Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности рынка труда и основные на-правления его государственного регулирования в России.
Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и виды рынка труда, теоретические подходы к анализу рынка труда;
- рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
- определить основные меры государственного воздействия на рынок труда в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Рынок труда и необходимость его регулирования 5
2. Механизм государственного регулирования рынка труда 10
3. Особенности регулирования рынка труда в РФ 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике. Шарифуллина 124 гр.docx

— 166.46 Кб (Скачать файл)

– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

– регулирование рынка  труда косвенными методами;

– защита прав всех субъектов  рынка труда;

– многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях [4, с.82].

Второй компонент –  экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями), других законах.

Все компоненты рынка труда  в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда [4, с.84].

Итак, рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Рынок труда позволяет осуществлять постоянное перераспределение рабочей  силы между отраслями и сферами  производства и обеспечение работой  незанятого населения. С помощью  рынка труда регулируется спрос  и предложение рабочей силы в  целях ее использования для осуществления  предпринимательской деятельности.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся, системы  регулирования социально-экономических  процессов в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на общероссийском уровне

2. Механизм  государственного регулирования  рынка труда

Государство активно вмешивается  в процессы, происходящие на рынке  труда: трудовое законодательство, установление минимума заработной платы, разнообразные программы занятости – все это действует как антипод свободному рыночному регулированию.

История «вхождения» государства  в рынок труда прошла несколько  этапов. Вплоть до первой половины XIX в. действия государства на рынке труда носили репрессивный характер, проявляясь в основном в подавлении рабочих движений и забастовок. Однако со второй половины XIX в. государство под угрозой революций постепенно пересматривает свою политику на рынке труда. С этого момента начинается история создания трудового законодательства. Сначала регулирование коснулось условий использования труда (запрещение детского труда, ограничение продолжительности рабочего времени, требования к безопасности труда, защита от незаконных увольнений и т. д.). Далее была затронута заработная плата (законодательное закрепление минимального уровня оплаты труда, компенсации, связанные с трудовой деятельностью, создание определения дополнительных выплат и т. д.). Этот этап считался большой победой профсоюзов в борьбе за права наемных работников. Власти, не решаясь ужесточить трудовое законодательство, избрали более гибкую политику – начиная с 30-х годов XX в. государство выступает посредником при переговорах на рынке труда между профсоюзами и работодателями. Подобная функция государства сохранилась и до сих пор: наиболее острые конфликты на рынке труда разрешаются с помощью государства [18, с. 38].

Но и этим не ограничилось государственное регулирование  рынка труда развитых стран. В послевоенный период государство все более активно вмешивается в процессы, происходящие на рынке труда: формирование занятости и защита от безработицы, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, жесткий контроль за условиями и безопасностью труда, ограничении половой и расовой дискриминации в области труда и занятости, периодический пересмотр размеров минимальной заработной платы в зависимости от стоимости жизни. Более того, в рамках ООН в 1946 г. была создана Международная организация труда, которая возвела активную политику на рынке труда в ранг международного закона [24, с. 45].

Однако слишком сильное  вмешательство государство в  рыночный механизм в развитых странах  привело к его частичному разрушению: трудовые и социальные гарантии негативно  отразились на мобильности труда  и трудовой мотивации, а контролируемая заработная плата способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно проявилось в период нефтяного кризиса в 70-е годы.

В конце 80-х годов политика жесткого дерегулирования в западных странах сменилась более разумной политикой государственного контроля за обеспечением гибкости рынка труда. Мировая экономическая история нынешнего столетия, таким образом, показывает, что всплеск усиления регулирующей роли государства сменился периодом дерегулирования, при этом регулируемый характер рынка труда сохраняется [22, с. 29].

Большинство экономистов  Запада считают, что государство  может поддерживать стабильную экономику и высокую занятость путем регулирования совокупного спроса.

Некоторые экономисты, хотя их меньшинство, считают, что государство  внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет меньше вмешиваться в экономику. По их мнению, устойчивая и предсказуемая государственная политика вносит меньшую неопределенность в экономическую систему.

В настоящее время государственная  политика занятости разрабатывается  по двум основным направлениям: содействие в трудоустройстве и оказание помощи в проф. подготовке и переподготовке; стимулирование образования гибкого  рынка труда. Кроме того, государственная  политика занятости предусматривает  ряд мер по воздействию на уровень  занятости. Мировой опыт свидетельствует  о наличии двух типов воздействия  в этой области: активного и пассивного. К первому относятся меры, стимулирующие создание новых рабочих мест и предложение труда (т.е. рост профессиональной и географической мобильности населения), а также меры по сохранению или повышению уровня занятости на предприятиях. К пассивным мерам относятся различные выплаты пособий безработным [15, с. 55].

19 мая 2006 г. был обсужден  проект Концепции действий на  рынке труда на 2006-2010 гг. В проекте  были определены основные задачи  государственной политики в области регулирования рынка труда:

1. Содействие в реализации  прав граждан на свободное  распоряжение своими способностями  к труду, на достойный труд  по свободно выбранному роду  деятельности и профессии;

2. Обеспечение реализации  права граждан на защиту от  безработицы;

3. Соблюдение прав в  области охраны и оплаты труда,  предотвращение и пресечение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;

4. Содействие обеспечению  работодателей рабочей силой  в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Как следует из проекта  Концепции, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2006-2010 гг. будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения по следующим направлениям:

1.Модернизация трудового  законодательства и законодательства  о занятости населения;

2.Формирование системы  мониторинга ситуации на рынке  труда;

3.Обеспечение сбалансированности  профессионального образования  и спроса на рабочую силу;

4.Повышение территориальной  мобильности рабочей силы;

5. Развитие кадрового  потенциала;

6.Оптимизация привлечения  иностранной рабочей силы;

7.Стимулирование экономической  активности населения;

8. Повышение качества  рабочих мест;

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит, по мнению разработчиков, существенно  улучшить ситуацию на рынке труда  и снизить уровень общей безработицы до 6-7 % численности экономически активного населения [22, с. 18].

В экономической теории выделяют два основных типа воздействия государственного регулирования на рынок труда: прямое и косвенное. Прямое воздействие на рынок труда, как правило, заключается в регулирующей или корректирующей функции государства. Прямые методы предусматривают законодательное регулирование найма работников, а также использование их труда. В основе проведения прямых методов находится концепция ограничения государственного вмешательства в экономику [8, с. 362].

В отличие от прямого воздействия  на рынок труда косвенные методы включают в себя элементы фискальной политики (изменение налоговых ставок), монетарной (регулирование денежного обращения), финансовой (осуществление ассигнований и выплата субсидий), амортизационной (варьирование ставками норм амортизационных отчислений).

Косвенные методы регулирования  рынка труда одновременно являются методами общеэкономического регулирования [8, с. 363].

С целью регулирования  занятости и безработицы государство  может применять целый комплекс методов, в частности экономические, административные, идеологические, законодательные, организационные и др. [6, с. 264].

Под экономическими методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога и др.

К административным методам  относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности  рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение  иммиграции и эмиграции рабочей  силы.

Идеологические методы применяются  для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников, стимулирования создания на предприятиях так называемых фондов трудящихся, привлечения работников к процессам управления на различных уровнях и т.д.

Государственные законодательные  акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство  представителей отдельных групп  населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин, относятся к законодательным методам государственного рынка труда.

Суть организационных  методов состоит в снижении или  устранении различного рода институциональных барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов.

В подавляющем большинстве  стран существуют нормы и положения, регулирующие различные аспекты сферы труда. Однако наибольшее воздействие на динамику и структуру занятости и безработицы оказывают правовые нормы, касающиеся найма и увольнения работников, возможности применения срочных трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, включая сверхурочную работу.

Центральным элементом всей системы защиты занятости является трудовое законодательство и в первую очередь те его нормы, которые  содержатся в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в  РФ». В нем основными направлениями государственного регулирования в области трудовых отношений являются процедура увольнения, особые процедуры проведения массовых увольнений, защита работника от несправедливого увольнения, а также виды трудовых договоров [12, с. 34].

Законодательство о занятости  ставит перед собой цель создать  цивилизованный баланс спроса и предложения труда на рынке рабочей силы, а также обеспечить надлежащее осуществление права граждан на труд и защиту от безработицы [13, с. 710-711].

Анализ законодательства о занятости населения свидетельствует, что оно всегда состояло из правовых норм, не относящихся к какой–то одной отрасли права. Это не могло не сказаться и на содержании действующего Закона о занятости. С правовыми нормами трудового законодательства связаны следующие статьи: ст. 8 – о праве граждан на выбор места работы и оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; ст. 7 (п. 3), ст. 21 (п.5) – о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости, а также об установлении на разных уровнях правового регулирования более льготных по сравнению с указанными в законодательстве условий и порядка выплаты пособия по безработице за счет собственных средств или доплат к пособию по безработице, выплачиваемому органами службы занятости [19, с. 57].

Положение о свободе труда, вытекающего из ст. 37 Конституции  РФ, гласящее о том, что каждому  гражданину предоставлено право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию представлено в ст. 2 ТК РФ как основной принцип правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений [2, с. 58].

В связи с тем, что государство  на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства, в  статье 23 Закона о занятости (п.3) назван круг лиц, имеющих право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Это безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии [20, с. 32].

Также разработку и реализацию государственной политики в области  содействия занятости населения осуществляет Федеральная государственная служба занятости населения и ее территориальные органы.

Данная служба осуществляет полномочия по:

- оценке состояния и  прогнозу развития занятости  населения, информировании о положении  на рынке труда;

- разработке и реализации  федеральной, территориальных и  других целевых программ содействия  занятости населения, включая  программы содействия занятости граждан, находящимся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействию гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям – в подборе  необходимых работников;

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда