблемы управления процессом ресурсного обеспечения развития региона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

В-8.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Вариант 8.

Введение

1. Государственное регулирование ресурсного обеспечения  развития экономики региона

План:

Введение

1.1 Предмет и задачи  государственного регулирования экономики в современных экономических реалиях

1.2 Основы методологии  осуществления государственного регулирования экономики

1.3 Основные проблемы управления процессом ресурсного обеспечения развития региона

Заключение

Список литературы

 

Введение

Современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.

Формат и глубина государственного вмешательства в экономику зависит от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений. Многие аспекты экономической деятельности и неконтролируемые рыночные процессы могут крайне негативно влиять на общество и природу, поэтому даже рыночная экономика не может быть нерегулируемой. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы, организующее и упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, в контроле над соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

С точки зрения экономической теории, государственное регулирование экономики (дальше - сокращ. ГРЭ), вообще говоря, является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.

Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

 

1.1 Предмет и задачи  ГРЭ в современных экономических  реалиях

 

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ - реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутри региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений - социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

Целью государственного регулирования должно являться обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции.

Формирование системы государственного регулирования экономики - одно из решающих условий перехода государства к рыночному хозяйству. На начальных этапах этот процесс характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование утрачивает всеобъемлющий характер, а степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

Задачи и содержание государственного регулирования в переходный период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения его исключительно как сферы товарного обращения. Однако такой подход и в настоящее время широко используется и имеет свои основания. Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка - это рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным приказным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Роль государства качественно отличается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся экономики рыночного типа. На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами: во-первых, самоорганизация, а рынок - классический образец самоорганизации; во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически и стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Исторический опыт развития свидетельствует о необходимости применения стимулов и регуляторов, основанных на использовании отношений рынка при утверждении эффективной рыночной экономики. Только при достаточном насыщении спроса и развитии конкуренции между производителями возникает рынок потребителя, тот самый товарный рынок, который жестко подчиняет производство удовлетворению общественной потребности и обеспечивает более надежный механизм реализации его целей. Одновременно он же формирует экономическую основу для непрерывного наращивания капиталовложений с целью обновления выпускаемой продукции и внедрения новых технологий в производство. Это определяет главную задачу создания современного рынка - удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.

Рынок требует иных, чем при административно-командной системе, хозяйственных руководителей. Для рынка нужна особая инфраструктура, необходимо умение ее создавать и работать в ней. Рынок нельзя ввести или отменить декретом. Его становление и утверждение - закономерный исторический процесс, длительный и сложный, требующий определенного переходного периода. В затянувшийся и после девяностых годов переходный период российской экономики на первый план поставлена задача восстановления нарушенного равновесия в народном хозяйстве, обеспечение элементарной сбалансированности спроса и предложения, а затем введение рыночных регуляторов.

Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. Особая роль должна отводиться проблемам экологии.

Разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.

Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов посредством четкого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями (особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического или техногенного бедствия).

ГРЭ должно быть основой для формирования единого товарного рынка страны.

 

 

 

 

1.2 Основы методологии  осуществления ГРЭ

 

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач. Планирование, как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

Методы воздействия государства на экономику можно подразделить на прямые и косвенные. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

К прямым методам относятся: определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот; регулирование цен, их уровней и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Информация о работе Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона