Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 16:10, реферат

Описание работы

Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Содержание работы

Введение
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики в современных экономических реалиях
1.2 Основы методологии осуществления государственного регулирования экономики
1.3 Основные проблемы управления процессом ресурсного обеспечения развития региона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

В-8.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Эффективное ресурсное обеспечение как объект управления требует повышенного внимания к системе мониторинга данных, характеризующих динамику ресурсообеспеченности экономики региона, что позволяет определить ее уровень на основе общепринятой методологии статистической оценки национального богатства, рассчитанной для мезоуровня экономической системы статистических данных, и обеспечивает легкость и низкозатратность внедрения и осуществления мониторинга как в стадии накопления, так и в стадии использования ресурсов одновременно. Количество и состав показателей для каждого вида ресурсов может варьироваться в зависимости от региональных целей, что делает методику достаточно гибкой и адаптивной.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Государственное регулирование  экономики. Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2002

2. Государственное регулирование  экономики. Курс лекций. Новиков  М.В. Таганрог: ТГРУ, 2000

3. Государственное регулирование  экономики. Курс лекций. Нестерова  А.Д. Калининград: КГУ, 1997

4. Экономика для инженера. Уч. пособие в 2-х частях. Басаргина О.А., Ермолаева М.Г., Коляго В.С. и др. Под ред. Комарницкого Ю.А., Сапора А.К. М.: Высшая школа, Доброе слово, 2001

5. Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001

6. Государственное регулирование экономики. Под ред. Власова Г.Н., Желтова А.М. Нижний Новгород: ВВГАС, 1998

7. Сборник отчетов «Регионы России. Социально-экономические показатели - 2009г.». Федеральная служба государственной статистики. М.: 2009

8. «Политические проблемы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России». Рудакова О.Н. Издание «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», №10, 2008

9. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. Губин Е.П. М.: 2001

10. Региональная экономика и управление. Уч. пособие. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. М.:ИНФРА-М , 2006

11. Государственная политика и управление. Уч. пособие в 2-х частях. Под ред. Сморгунова Л.В. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006

 

 

Тема. Предпринимательская деятельность государства в сфере государственной собственности.

План:

Введение

1.1. Понятие и сущность государственной собственности

1.2 Понятие государственного  предпринимательства и его формы

1.3 Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства

1.4 Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы:

 

Введение

Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще. Однако жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идут реформы, в том числе и реформирование государственной собственности.

Тема развития государственной собственности актуальна, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить, что должна включать в себя категория "государственная собственность" и какую роль она должна играть. Важность этой темы обуславливается также тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно-экономического строя, ее рассмотрение позволит ответить на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны.

Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.

В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и, прежде всего рабочей силы. Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим и о роли государства в общем и о государственном предпринимательстве.

 

1.1 Понятие и сущность  государственной собственности

 

В экономике велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу - грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

Этот вид собственности существует на 3-х уровнях:

1. на уровне всей федерации - федеральная собственность.

2. на уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

3. муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).[12,с.58]

Сейчас развернулся процесс приватизации крупных государственных предприятий. Причина этого процесса заключается в неэффективности, тяжелом финансовом положении данных предприятий. Но, как правило, приватизация не распространяется на железные дороги, гидростанции, почту, каналы, портовые сооружения, имеющие большое значение для нормального функционирования экономики в целом.

Представления о собственности формировались в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отмечу, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью.

В свою очередь первичные отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи.

Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства.[21,с.29] Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения и распоряжение вещью.

 

1.2 Понятие государственного  предпринимательства и его формы

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств.[37,с.130]

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных "новыми русскими".

Информация о работе Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона