Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности рынка труда и основные на-правления его государственного регулирования в России.
Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и виды рынка труда, теоретические подходы к анализу рынка труда;
- рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
- определить основные меры государственного воздействия на рынок труда в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Рынок труда и необходимость его регулирования 5
2. Механизм государственного регулирования рынка труда 10
3. Особенности регулирования рынка труда в РФ 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике. Шарифуллина 124 гр.docx

— 166.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский ) федеральный

университет»

 

Институт экономики и  финансов

 

 

Кафедра макроэкономики и экономической теории

 

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине «Макроэкономика»

 

Тема: «Государственное регулирование рынка труда»

 

 

 

Автор курсовой работы                                                                     Шарифуллина А.Р.

 

Группа                                                                                                                            124

 

Научный руководитель                                                                              Гарипов Л.М.

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание

Введение                                                                                                                            3

  1. Рынок труда и необходимость его регулирования                                                  5
  2. Механизм государственного регулирования рынка труда                                    10
  3. Особенности регулирования рынка труда в РФ                                                     19

Заключение                                                                                                                      26

Список использованной литературы                                                                            28

Приложение                                                                                                                     30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы развития рынка  труда и его регулирования  вполне можно отнести к числу  «вечных», постоянно привлекающих внимание не только представителей различных  научных школ и направлений, но и  практиков, проводящих те или иные социальные и экономические реформы.

Рынок труда занимает основное место в системе воспроизводства. На рынке труда происходит купля-продажа  рабочей силы, а также оценивается  ее полезность и общественная значимость. Рынок труда и занятость населения  занимают одно из главных мест в  системе современных рыночных отношений. Социальные, экономические, а также демографические процессы, которые протекают в рыночной экономике, отражают явления, которые происходят на рынке труда.

Следует отметить, что рынок  труда в России находится на этапе  развития со всеми присущими этому  периоду признаками. На сегодняшний  день процесс формирования российского рынка труда, требует новых подходов к сфере социально-трудовых отношений, которые учитывают его специфику. Здесь речь может идти об учете характера изменения отраслевой структуры занятости, росте занятости в теневом секторе экономики, о значительных масштабах скрытой безработицы и невысокой мобильности рабочей силы. А это, в свою очередь, требует проведения анализа не только количественных, но и качественных величин рассматриваемых явлений.

Необходимо также соответствующее  рассмотрение системы государственного управления занятости, в силу того, что в настоящее время происходит определенное перераспределение объема задач в области решения социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами власти.

Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что  перед Россией все острее встает проблема выработки по существу новой  политики регулирования занятости, которая была бы адекватна выбранному курсу реформ. Рынок труда в  России претерпел существенные изменения  с начала девяностых годов, в связи с чем многие более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили актуальность.

Продуманная и эффективная  политика на рынке труда требует  дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Особую значимость при этом приобретают такие конкретные проблемы как: выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношение частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация в этой области. Необходимо также глубокое осмысление практики регулирования рынка труда на региональном уровне с учетом произошедших в последнее время изменений общеэкономической ситуации в стране с целью выработки рекомендаций по осуществлению политики занятости.

Объектом исследования является рынок труда и занятость населения.

Цель курсовой работы –  раскрыть особенности рынка труда  и основные направления его государственного регулирования в России.

Данная цель потребовала  решения следующих взаимосвязанных  задач:

- раскрыть сущность и  виды рынка труда, теоретические  подходы к анализу рынка труда;

- рассмотреть механизм  государственного регулирования  рынка труда;

- определить основные  меры государственного воздействия  на рынок труда в современных  условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рынок труда и необходимость его регулирования

Рынок труда - это составная  часть рыночной экономики и социально-трудовой сферы. В научной и учебной  литературе существуют различные его  определения.

Ученые-практики (например, Трубин В.В., Кашепов A.B., С.С.Утинова и др.) сводят сущность рынка труда к отношениям, складывающимся между работниками и работодателями в процессе купли - продажи рабочей силы и не прекращающимися после трудоустройства первых [16, с.54]. Смысл данного подхода заключается в том, что «рынок труда можно определить как пространство (экономическое, географическое), на котором покупатели и продавцы, олицетворяющие спрос и предложение, находятся в достаточно близком контакте (взаимодействии), в результате чего для каждого однородного продукта устанавливается определенная, превалирующая цена».

Другая группа ученых (например, В.С.Буланова, Н.А. Волгина.) определяет сущность рынка труда как механизм согласования интересов участников рынка труда, распределения и  перераспределения рабочей силы . Так профессор Волгина Н.А. дает следующее определение: «рынок труда - это органическая составляющая рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности в соответствии со структурой общественных потребностей и собственности. Основными элементами этого механизма являются спрос и предложение, стоимость и цена рабочей силы, конкуренция» [4, с.38].

Существует также подход, определяющий рынок труда в контексте  взаимосвязи его субъектов, которые вступают в согласовательный процесс переговоров по поводу условий труда.

Эксперты Международной  организации труда (МОТ) определяют рынок труда как экономические  отношения, которые отражают уровень  развития и баланс интересов работодателей, трудящихся и государства. Представители МОТ основной упор делают на то, что, на рынке труда стороны ведут переговоры относительно условий труда. В первом случае, участниками являются работодатели и лица, ищущие работу, а, во втором, участники - работодатели и представители организаций трудящихся, уже занятых в общественном производстве. Другими словами, такой подход к рынку труда охватывает всю рабочую силу, как занятых, так и безработных. Такая точка зрения поддерживается и многими российскими учеными, например, А.Григорьев считает, что «отношения купли-продажи непрерывны от найма работников до их увольнения... рынок труда охватывает как всех способных работать по найму: как занятых, так и не занятых наемным трудом» [25], Е.Кулешов предлагает рассматривать рынок труда как совокупное общественное отношение «работник-работодатель», которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе [14, с.38].

Таким образом, рынок труда  не только определяет условия труда, но и оценку, организацию и использование  рабочей силы. Под понятием «рынок труда» можно понимать - систему  социально - трудовых отношений, по поводу включения и использования рабочей силы в общественном производстве, основными субъектами которых выступают государство, предприниматели, работники, их представительные и посреднические организации.

Для современного развитого  и социально регулируемого рынка  труда характерны следующие черты:

- свобода выбора приложения  труда в рамках потребностей  хозяйственного комплекса и экономической  конъюнктуры, личных профессиональных  данных, признаваемых обществом  стремлений к повышению социального  статуса работника, его жизненного уровня, социальной обустроенности рабочего места;

- свобода конкуренции  на рынке труда, понимаемая  не только как конкуренция  работников за рабочие места,  но и как конкуренция между  работодателями за работников и как конкуренция между работником и работодателем за наиболее приемлемые условия купли-продажи услуг труда. При этом предполагается ограничение всех этих видов конкуренции в пользу социально-уязвимых групп работников;

- система оплаты труда,  предусматривающая общественно  приемлемое вознаграждение за услуги труда как условие экономической и социальной оправданности функционирования хозяйственного субъекта;

- государственная политика  занятости, ориентированная на  приближение числа рабочих мест  к потребностям населения в  них, на регулирование необходимых  структурных и технологических  сдвигов в производстве, влияющих  на занятость;

- государственное и общественное  содействие развитию человеческого  капитала и стимулирование в необходимых случаях профессиональной подготовки и повышения квалификации работников;

- поощрение тех элементов  механизма предпринимательства  и тех сторон социально-трудовых соглашений, которые способствуют демократизации производственной жизни, сохранению рабочих мест, поддержанию взаимного соответствия обязанностей и прав работодателей и работников, участию работников в тех или иных аспектах управления производством, достижению компромиссов, вовлечению работников в число акционеров предприятий.

Для рынка труда, прежде всего, характерна распределительная функция. Она заключается в рациональном вовлечении, распределении и использовании  ресурса труда по отраслям, регионам, видам трудовой деятельности. С этой функцией тесно связана регулирующая, поскольку на рынке происходит регулирование цены ресурса труда, его мобильности, уровня занятости работников и других параметров. Важное экономическое значение имеет стимулирующая функция, выполняя которую, этот рынок способствует развитию конкуренции между его участниками, повышению значимости высокоэффективного труда, росту квалификации и профессиональных знаний при необходимости перемены профессии.

Будучи одним из звеньев  системы рынков, исследуемый рынок  обладает общими для них признаками. В то же время он имеет и существенные отличия от других типов ресурсных рынков: носителем ресурса труда является человек, обладающий свободой воли; сделка, совершаемая на этом рынке, предполагает не конец, а начало отношений между ее агентами, многие параметры сделки модифицируются в процессе деятельности работника; на нем существенное значение имеют не денежные аспекты сделки; и высока степень их индивидуализации [16, с.58].

Структура рынка труда  может быть раскрыта по разным признакам  в зависимости от целей анализа. В данном параграфе мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

а) субъекты рынка труда;

б) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

в) рыночный механизм (спрос  и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

г) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

д) рыночная инфраструктура [17, с.78].

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для  того, чтобы возник и начал функционировать  рынок труда в современных  условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда  – наемные работники (и их объединения  – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это  участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

Работодатель – это  индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.

Государство как субъект  рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми  органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей  силы оно выполняет следующие функции:

– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда