Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности рынка труда и основные на-правления его государственного регулирования в России.
Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и виды рынка труда, теоретические подходы к анализу рынка труда;
- рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
- определить основные меры государственного воздействия на рынок труда в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Рынок труда и необходимость его регулирования 5
2. Механизм государственного регулирования рынка труда 10
3. Особенности регулирования рынка труда в РФ 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике. Шарифуллина 124 гр.docx

— 166.46 Кб (Скачать файл)

Таким образом, государственное  регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - Центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального Партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Меры по регулированию  рабочей силы призваны способствовать количественному и качественному развитию той части экономически активного населения, которое попадает на рынок труда.

Рассмотрим занятость  населения Российской Федерации  в динамике за период с 2009 по 2011 год. Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на февраль 2011 года.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2011г. составила 75,2 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней).

 

 

Рис.1.1. Динамика численности экономически активного населения

 

 

Заметим, что численность  экономически активного населения  в феврале 2010г. составила, по предварительным  итогам обследования населения по проблемам  занятости, 74,5 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 68,0 млн.человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,4 млн.человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,3 млн.человек [26].

Уровень безработицы (отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения) в феврале 2011г. составил 7,6%.


 

Рис.1.2. Уровень безработицы, по методологии МОТ

 

 

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в феврале 2011г. составил 62,7%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,4 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс.человек.

 

 

Рис.1.3. Динамика численности безработных

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в  части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2011г. 10,8% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 33% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 67% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях[26].

На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод о  состоянии рынка труда за последние  два года. Уровень экономически активного  населения сократился на 1%, уровень  занятости увеличился на 1,6% и уровень  безработицы сократился на 1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что функционирование рынка труда невозможно без государственного регулирования.

Государство должно уделять  особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические  факторы, определяющие функционирование рынка труда.

Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав и другие структурные характеристики, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использование рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально-трудовые отношения, карьера работников).

В ходе выполнения данной работы были поставлены и выполнены следующие  задачи: раскрыть сущность рынка труда, теоретические подходы к анализу  рынка труда; рассмотрению подвергся  механизм государственного регулирования  рынка труда и также основные меры государственного воздействия  на рынок труда в современных условиях.

В ходе анализа рынка труда  были сделаны следующие выводы: нынешняя ситуация диктует необходимость оперативно отслеживать, анализировать и на этой основе принимать меры, направленные на устранение причин дестабилизации ситуации на рынке труда.

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных  органов власти в обеспечении  максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов  власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов  потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том  числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. №875// Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 07.04.2011.
  2. Конституция РФ. М.: РОЛЬФ.- 2007.- 32 с.
  3. Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г., №458 // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 07.04.2011.
  4. Адамчук В.В. Экономика и социология труда / Адамчук В.В. - М.: ЮНИТИ, 2009.
  5. Буланова В.С./Рынок труда / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Экзамен", 2006.
  6. Булатов А.С. Экономика: Учебник – 6-е изд., перераб. и доп.- М.: -Юристь,2006.- 590 с.
  7. Государственное регулирование рыночной экономики.- М.: Экономика, 2000.- № 735 с.
  8. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. Камаева В.Д.- 12-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006.- 591 с.
  9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Антология экономической классики. В двух томах. М.:ЭКОНОВ,1993. Т.2.
  10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книги I-III. М.: 1993.
  11. Аверьянов Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Аверьянов Ю. // Человек и труд.- 2005.- № 5.
  12. Анализ тенденций социально-экономического развития РТ // Экономический вестник РТ.- 2006.- № 3.
  13. Гайзатуллина Ч.Н.. Современные задачи государственного регулирования регионального рынка труда / Ч.Н. Гайзатуллина // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики.- 2006.
  14. Демчук А.Г. Теоретические аспекты занятости населения как характеристики состояния рынка труда / Демчук А.Г. // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации (спецвыпуск). – 2009.
  15. Зибарев Д. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики/Зибарев Д. // Человек и труд.- 2006.- № 12.
  16. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда / Катульский Е.Д.  – М.: Инфра-М, 2007. – 540с.
  17. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник / Райзберг Б.А.  - М.: ИНФРА-М, 2007.  – 358с.
  18. Калашников С. Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики / Калашников С. // Человек и труд.- 2005.- № 5.
  19. Коровкин А.Г. Взаимосвязь динамики вакантных рабочих мест и рабочей силы в России: гендерные особенности//Проблемы прогнозирования.-2006.№6.
  20. Кучма М., Орлова Е. «Занятые», «ищущие работу», «безработные» - ключевые понятия в определении трудового статуса гражданина / Кучма М., Орлова Е. // Человек и труд.- 2006.- № 2.
  21. Лайкам К.Э. Российский рынок труда в 2009-2010 годах/К.Э. Лайкам// Вопросы статистики. – 2010. - №8.
  22. Нестандартная занятость: российские особенности//Человек и труд.-2006.- № 7.
  23. Садовая Е.С. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России/ Е.С. Садовая, М.Г. Хохлова// Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №10.
  24. Ширинская Р. Соблюдение трудового законодательства – условие цивилизационного взаимодействия работников и работодателей / Ширинская Р. // Человек и труд.- 2006.- № 3.
  25. Григорьев А. Проблема рынка труда России не в безработице, а в низких зарплатах и плохих условиях труда [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikd.ru
  26. Российский рынок труда: обзор текущих тенденций. Мониторинг состояния рынка труда февраль 2011 года. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gks.ru

Приложение

Приложение 1

 

 


Информация о работе Государственное регулирование рынка труда