Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 23:50, курсовая работа
Целью работы является изучение содержания и основных направлений государственного регулирования в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историческое развитие теоретических подходов на необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
определить основные функции и методы государственного регулирования рыночной экономики;
определить необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
Введение.................................................................................................
3
1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования рыночной экономики.....................................................
5
1.1 Историческое развитие представлений о государственном регулировании экономики…………………………………………………
5
1.2 Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………
17
2 Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации.................................................................................................
22
2.1 Содержание государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации..........................................................................
22
2.2 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации............................................................
25
Заключение................................................................................................
32
Библиографический список.....................................................................
Данная тенденция говорит о том, что субъекты экономики располагают достаточным количеством инвестиционных ресурсоы, чтобы их вкладывать, но также следует развивать государственно-частную форму собственности инвестиционных ресурсов. Это позволит активизировать инвестиционный потенциал субъектов экономики и тем самым обеспечит рост производительности, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и экономики в целом, а в последствии устойчивый экономический рост экономики Российской Федерации (таблица 3).
Важнейшим инструментом регулирования рыночной экономики является денежно-кредитная политика, как комплекс государственных мер в сфере денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение не инфляционного экономического роста. К инструментам монетарной политики относится регулирование учетной ставки, нормативно-резервных требований, операции на открытом рынке и обменного курса национальной валюты. Особая значимость придается интервенции Центрального банка, получившей название операции на открытом рынке, преимущественно на рынке ценных бумаг. Важно учитывать соотношение фискальной и монетарной политики, которое периодически изменялось.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по формам собственности в Российской Федерации на 1.01. анализируемых периодов, млрд.р.,% 46
2001 |
2006 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Миллиардов рублей | |||||
Инвестиции в основной капитал – всего |
1165,2 |
3611,1 |
9152,1 |
11035,7 |
12568,8 |
в том числе по формам собственности: |
|||||
российская |
1005,4 |
2909,0 |
7886,6 |
9693,3 |
11136,0 |
из нее: |
|||||
государственная |
277,9 |
677,7 |
1577,1 |
1861,8 |
1908,9 |
муниципальная |
52,9 |
137,6 |
294,5 |
346,6 |
349,2 |
частная |
348,3 |
1623,1 |
5213,9 |
5986,7 |
7207,5 |
общественных и религиозных организаций (объединений) |
1,5 |
2,5 |
4,0 |
3,6 |
4,3 |
государственных корпораций |
111,1 |
180,7 |
222,9 | ||
потребительской кооперации |
0,8 |
2,5 |
3,0 |
2,4 |
2,1 |
смешанная российская |
324,0 |
465,6 |
683,0 |
1311,5 |
1441,1 |
иностранная |
17,7 |
298,4 |
537,8 |
665,2 |
762,9 |
совместная российская и иностранная |
142,1 |
403,7 |
727,7 |
677,2 |
669,9 |
В процентах к итогу | |||||
Инвестиции в основной капитал – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
|||||
российская |
86,3 |
80,6 |
86,2 |
87,8 |
88,6 |
Продолжение таблицы 3 | |||||
из нее: |
|||||
государственная |
23,9 |
18,8 |
17,2 |
16,9 |
15,2 |
муниципальная |
4,5 |
3,8 |
3,2 |
3,1 |
2,8 |
частная |
29,9 |
44,9 |
57,0 |
54,2 |
57,3 |
общественных и религиозных организаций (объединений) |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
государственных корпораций |
1,2 |
1,6 |
1,8 | ||
потребительской кооперации |
0,1 |
0,1 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
смешанная российская |
27,8 |
12,9 |
7,5 |
11,9 |
11,5 |
иностранная |
1,5 |
8,2 |
5,9 |
6,0 |
6,1 |
совместная российская и иностранная |
12,2 |
11,2 |
7,9 |
6,2 |
5,3 |
Особое значение в условиях рынка должно придаваться также государственному регулированию рынка труда. При этом должна сокращаться продолжительность безработицы и обеспечена социальная защита работников, что возможно осуществить на базе правительственного контроля над состоянием рынка рабочей силы и его неуклонной демонополизации. Одновременно должны стимулироваться разработки новых технологий, приводящих к расширению занятости и инновационная поддержка трудоемких отраслей в сферах экономики, в частности сельского хозяйства. Выплаты из бюджета субсидий предприятиям должны способствовать, в том числе, альтернативе увольнения с них работников47.
Для России особую значимость приобретают проблемы государственного регулирования инновационного экономического роста, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности продукции и в целом государства. На этот счет имеется ряд программ, где определены цели государственной политики содействия экономическому росту.
Государство должно дать возможность совокупному росту экономики с такой скоростью, которая будет соответствовать темпу роста естественного уровня совокупного предложения, при этом должна сочетаться экспансионистская бюджетно-налоговая политика с жестким бюджетно-налоговым регулированием. Одновременно должны получить развитие антиинфляционное регулирование, антициклическая политика, антимонопольная политика, политика перераспределения доходов и иные компоненты государственного регулирования экономики. В ускоренных темпах экономического роста государство должно придавать структурным компонентам экономики особое значение, при этом центром современной политики экономического роста, бесспорно, остается инвестиционный процесс. Он является важнейшим фактором, определяющим перспективы выхода из кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста, для чего важно оптимизировать долю инвестиций в ВВП48.
Немалый вклад в обеспечение ускоренного развития экономики России способны внести иностранные инвестиции, но решающее значение имеет не объем иностранных инвестиций, а их инновационная роль, способная служить активному обмену передовыми технологиями и методами организации производства между странами. Особая значимость придается государственным мерам по проведению прогрессивных структурных преобразований воспроизводства, через механизмы гибких цен и межотраслевой конкуренции. В условиях развертывающейся научно-технической революции государство не должно устраняться от участия в решениях по её развитию.
Важным компонентом политики экономического роста является ослабление сугубо сырьевой ориентации российской экономики, проявляющейся в последние десятилетия, посредством оптимальной комбинации структурных сдвигов. Таким образом, долгосрочная структурная политика выступает сегодня не только важнейшим компонентом государственного регулирования роста экономики, но и единственно возможным её средством радикального излечения от «голландской болезни» по жизнеобеспечению за счет нефтяных и газовых ресурсов49.
Таким образом, главной задачей российского государства сегодня остается обеспечение перехода от экстенсивного роста отечественной экономики, в том числе природоёмкого и ресурсорасточительного, к её качественному развитию, за счет модернизации обрабатывающих отраслей и, прежде всего, создания новейших машин и оборудования, перехода к инновационному технико-технологическому производству. Такой переход возможен при оптимальном сочетании государственных и рыночных методов регулирования российской экономики.
Заключение
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.
В мировой практике теорий о роли государства в экономике, различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания.
В рыночной экономике государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного (административного) и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными институтами.
Роль государства в рыночной экономике проявляется в его функциях, а именно: организация денежного обращения; предоставление государством общественных товаров; устранение государством последствий внешних эффектов; перераспределение доходов; формирует рынок труда; регулирует монополизм и инфляцию; обеспечивает развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли, что практически не под силу рыночному механизму путем стимулирования структурной политики и научно-технический прогресса; проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов; проводит внешнеторговую политику и контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и в итоге - обеспечивает нормальные условия работы рыночного механизма.
Роль государства в рыночной экономике велика поскольку именно ему под силу поддерживать экономическую и социальную стабильность, укреплять и совершенствовать социально-экономическую систему страны и адаптировать ее к изменяющимся внешним условиям.
Важным направлением обеспечения социально-экономической стабильности экономики России является государственная кадровая политика, которая закладывает основы эффективного развития всех сфер экономики страны, поскольку человеческие ресурсы являются главным производственным звеном экономического развития.
Существенную помощь государство может оказать малому и среднему бизнесу. Здесь главной целью является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Рыночные отношения в содействии бизнесу напрямую касаются инвестиционной деятельности, главным в которой являются ее источники. В современной экономике следует развивать практику государственного финансирования инвестиционных ресурсов, что в последующем позволит обеспечить расширенное воспроизводство капитала и практику государственно-частного партнерства.
Главной задачей российского государства сегодня остается обеспечение перехода от экстенсивного роста отечественной экономики, в том числе природоёмкого и ресурсорасточительного, к её качественному развитию, за счет модернизации обрабатывающих отраслей и, прежде всего, создания новейших машин и оборудования, перехода к инновационному технико-технологическому производству. Такой переход возможен при оптимальном сочетании государственных и рыночных методов регулирования российской экономики.
Библиографический список
1 История экономических учений : учеб. для бакалавров / под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева. – СПб. : Питер, 2012. – 430 с., С. 25-60
2 Карпенко Г.Г. Государственное регулирование аграрного сектора экономики: теория, методология, практика / Г.Г. Карпенко. - Ставрополь, 2011. – 160 с., С. 15-25.
3 Козырев В.М. Адам Смит и неоклассицизм в современной экономической теории / В.М. Козырев// Вестн. Моск. гос. акад. делового администрирования. Сер. Экономика. – 2011. – № 2. – С. 77-87.
4 Карпенко Г.Г. Государственное регулирование
экономики: революционный аспект / Г.Г.
Карпенко. – Электронный ресурс. - Режим
5 Там же
6 Носова, С. С. Экономическая теория. Дистанционное обучение : учеб. пособие / С. С. Носова. – М. : КНОРУС, 2013. – 254 с., С. 19-30
7 История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. - М .: ИНФРА - М, 2012.- 733 с. , С.23-45.
8 История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой.- М .: ИНФРА - М, 2011.- 784 с., С. 15-24.
9 Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Теория экономических порядков В. Ойкена. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://society.polbu.ru
10Эпштейн Д.Б. Типы
11 Лаффер А., Сеймур Дж. Экономическая теория уклонения от налогов / А. Лаффер, Дж. Сеймур. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http: //www.economyprofessor.com
12 Карпенко Г.Г. Государственное регулирование
экономики: революционный аспект / Г.Г.
Карпенко. – Электронный ресурс. – Режим
доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/
13 Карпенко Г.Г. Государственное регулирование
экономики: революционный аспект / Г.Г.
Карпенко. – Электронный ресурс. – Режим
доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/
14 Кейнс Дж.М. Конец laissez-faire / Дж.М. Кейнс. - М., 2011.
15 Карпенко Г.Г. Государственное
регулирование экономики: революционный
аспект / Г.Г. Карпенко. – Электронный ресурс.
– Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/
16 Самуэльсон П. Экономика. Т. 1–2 / П. Самуэльсон. - М., 1992
17 Соколов Р. Е., Зинькович Н. Ю. История экономических учений: учеб. пособие / Р. Е. Соколов, Н. Ю. Зинькович. - 2-е изд. перераб. и доп. - М .: Маркет ДС, 2012. - 152 с.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации