Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение содержания и основных направлений государственного регулирования в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историческое развитие теоретических подходов на необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
определить основные функции и методы государственного регулирования рыночной экономики;
определить необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание работы

Введение.................................................................................................
3
1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования рыночной экономики.....................................................
5
1.1 Историческое развитие представлений о государственном регулировании экономики…………………………………………………
5
1.2 Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………
17
2 Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации.................................................................................................
22
2.1 Содержание государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации..........................................................................
22
2.2 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации............................................................
25
Заключение................................................................................................
32
Библиографический список.....................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (1).docx

— 103.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.................................................................................................

3

1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования рыночной экономики.....................................................

5

1.1 Историческое развитие представлений о государственном регулировании экономики…………………………………………………

5

1.2 Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………

17

2 Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации.................................................................................................

22

2.1 Содержание государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации..........................................................................

22

2.2 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации............................................................

25

Заключение................................................................................................

32

Библиографический список.....................................................................

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формыобщественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночно экономикой. Все вышеизложенное обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.

Целью работы является изучение содержания и основных направлений государственного регулирования в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историческое развитие теоретических подходов на необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
  • определить основные функции и методы государственного регулирования рыночной экономики;
  • определить необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.

Объектом исследования являются процессы государственного регулирования, предметом – экономические отношения и процессы, складывающиеся в процессе государственного регулирования рыночной экономики.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: обобщения и научной абстракции (при формулировке новых и уточнении существующих понятий и категорий теории), исторический (рассмотрено историческое развитие теорий государственного управления), метод синтеза и анализа (определение структуры государственного управления рыночной экономики).

Информационная база курсовой работы включает труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическую печать, статистические материалы, интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования рыночной экономики

1.1 Историческое развитие представлений о государственном регулировании экономики

В мировой практике теорий о роли государства в экономике, различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Ф.А. Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы. Однако мнения приверженцев ведущих направлений экономической науки XX в. — неоклассического, кейнсианского и институционального — разошлись в оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, границ и форм государственного регулирования экономики. Эти теоретические течения имеют общие концептуальные основы, так как они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической и аграрной политики, направленной на достижение стратегических целей общества1. Тем не менее, как свидетельствует зарубежный опыт, реальная рыночная экономика, никогда, даже при ее становлении, не обходилась без вмешательства государства. По мере ее развития требовалась все более разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма. Кроме того, экономическая и в том числе аграрная политика государства, становятся составным звеном и необходимым элементом рыночной системы2.

«Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит (1723–1790) еще на рубеже XVII в. По его мнению, «естественная гармония» устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии государственного вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы. Его идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обоснованы в «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Он утверждал, что лучший вариант для государства – это придерживаться политики невмешательства государства (пусть каждый идет своим путем, так как рынок является координирующим звеном)3. Следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода, а реализация приведенных положений обеспечила бы накопление капитала как источника национального богатства. При этом содействие государства было бы основой для развития частной инициативы. А. Смит видел конкуренцию в качестве рыночной среды, в основе которой находились изменения рыночных цен в зависимости от спроса и предложения товара на рынке и корректировавшую ошибки людей. Он показал, что свободный обмен конкурентоспособных продуктов будет способствовать правильному распределению богатства, когда каждый участник рынка получит при распределении долю, соответствующую степени его участия. Смит впервые обосновал и определил роль государства в экономике, политике и социальной сфере на этапе становления и развития капиталистических отношений4.

Правота А. Смита о нарастающей роли государства, вопреки взглядам об отмирании функций государственного регулирования, подтверждена историей развития экономики и ее важнейшей отрасли – аграрной5. По мере возрастания многоукладности, эти функции усложняются, требуя большей адаптивности от государства в целях создания благоприятных условий для функционирования экономики аграрного сектора. Однако, подчеркивая поощрение той или иной хозяйственной деятельности народа, А. Смит, в то же время придерживался мнения о недопустимости государственной монополии, вмешательства правительства в естественный порядок, представляющий собой спонтанное устройство экономики.

Продолжением школы А. Смита явились неоклассические концепции о роли государства в экономике. Сторонников этого направления объединял принцип саморегулирующейся рыночной экономики, которая через посредство свободной конкуренции ведет к благосостоянию общества. Экономисты-неоклассики (Ф. Хайек, М. Фридмен и др.) развивают идеи экономического неолиберализма применительно к условиям второй половины XX – начала XXI вв. По их мнению, государство должно не просто поддерживать, но формировать условия, необходимые для эффективного функционирования рынка и предпринимательства6. Главными условиями они считают охрану закона и порядка, защиту прав собственности, культивирование и защиту конкуренции, здоровое, неинфляционное денежное обращение, налоговую политику, стимулирующую предпринимательство. Экономика рассматривается ими как равновесная и относительно гармоничная система, которая ведет к благосостоянию общества, а всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб7.

Экономическое процветание общества они связывают с защитой частной собственности и совершенствованием механизма цен, созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист Вальтер Ойкен (1891–1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка. Словом «порядок» он обозначил общепризнанные правовые и экономические нормы, явления и условия. Уникальность их, как отмечал Ойкен, в особом сочетании, комбинации «порядков»8. Основы его теории социального рыночного хозяйства заключались в том, что государство призвано создавать благоприятные условия для свободной конкуренции и вмешиваться в качестве арбитра в тех сферах, где нарушается нормальный ход конкурентной борьбы9.

Представители неоклассической школы полагают, что эффективная фискальная политика может осуществлять вмешательство государства на микро- и макроуровнях в корректировку уровня доходов различных слоев населения, координацию и регулирование инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д. Идеи неолиберализма получили широкое распространение во многих странах Запада.

Во второй половине XX в. неоклассические взгляды в этом направлении особенно активно развивали ученые Чикагского университета США, которые создали своеобразную школу экономистов ― сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. По мнению профессора М. Фридмена, важнейшим условием эффективного функционирования рыночного механизма есть не что иное, как стабильное денежное обращение10. Он считает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее ― и хозяйственными процессами. В случае отклонения от этого правила, как считает Фридмен, происходит распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое, а стабильный рост запаса денег обеспечивает (с определенным лагом) стабильный рост производства. Отсюда его «денежное правило» и важнейшая задача государства — центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежной массы не более чем на 3–5% в год.

В теории предложения, одной из современных неоклассических теорий государственного регулирования рыночной экономики, зародившейся в 70–80-х гг., центральным положением является утверждение, что распределение и эффективное использование ресурсов имеют решающее значение для роста национального производства как в кратко-, так и в долгосрочном периодах. Популярность этой концепции обеспечили американские ученые-экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн и др.11. Они требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Вместе с тем представители неоклассических теорий предложения не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех членов общества, создание справедливой социально-экономической системы, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющих обеспечить условия для эффективного функционирования экономики12.

Важнейшим средством стимулирования экономики неоклассики считают изменение налоговой политики государства, для этого ими предложено существенно снизить ставки налогов, причем в большей степени для наиболее богатых слоев населения. Предполагалось, что с расширением производства, выходом всей экономики из стагнации бюджет пополнится большими доходами даже при меньших ставках налогов.

Современные представления о роли и функциях государства относятся к периоду Великой депрессии начала 1930-х годов, потрясения которой наглядно показали серьезные сбои рыночного механизма саморегулирования особенно на макроуровне, возникновение социально-экономических проблем было связано с перепроизводством сельскохозяйственной продукции и другими трудностями хозяйственного развития13.

Дж.М. Кейнс (1883–1946) внес бесценный вклад в развитие экономической науки, создав концепцию рыночной экономики как целостной системы. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» он раскрыл причины ограниченности, снижения действенности механизма свободной конкуренции и глубочайшего кризиса перепроизводства 1929–1933 гг., доказав, объективную необходимость огосударствления разбалансированной экономики. К принципу «невидимой руки» Д. Кейнс относился весьма скептически. В своем главном научном труде Д. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие14. Сам Дж.М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что мониторинг рынка является одной из функций государства. Однако, как известно, в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство распадается на основные три течения: левое либеральное, левое консервативное и неоклассическое. Левое либеральное ― ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также на увеличение доходов фермерам, мелким предпринимателям и заработной платы работающим. Левое консервативное ― отдает предпочтение государственному регулированию экономики, в том числе аграрного сектора, в основном путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (конъюнктурного) регулирования и экономического роста, главным направлением которого, по мнению кейнсианцев, является воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента. Таким образом, кейнсианская концепция предусматривает активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики. Данное направление на протяжении 80-х и 90-х годов прошлого столетия наиболее эффективно использовали новые индустриальные страны Азии: Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань. Среди развитых стран достаточно активно проводили политику гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов Новая Зеландия, Австрия, Великобритания, США, Япония, Швеция, Швейцария15.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации