Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть особенности рынка труда и основные на-правления его государственного регулирования в России.
Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и виды рынка труда, теоретические подходы к анализу рынка труда;
- рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
- определить основные меры государственного воздействия на рынок труда в современных условиях.
Введение 3
1. Рынок труда и необходимость его регулирования 5
2. Механизм государственного регулирования рынка труда 10
3. Особенности регулирования рынка труда в РФ 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30
Таким образом, государственное
регулирование проблем
Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать количественному и качественному развитию той части экономически активного населения, которое попадает на рынок труда.
Рассмотрим занятость населения Российской Федерации в динамике за период с 2009 по 2011 год. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на февраль 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2011г. составила 75,2 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 69,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней).
Рис.1.1. Динамика численности экономически активного населения
Заметим, что численность экономически активного населения в феврале 2010г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,5 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 68,0 млн.человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,4 млн.человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,3 млн.человек [26].
Уровень безработицы (отношение
численности безработных к
Рис.1.2. Уровень безработицы, по методологии МОТ
Уровень занятости населения
(отношение численности
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,4 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс.человек.
Рис.1.3. Динамика численности безработных
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2011г. 10,8% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 33% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 67% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях[26].
На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод о состоянии рынка труда за последние два года. Уровень экономически активного населения сократился на 1%, уровень занятости увеличился на 1,6% и уровень безработицы сократился на 1%.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что функционирование рынка труда невозможно без государственного регулирования.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.
Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав и другие структурные характеристики, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использование рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально-трудовые отношения, карьера работников).
В ходе выполнения данной работы
были поставлены и выполнены следующие
задачи: раскрыть сущность рынка труда,
теоретические подходы к
В ходе анализа рынка труда были сделаны следующие выводы: нынешняя ситуация диктует необходимость оперативно отслеживать, анализировать и на этой основе принимать меры, направленные на устранение причин дестабилизации ситуации на рынке труда.
В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.
Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Приложение 1
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда