Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 16:10, реферат
Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.
Введение
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики в современных экономических реалиях
1.2 Основы методологии осуществления государственного регулирования экономики
1.3 Основные проблемы управления процессом ресурсного обеспечения развития региона
Заключение
Список литературы
К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планирование - деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющая собой последовательность действий, согласованных по целям, ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах.
Финансово-кредитные методы регулирования относятся практически ко всем сферам социально-экономической жизни страны. Общественно необходимые затраты труда и цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее среднеобщественные затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре. При формировании плановой цены, с одной стороны, недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми в виде дотаций или скидок с цены, покрываемых государством.
Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем. Целесообразно иметь в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в пределах устанавливаемых верхних и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены - цены стихийного рынка.
Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного срока.
Прямое воздействие на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и, особенно, на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые и управленческие регуляторы.
Использование специальных фондов в качестве одного из методов государственного регулирования территориального развития вызвано, с одной стороны, дефицитом региональных бюджетов, а с другой – необходимостью обособления части финансовых ресурсов на цели и привлечение дополнительных источников для решения конкретных экономических и социально – демографических задач. Используя эти фонды, можно воздействовать на развитие территорий через контрактное финансирование, налоговые льготы, на цели, заранее оговоренные в Уставе того или иного фонда, гарантированные кредиты, льготное кредитование, учреждение смешанных фирм, обеспечение доступа к коммерческой информации.
В настоящее время остро стоит проблема соответствия способов государственного регулирования с формирующимся региональным рыночным механизмом хозяйствования, в котором главная роль отводится местным органам. Именно им предстоит разработать программы приватизации объектов, находящихся на территории и переведенных в собственность.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений и корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно- технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров; в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые за тем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воз действие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Также среди методов регулирования экономики можно назвать следующие: балансовый метод, метод моделирования, система прямых хозяйственных договоров, регулирующих отношения, программно-целевой подход к обеспечению концентрации ресурсов для достижения конечных результатов и потребностей и др.
1.3 Основные проблемы управления
процессом ресурсного
В развитии экономики региона основное место занимает процесс ресурсного обеспечения программы развития и входящих в нее проектов. От объема и состояния ресурсной базы развития также зависит решение многих общих социально- экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, соответствия структуры капитала и производства изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения, макроэкономической стабильности региона.
Ресурсное обеспечение проектов развития региона - сложный и многофакторный процесс. В условиях рыночного перераспределения корпоративных и иностранных ресурсов развития, имеющего целью реализацию в большей степени краткосрочных и высокодоходных проектов объективно существует необходимость привлечения ресурсов для реализации общерегиональных долгосрочных проектов развития. Функция органов регионального управления состоит в оценке исходной ресурсной базы и привлечении необходимых ресурсов.
При стабильной и развитой рыночной экономике, активно использующей инновационные решения и информационные технологии, такие задачи решаются на основе рынка как саморегулирующейся системы. Совсем по-другому дело обстоит в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В них, как правило, еще отсутствуют многие условия для использования сил рынка. Значительная часть экономических структур, возникших в ходе рыночной трансформации, находится в стадии становления. В таких условиях опора только на рынок не обеспечивает необходимых возможностей для осуществления инвестиционного процесса в части мобилизации ресурсов. Необходимо сочетание рыночного механизма с макроэкономическим механизмом регулирования процесса мобилизации, распределения и использования ресурсов в ходе реализации жизненно важных программ развития, как с общегосударственной точки зрения, так и в разрезе конкретного региона. Государственное регулирование процесса реализации программы развития призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. На деятельность органов регионального управления по регулированию процесса реализации программы развития региона в части ее ресурсного обеспечения оказывают влияние уровень развития и текущее состояние рыночного хозяйства, степень его готовности к решению общественно важных задач.
Задача ресурсного обеспечения программ развития является первоочередной. Существует объективная необходимость в разработке механизма управления ресурсами развития региона и соответствующего исполнительного органа в рамках системы управления региона, в компетенции которого должны находиться вопросы учета ресурсной базы региона, анализа тенденций ее изменения и воспроизводства, дачи рекомендаций по ее эффективному использованию в части поиска источников мобилизации ресурсов для реализации проектов развития с точки зрения ценовой и логистической оптимизации.
В этой сфере к методологическим можно отнести вопросы:
- выработка концептуального подхода, принципов и методов организации эффективного использования в пределах региона всех видов ресурсов, особенно их невосполнимой части;
- разработка концепции и основных составляющих системы управления ресурсами региона;
- формирование концептуальных подходов и методического инструментария изыскания и мобилизации ресурсов для реализации структурообразующих программ жизнеобеспечения и развития региона.
Последний пункт связан, в частности, с хозяйственным взаимодействием регионов на уровне органов власти по поводу построения межрегиональной системы ресурсных потоков в соответствии с принципами необходимой обеспеченности ресурсами и "честной цены".
К описанию внешней среды относится характеристика основных источников формирования ресурсов развития по отношениям и видам собственности, по уровням собственности. При выявлении сущности механизма формирования ресурсной базы региона необходимо рассматривать существующие рыночные схемы и определять степень качественного участия в них региональных управляющих органов.
Существующие рыночные схемы описывают мобилизацию ресурсов субъектами хозяйствования для реализации собственных проектов развития. Описание включает мобилизационную деятельность предприятий, проводимых как по собственной инициативе, так и при государственной поддержке. Мобилизационные процессы рассматриваются в рамках трехуровневой системы взаимодействий: федеральный уровень; межрегиональное взаимодействие; внутрирегиональный уровень.
Классификация ресурсов является одной из основных методологических задач наряду с выработкой общей концепции и концептуальных подходов изыскания и мобилизации экономических ресурсов для реализации структурообразующих программ развития региона.
В основу концептуального подхода построения системы управления ресурсами развития региона, которая призвана решать рассматриваемые в настоящей работе задачи положена совокупность принципов, используемых для рассмотрения проблем использования и воспроизводства различных групп экономических ресурсов. К таким принципам, прежде всего, относятся: достаточность ресурсов; оптимизация их структуры; наличие перспективы использования; множественность вариантов использования; сочетание системного и избирательного подходов при управлении использования ресурсов развития.
Основой методологического подхода к проблеме обеспечения программы развития региона является идея достаточности ресурсов для его жизнеобеспечения и развития и согласованности (баланса) различных видов ресурсов развития.
Текущая достаточность определяется соотношением наличных инвестиционных ресурсов, мобилизованных для использования и их потребным (расчетным) количествам, необходимым для реализации плановых инвестиционных процессов всеми субъектами в пределах региона.
Заключение
Регионы Российской Федерации существенно дифференцируются по своей ресурсной базе, однако в каждом из них наличествует достаточный их спектр, дающий возможность функционирования экономики региона и формирующий ее особенности и специализацию.
Проблематика управления обеспеченностью ресурсами, а также эффективностью их использования, приобретает особую важность с учетом масштабов страны и высокой степени различий регионов как по наличию ресурсов, так и по уровню их экономического развития, на фоне возрастания масштабов демографических, экологических и социальных проблем в отдельных из них. Все это порождает необходимость проведения системных исследований, направленных на изучение управления ресурсообеспеченностью региона как объекта, носящего критериальный характер с точки зрения целевой ориентации воспроизводственных процессов регионального уровня. Обеспеченность ресурсами детерминирует развитие экономики региона, однако, в то же время, развитая экономика продуцирует ресурсы, потенциально подлежащие вывозу как в рамках межрегионального, так и международного обмена, что становится все более значимым в условиях нарастающей глобализации.
Важным направлением диагностики проблем ресурсного обеспечения экономической системы региона является своевременное выявление лимитирующих ресурсов, количественные и качественные характеристики которых ограничивают экономический рост региона. В системе одновременно могут существовать несколько лимитирующих ресурсов, однако всегда существует один с минимальными значениями характеристик. В этой связи выработка действий по достижению полного ресурсного обеспечения функционирующих хозяйствующих субъектов и экономической системы региона в целом является обязательным условием сбалансированной и бесперебойной жизнедеятельности территориального образования.
Ресурсное обеспечение региональной экономики составляют, в первую очередь немобильные ресурсы, детерминирующие первичные специализации региона, затем все другие, обеспечивающие вторичные специализации. При этом, чем выше уровень освоения региона и его экономического развития, тем большую роль в его ресурсном обеспечении с точки зрения формирования специализаций играют мобильные ресурсы. То есть более развитая экономика «притягивает» мобильные ресурсы и продуцирует их, определяя тем самым региональную дифференциацию. Менее же развитая экономическая система региона, как правило, порождает отток мобильных ресурсов.
Информация о работе Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона