Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 16:10, реферат

Описание работы

Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Содержание работы

Введение
1.1 Предмет и задачи государственного регулирования экономики в современных экономических реалиях
1.2 Основы методологии осуществления государственного регулирования экономики
1.3 Основные проблемы управления процессом ресурсного обеспечения развития региона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

В-8.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Объекты государственной экономической политики, формой реализации которой является государственное регулирование экономики, чрезвычайно разнообразны.

К их числу относят различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, что подтверждается принятием, например, Федеральных законов "О федеральном железнодорожном транспорте", "О государственном регулировании агропромышленного производства".

Объектами государственного регулирования часто являются различные регионы России, примером чему может быть Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".

В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород (см., например, Постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г.  
№ 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород").

Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие, как цена, планирование, денежное обращение и др.

Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной экономики в развитых государствах, предполагающий существование в экономике государственного сектора.

Следует подчеркнуть, что государственный сектор экономики - составная и неразрывная часть рыночных отношений, элемент рынка. В то же время это средство, инструмент, с помощью которого государство активно воздействует на рынок: через закупки продукции, оплату работ и услуг; путем прямого или косвенного влияния на цены и тарифы и т.д.

Сам государственный сектор не однороден, что отражается и в правовом регулировании отдельных составляющих его частей или режимах правового регулирования. Например, можно выделить часть государственного сектора, связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; часть государственного сектора, связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления; часть государственного сектора, связанного с владением пакетами акций приватизированных государственных предприятий; часть государственного сектора, связанного с имуществом государства, не переданного каким-либо субъектам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе с имуществом, и прежде всего недвижимостью, находящейся за границей.

Обычно государственный сектор экономики России рассматривают узко, включая в него лишь отношения, возникающие из деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

В действительности, государственный сектор экономики России включает и иные перечисленные выше части, структурные элементы государственного сектора, что не может не учитываться при правовом регулировании соответствующих отношений.

Представляет интерес введение в научный оборот понятия государственного предпринимательства, смысл которого, на наш взгляд, заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной экономики с соблюдением условий, закрепленных в ст. 2 ГК РФ. Однако признаки предпри-нимательской деятельности, содержащиеся в указанной статье, не в полной мере могут быть применены к деятельности, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства. Так, систематическое получение прибыли далеко не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.

Ограниченные возможности рынка в производстве общественных товаров (несостоятельность рынка, его недостатки) проявляются, например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлять деятельность в сферах экономики, не приносящих прибыль, в то время как общественная потребность в соответствующих товарах, работах или услугах может, бесспорно, существовать. Так, хорошо известен пример с угольной отраслью в Великобритании и других странах, когда государство было вынуждено в силу различных причин, в том числе социальных, национализировать угольные предприятия. Метеорологические службы предоставляют необходимую информацию населению и коммерческим структурам, не получая за это какой-либо оплаты.

 

Заключение

Говоря о государственном предпринимательстве относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития. Также необходимо разработать базовый законодательный акт в виде Федерального закона "Об управлении государственной собственностью", который определил бы, что понимать под управлением государственной собственностью, каковы его цели и задачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты и субъекты управления, порядок учета и контроля за эффективным и по назначению использованием государственной собственности.

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики в современной России. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – локального (преимущественно организационного) характера.

Государственный сектор - государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом "золотой акции".

Существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

В качестве одного из признаков предпринимательской деятельности ГК РФ называет осуществление предпринимательской деятельности на свой риск. Однако следует учитывать, что риски при осуществлении государственного предпринимательства, в частности, унитарными предприятиями, существенно отличаются от рисков частных предпринимателей в силу особого правового статуса унитарных предприятий, закрепленного в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также существования значительной экономической основы их деятельности, базирующейся на всей мощи государственной собственности, что в значительной степени нивелирует возникающие риски.

Особое внимание в рамках государственного сектора экономики должно быть уделено отношениям, связанным с владением пакетами акций приватизированных предприятий, находящихся во владении Российской Федерации и субъектов Федерации. В настоящее время отсутствует четкая и полная правовая база для определения правового статуса представителя государства в органах управления акционерными обществами, ответственности государственных представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся у государства, и т.д.

Требует серьезной доработки правовая основа передачи пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации, на территории которых находятся соответствующие акционерные общества.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными также административные, финансовые и иные отношения. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии у предпринимательского права самостоятельного предмета правового регулирования, об объективной необходимости существования предпринимательского права как области юридической науки, отрасли права и отрасли российского законодательства

 

Литература

Конституция Российской Федерации // "Российская газета", 25 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г.)

Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий"

Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года "Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ"

Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (с изм. и доп. от 16 ноября, 31 декабря 1992 г.)

Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Андрианов В. "Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии (бюрократизация управления экономическим развитием)" // "Общество и экономика" – 2001 - № 11-12, с. 117 – 129

Андрианов В. "Государство и рынок: механизмы взаимодействия" // Маркетинг. – 2006. - № 5. с. 3 – 20

Асаул А. Н. "Роль государства в смешанной системе хозяйствования" // Регион: политика, экономика, социология, 2002, № 1-2

Белова В. Л. "Введение в макроэкономику: экономические функции государства" // Социально – политический журнал. – 2008 - №4, с. 82 – 94

Бирюков В. и др. "Госсобственность и госсектор в рыночной экономике" // Мировая экономика и международные отношения – 2001 – № 12, с. 57 – 64

Варнавский В. Г. "Партнерство государства и частного сектора: теория и практика"// Мировая экономика и международные отношения, 2002 - № 7, с. 28 – 37

Государство и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики: Обзор международной практики // Рынок ценных бумаг – 2001. - № 15. с. 15-21

Гребенников В. Г. "Великая монополия (отношения государства и экономики)" // Экономическая наука современной России. – 2004. – №3 , с. 64-78

Демидова Л. "Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления, 2007. - №4, с. 38 – 43

Денисов Б. А. "Государство – экономический интегратор" // Менеджмент в России и за рубежом – 2000,. - №4, с. 25-33

Денисов Б. И др. "Современный взгляд на экономическую роль государства" // Маркетинг. 2000. - № 4 , с. 16 – 25.

Донцова Л. В. "Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы" // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 – 40.

Дробот Р. А. "Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века" // Вестник МГУ, сер. 18, Социология и политология. 2002. - №3, с. 25 – 38

Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период // Экономист, 1991. - N 5. - С. 28-38.

Копейкин М. Ю. "Роль государства в регулировании экономики" // Копейкин М. Ю. "Реформирование экономики в России" (сборник статей), Ярославль, МАПН, 2000, с. 15 – 17

Коробов С. К. "Социальные функции государства с рыночной экономикой" // Государственная власть и местное самоуправление – 2001. - № 1. с. 10 – 17.

Котов В. В. "Государственное управление рыночной экономикой" // Экономика строительства. – 1999, № 10, с. 2 – 12.

Кудров В. "Государство и экономика: меняющаяся равновесие" // Проблемы теории и практики управления", 2002. - №3, с. 8 – 13.

Малахов С. А. "Когда необходимо вмешиваться государству?" // ЭКО. 1998. № 9. с. 123- 137

Место и роль государства в процессе развития // Международные отношения и мировая экономика, 2000, № 12. с. 59 – 93

Мясников М. В. "Экономическая политика государства в современных условиях" // Международные отношения и мировая экономика . – 2002. - №1., с. 48 – 52

Осадчая И. "Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией" // Международные отношения и мировая экономика, 2006. - №1, с. 140 – 147.

Осадчая И. "Государство в постиндустриальной экономике и социал – демократия" // Мировая экономика и международные отношения. – 2003, № 7, с. 79 – 88

Симонян Н. "О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели" // Общество и экономика. – 2000, № 3 –4, с. 4 – 17

Супян В. "Роль государства в экономике (на примере США) // Независимая газета. 2000 – 26 дек. С. 15

Танци В. "Роль государства в экономике: эволюция концепций" // Международные отношения и мировая экономика, 1998. - № 10. с. 51 – 62

Штиль Х.П. "Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция" // Проблемы теории и практики управления – 2000. - №5. с. 36-39

Информация о работе Государственное регулирование ресурсного обеспечения развития экономики региона