Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности рынка труда и основные на-правления его государственного регулирования в России.
Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и виды рынка труда, теоретические подходы к анализу рынка труда;
- рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
- определить основные меры государственного воздействия на рынок труда в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Рынок труда и необходимость его регулирования 5
2. Механизм государственного регулирования рынка труда 10
3. Особенности регулирования рынка труда в РФ 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике. Шарифуллина 124 гр.docx

— 166.46 Кб (Скачать файл)

- организации при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации безработных граждан;

- осуществлению социальных  выплат в виде пособия по  безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании [7, с. 710-711].

Среди моделей, связанных  с регулированием рынка труда, наиболее известны две, основанные на классическим (неоклассическом) и кейнсианском (неокейнсианском) подходах. Они различаются оценкой возможностей и пределов государственного и рыночного регулирования национального хозяйства [11, с. 44].

Согласно классической теории механизм самокоррекции экономики, обеспечивающий эффективное распределение (перераспределение) и использование ресурсов труда, стал идеологическим фундаментом политики государственного вмешательства в сферу социально-трудовых отношений. Спонтанным регулятором занятости в данном контексте выступает собственно процесс производства товаров, обеспечивающий доход, необходимый и достаточный для закупки всей продукции на рынке.

Проблема недопотребления  в связи со склонностью к сбережениям  в классической теории решается путем изменения ставки процента, позволяющей приводить в соответствие планы домохозяйств по сбережениям и инвестиционные намерения предпринимателей [10,с.159]. Снижение процентной ставки стимулирует развитие производства, рост занятости и уменьшение безработицы.

В классической (неоклассической) интерпретации цена труда гибко  реагирует на любые изменения  со стороны спроса или предложения, поддерживая занятость в равновесном  состоянии. Ее отклонение от оптимального значения порождает избыток ресурса труда.

Применительно к российским условиям наибольший интерес представляет кейнсианский принцип эффективного спроса как основы увеличения масштабов  занятости. Его недостаток ведет  к недогрузке производственных мощностей, сворачиванию производства, сокращению занятости, росту вынужденной безработицы.

Для обеспечения поступательного  развития и достаточно высокого уровня занятости необходима государственная поддержка спроса посредством стимулирования личного потребления и объема инвестиций. Поскольку функция потребления относительно устойчива, для поддержания занятости в условиях экономического роста государство должно поощрять осуществление капиталовложений, причем лучше всего с помощью дискреционной фискальной политики. Таким образом, согласно кейнсианской теории, на фоне снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для расширения производства дискреционная политика стимулирует приток в экономику частных капиталовложений [11, с. 45].

Отрицание эластичности заработной платы и цен – важный постулат в кейнсианской теории макрорегулирования. Снижение заработной платы и цен способствует сокращению покупательной способности и доходов предпринимателей, что, естественно тормозит развитие производства, увеличение спроса на труд, сокращает занятость [9, с. 223].

Сторонники рассмотренных  выше концепций регулирования занятости  для доказательства некоторых теоретических положений нередко используют институциональные аргументы. Кейнс, например, отсутствие мгновенной реакции уровня заработной платы на изменение совокупного спроса объяснял действиями профсоюзов, заинтересованных в увеличении доходов трудящихся, и наличием контрактных обязательств между работодателями и наемными работниками [11, с. 46].

Особый интерес для  формирования эффективной занятости  в условиях российской экономики представляют переходные модели занятости Я. Корнаи. Первая модель – трансформация рынка рабочей силы с ограниченным спросом на услуги труда в рынок с ограниченными ресурсами. Вторая модель – трансформация рынка рабочей силы с ограниченными ресурсами в рынок рабочей силы с ограниченным спросом. Обе модели сами по себе не обеспечивают должной эффективности системы занятости, но являются своего рода промежуточными этапами на пути к ее достижению. Для модели занятости с ограниченными ресурсами, когда предприятия полностью поглощают потенциальные резервы рабочей силы, уровень занятости является относительно стабильным, несмотря на возможность кратковременных колебаний. Работающие по найму не испытывают конкуренции со стороны незанятых, так как безработица в данной модели характеризуется естественным уровнем. Ресурсным ограничением на рынке труда выступает дефицит рабочей силы. Ограниченное предложение услуг труда порождает феномен скрытой безработицы на микроуровне. Это ведет к монополизму продавцов услуг труда по отношению к работодателям, ослаблению производственной и трудовой дисциплины, нарушению социальной справедливости в распределении доходов и др.

Для модели занятости с  ограниченным спросом характерно преобладание предложения услуг труда над  спросом. Значительная доля резерва  ресурсов труда в сфере занятости  порождает «рынок покупателя услуг  труда», что ставит наемных работников в жесткую зависимость от работодателей  вследствие ограниченности выбора рабочих  мест и признания факта, что заработная плата в переходной экономике является основным источником дохода.

Наличие двух переходных моделей  указывает на различные институциональные конструкции сферы занятости. В одном случае они определяются действием патерналистских механизмов, в другом – рыночных институтов распределения рабочей силы. Принимая во внимание социальную ориентированность российской рыночной экономики, трансформации в системе занятости будут определяться механизмами не только рынка, но и госрегулирования [11, с. 48-49].

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  регулирования рынка труда в  РФ

Государственное регулирование  национального рынка труда и  трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках. К сожалению, в нашей стране сложившийся рынок труда является квазирынком, для которого характерны многочисленные диспропорции, наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодной для большинства работников цене.

Отечественный рынок труда  в значительной степени разбалансирован. Причем это относится ко всем его  срезам – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою «разветвленность», не образует целостной системы [3, с. 39].

Большая роль в регулировании  отношений занятости принадлежит  Правительству РФ. Принимаемые им постановления конкретизируют положения федеральных законов, раскрывают их содержание; создают организационные и иные условия для работы органов службы занятости, иных государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав граждан в области занятости и социального обеспечения. К таким актам Правительства РФ относятся постановления: «Об утверждении Положения об организации общественных работ», «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» и ряд других актов [1].

Нормативные правовые акты, регламентирующие отношения занятости, принимаются в пределах их компетенции различными министерствами и ведомствами, в основном Минтрудом РФ, в составе которого функционирует Департамент федеральной государственной службы занятости.

Если попытаться дать общую  характеристику принятых за последние  годы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок защиты прав и интересов граждан в области их занятости, то нельзя не отметить, что эти акты еще далеки от совершенства. Они, во-первых, не охватывают всю гамму взаимоотношений между гражданами, предпринимателями и государством, как это должно быть в государстве с развитыми рыночными отношениями.

Во-вторых, они по разным причинам недостаточно подробно проработаны, нередко изложены схематично, что затрудняет их понимание и вызывает необходимость применения различного рода местных инструкций, разъяснений, нередко искажающих смысл этих актов.

Причины несовершенства законодательных  и иных правовых нормативных актов о занятости населения различны. Например, одна из них заключается, по нашему мнению, в том, что еще не сложился институт государственных служащих, способных на высоком профессиональном уровне разрабатывать различного рода руководящие документы, применяемые в условиях рыночной экономики.

Главная же причина того, что законодательство о занятости  еще не совершенно, кроется, скорее всего, в неразвитости рыночных отношений, спонтанно и молниеносно возникших в нашей стране, в силу чего они еще окончательно не сложились, к тому же не полностью введены в рамки закона.

Поэтому в известной степени рыночные отношения развиваются произвольно. Многих законодательных актов, необходимых для создания цивилизованного рынка, попросту еще нет, а если они и есть, то требуются годы, чтобы их добросовестное применение стало повседневной практикой, вошло в обычай.

Федеральная государственная  служба занятости является основным органом исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в области занятости трудового населения [21, с.120]:

- регулирования спроса  и предложения на рабочую силу;

- содействия неработающим  гражданам в трудоустройстве;

- организация их профессиональной  подготовки и переподготовки;

- оказание социальной  поддержки безработным. 

Особое место в системе  регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями  деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных  мест;

3) трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4) изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление  информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих  получить работу;

6) профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

7) выплата пособий [23, с.128].

Биржи труда еще недавно  воспринимались в нашей стране как  исключительный атрибут западного образа жизни, точно так же, как и наличие безработицы. Сегодня, однако, общепризнано, что в нашей стране безработица фактически имела место все предшествующие годы. Именно для содействия безработным гражданам в поиске работы и существуют во всем мире биржи труда.

Служба занятости населения, или центры занятости, создаются  для реализации государственной  политики занятости населения и  гарантий гражданам в реализации ими своего права на труд. Выполнять эти функции могут государственная служба занятости и коммерческие центры занятости, которые для выполнения своих задач должны получить специальное разрешение у местных органов власти.

В России государственная  служба занятости включает Госкомитет по занятости населения и региональные центры занятости. Эти центры (именно их называют биржами труда) представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест, бесплатно предоставляют гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости.

В России финансирование мероприятий  по содействию занятости населения  осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Содержание органов и  учреждений федеральной государственной  службы занятости населения осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, за его счет финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в установленных настоящим Законом размерах, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление различного рода мероприятий по содействию занятости населения.

Что же касается органов  государственной власти субъектов  РФ и органов власти местного самоуправления, то они самостоятельно решают вопрос о финансировании мероприятий по содействию занятости населения, в том числе по социальной поддержке безработных [5, с.143].

Работа центра занятости  определяется взаимоотношениями между  людьми, обращающимися на биржу труда в поисках работы или для получения консультаций, и служащими самой биржи труда.

Право граждан на получение  пособия по безработице наступает  не позднее 11-го дня с момента  обращения граждан в службу занятости  вплоть до решения вопроса об их трудоустройстве, причем срок выплаты пособия не может превышать 12 месяцев.

Высвобожденные с работы в связи с реорганизацией или  ликвидацией предприятия получают пособие в течение первых трех месяцев со дня увольнения по месту их последней работы.

Гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается согласно законодательству РФ в размере минимальной оплаты труда.

Биржа труда обязана не только платить пособие, но и помогать людям в поиске подходящей работы.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда