Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 23:50, курсовая работа
Целью работы является изучение содержания и основных направлений государственного регулирования в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историческое развитие теоретических подходов на необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
определить основные функции и методы государственного регулирования рыночной экономики;
определить необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.
Введение.................................................................................................
3
1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования рыночной экономики.....................................................
5
1.1 Историческое развитие представлений о государственном регулировании экономики…………………………………………………
5
1.2 Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………
17
2 Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации.................................................................................................
22
2.1 Содержание государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации..........................................................................
22
2.2 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации............................................................
25
Заключение................................................................................................
32
Библиографический список.....................................................................
С помощью данных методов воздействия на экономическую конъюнктуруᅟ проводитьсяᅟ либоᅟ инфляционнаяᅟ политикаᅟ –ᅟ кредитᅟ расширяетсяᅟ путем сниженияᅟ ставкиᅟ иᅟ расширения выпускаᅟ государственныхᅟ облигаций,ᅟ либо дефляционнаяᅟ –ᅟ кредит снижается путем повышения ставки и расширенияᅟ выпуска облигаций.
Дляᅟ балансированияᅟ рынка товаровᅟ иᅟ услугᅟ национальной промышленностиᅟ от иностраннойᅟ конкуренцииᅟ используются количественныеᅟ квотыᅟ наᅟ импортᅟ и экспорт,ᅟ таможенные пошлины,ᅟ экспортныеᅟ субсидии,ᅟ косвенныеᅟ налогиᅟ иᅟ т.ᅟ д. Экономические и административныеᅟ методыᅟ взаимосвязаны. Так, любой экономическийᅟ регуляторᅟ несетᅟ вᅟ себеᅟ элементы администрирования,ᅟ поскольку контролируетсяᅟ тойᅟ илиᅟ иной государственнойᅟ службой.
Вᅟ тоᅟ жеᅟ времяᅟ экономические и административныеᅟ методыᅟ противоположны. Экономические методыᅟ неᅟ сужаютᅟ свободуᅟ выбораᅟ субъектов,ᅟ которыеᅟ сохраняютᅟ за собойᅟ право наᅟ свободноеᅟ принятиеᅟ рыночногоᅟ решения,ᅟ административные приемыᅟ существенноᅟ ограничиваютᅟ свободу экономического выбора,ᅟ аᅟ поройᅟ сводятᅟ ееᅟ кᅟ нулю.ᅟ Вместеᅟ сᅟ тем административныеᅟ меры,ᅟ подавляяᅟ индивидуальнуюᅟ экономическу свободу,ᅟ вполнеᅟ оправданы,ᅟ еслиᅟ ониᅟ используютсяᅟ вᅟ тех случаях,ᅟ когда максимальнаяᅟ свободаᅟ однихᅟ субъектов оборачиваетсяᅟ тяжелымиᅟ потерямиᅟ для другихᅟ субъектовᅟ и рыночногоᅟ хозяйстваᅟ вᅟ целом.ᅟ Существуют области, где применениеᅟ административныхᅟ методовᅟ эффективно и не противоречитᅟ рыночному механизму: жесткийᅟ государственный контрольᅟ монопольныхᅟ рынков;ᅟ регулированиеᅟ внешних эффектов иᅟ ихᅟ последствийᅟ дляᅟ окружающей среды;ᅟ разработка экологическихᅟ стандартов,ᅟ гарантирующихᅟ населению экологически безопаснуюᅟ жизнь,ᅟ национальныхᅟ стандартовᅟ иᅟ других,ᅟ а также контрольᅟ заᅟ ихᅟ соблюдением;ᅟ определениеᅟ иᅟ поддержание минимальноᅟ допустимыхᅟ параметров благосостоянияᅟ населения; защитаᅟ национальныхᅟ интересовᅟ вᅟ системеᅟ мировогоᅟ хозяйства36.
2 Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации
2.1 Содержание государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации
Обобщая мировой и отечественный опыт государственного регулирования экономики, следует учитывать необходимость решения давней дилеммы цепочки «государство-рынок». Практически никто не оспаривает целесообразность централизованного регулирования экономической жизни общества. Вопрос состоит в том, где проходит раздел между рациональным и не эффективным вмешательством государства. Государственное и рыночное регулирование единый организм, который приспосабливается к изменяющимся внутренним и внешним обстоятельствам воспроизводства. Важно обеспечить сбалансированное отношение между государством и рынком. Государственное регулирование должно быть направлено на рациональное функционирование рыночной экономики. Оно не должно быть отстранено от регулирования хозяйственной деятельности, скорее всего, должно совершенствовать и активизировать переход от устаревших технологий к новейшим, требующих высокого уровня профессиональных знаний и владения самыми современными экономическими инструментами.
В рыночной экономике государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного (административного) и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными институтами. Таким образом осуществляется целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства страны на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков посредством макро- и микроэкономических регуляторов в целях достижения долговременного устойчивого развития и равновесного роста экономической системы.
Государственное регулирование возможно определить как главную функцию государственного управления, направленную на достижение социально-экономической стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, адаптацию рыночного механизма к реальным меняющимся условиям хозяйствования37.
Важным направлением обеспечения социально-экономической стабильности экономики России является государственная кадровая политика, которая закладывает основы эффективного развития всех сфер экономики страны, поскольку человеческие ресурсы являются главным производственным звеном экономического развития.
Разработка концепции государственной кадровой политики является одним из этапов процесса разработки непосредственно кадровой политики государства, в которой изначально определяются принципы и основные позиции государственной кадровой политики38.
Стратегическая цель государственной кадровой политики – это формирование и обеспечение востребованности кадрового потенциала как одного из самых важных элементов интелектуального и профессионального человеческого ресурса страны, который обеспечивает высокие темпы экономического и социального роста, повышение конкурентоспособности труда39.
Стратегическое направление государственной кадровой политики – определение роли государства в создании и осуществлении условий свободного пользования граждан своими способностями и их развития для повышения востребованности на рынке труда40.
Основная цель концепции государственной кадровой политики - совершенствование и развитие кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии экономичнескому положению государства.
Основными принципами концепции государственной кадровой политики определены законность, демократизм, научность, профессионализм, открытость, равная социальная доступность, патриотизм и преемственность.
В процессе формирования и реализации концепции государственной кадровой политики возникают проблемы, которые могут быть разделены на проблемы теоретического характера и проблемы практического характера (таблица 1).
Таблица 1
Проблемы в реализации концепции государственной кадровой политики
Теоретические проблемы |
Практические проблемы |
Определение социально-политической и функциональной модели государственной кадровой политики |
Реализация (правоприменение) норм Трудового кодекса РФ, который требует установления государстве иных гарантий прав в сфере труда граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей |
Выработка и научное обоснование системы и механизма кадровой политики и деятельности |
Формирование свободного цивилизованного рынка труда и кадров |
Единство ГКП в масштабе Российской Федерации и разграничение предметов ведения в этой сфере |
Формирование современной нормативно-правовой базы государственной кадровой политики и кадровой деятельности |
Создание в России единой информационно-справочной и аналитической базы данных кадрового потенциала и кадровой работы | |
Создание единой поэтапной системы профессионального образования работников с учетом новых социально-политических реалий и требований рыночных отношений. | |
Защита от безработицы и содействие государства в трудоустройстве | |
Продолжение таблицы 1 | |
Протекционизм и коррупция | |
Несоответствие теории, концепции ГКП и практики кадровой работы |
Функциями концепции государственной кадровой политики являются:
1. Создание правовых основ по развитию кадровой политики.
2. Создание инфраструктуры
для обеспечения реализации
4. Методическое обеспечение деятельности по формированию кадровой политики государства.
5. Организационное, материально-техническое
и финансовое обеспечение
В концепции государственной кадровой политики раскрываются следующие составляющие: направления деятельности государства; главные направления формирования кадрового потенциала государства; основные принципы и механизмы отношений институтов права и государства в формировании и осуществлении государственной кадровой политики.
2.2 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации
Разделение государственного управления экономикой на федеральное и субфедеральное есть одно из проявлений демократизации управления. В тоже время оно свидетельствует о повышении роли регионального управления в условиях перехода к экономике рыночного типа и передачи части функций отраслевого управления в руки органов управления региональной экономикой. Выделение двух уровней государственного управления экономикой призвано также разгрузить высшие эшелоны управления экономикой страны, сосредоточить их внимание на решение общегосударственных задач. Пока единственным недостатком такого разделения полномочий является нежелание отдельных чиновников предпринимать ответственные решения42.
В современных условиях ключевым фактором повышения конкурентоспособности выступают инновации. Многочисленные эмпирические исследования оценивают их вклад в экономический рост развитых стран на уровне 40-50% и более. В этой связи, особого внимания заслуживает вопрос об участии государства в инновационном процессе, который должен включать прямые и косвенные методы. Они ориентированы на определенные исследовательские организации, на конкретные инновационные проекты, Среди них, по-прежнему, используются госзаказы, целевые субсидии, льготные гарантии по кредитам, а также получившие распространение в последнее десятилетие гранты43.
Существенную помощь государство может оказать малому и среднему бизнесу. Здесь главной целью является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Рыночные отношения в содействии бизнесу напрямую касаются инвестиционной деятельности, главным в которой являются ее источники.
Эффективной формой реализации инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики определяется государственная поддержка. Среди принципов государственного бюджетного финансирования существуют: целевой характер использования бюджетных средств; получение максимального эффекта при минимальных затратах; предоставление бюджетных средств организациям по результатам выполнения плана.
Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал в 2011-2013 гг. в России являются привлеченные средства (в среднем за период – 57%), что может быть расценено как негативная тенденция, так как возникшая зависимость от внешних источников финансирования становится угрозой независимости субъекта хозяйствования. Собственные средства (в среднем 43% общего объема инвестиционных ресурсов) являются неменее важным источником финансирования инвестиционных ресурсов, но не является самым весомым их источников, что расценивается как негативная тенденция. Объемы государственного финансирования с каждым годом снижаются: если в 2001 году – это было 22% от общего количества инвестированных средств, то в 2013 году - это 17,8%. В современной экономике следует развивать практику государственного финансирования инвестиционных ресурсов, что в последующем позволит обеспечить расширенное воспроизводство капитала (таблица 2).
В относительном выражении по формам собственности инвестиций в основной капитал преобладает российская (более 86%), а именно частная (более 55%), на государственную форму собственности приходится 15% общего объема инвестированных средств44.
Таблица 2
Источники финансирования инвестиций в основной капитал в Российской Федерации на 1.01. анализируемых периодов, млрд.р.,% 45
2001 |
2006 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
Миллиардов рублей | ||||||||||
Инвестиции в основной капитал - всего |
1053,7 |
2893,2 |
6625,0 |
8445,2 |
9567,9 | |||||
в том числе: |
||||||||||
собственные средства |
500,6 |
1287,2 |
2715,0 |
3539,5 |
4261,2 | |||||
привлеченные средства |
553,1 |
1606,0 |
3910,0 |
4905,7 |
5306,7 | |||||
из них кредиты банков |
30,6 |
235,6 |
595,8 |
725,7 |
801,8 | |||||
в том числе кредиты иностранных банков |
6,2 |
27,9 |
150,0 |
149,4 |
113,7 | |||||
заемные средства других организаций |
75,6 |
171,1 |
404,7 |
485,8 |
587,6 | |||||
бюджетные средства |
232,1 |
589,2 |
1294,9 |
1622,0 |
1704,1 | |||||
в том числе из: |
||||||||||
федерального бюджета |
62,9 |
202,2 |
661,9 |
855,1 |
921,4 | |||||
Продолжение таблицы 2 | ||||||||||
бюджетов субъектов Российской Федерации |
151,2 |
356,1 |
542,8 |
665,7 |
674,1 | |||||
средства местных бюджетов |
108,6 | |||||||||
средства внебюджетных фондов |
50,3 |
15,6 |
21,0 |
18,2 |
36,7 | |||||
средства организаций и населения на долевое строительство |
108,6 |
144,2 |
172,7 |
259,5 | ||||||
из них средства населения |
80,5 |
111,6 |
197,0 | |||||||
прочие |
164,5 |
485,9 |
1449,4 |
1881,3 |
1917,0 | |||||
из них |
||||||||||
средства вышестоящих организаций |
… |
306,8 |
1161,8 |
1604,0 |
1611,3 | |||||
средства от выпуска корпоративных облигаций |
… |
8,9 |
0,9 |
0,4 |
4,2 | |||||
средства от эмиссии акций |
5,1 |
90,5 |
72,4 |
82,0 |
95,6 | |||||
Из общего объема инвестиций в основной капитал - инвестиции из-за рубежа |
49,3 |
190,6 |
331,3 |
295,3 |
239,6 | |||||
В процентах к итогу | ||||||||||
Инвестиции в основной капитал - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |||||
в том числе: |
||||||||||
собственные средства |
47,5 |
44,5 |
41,0 |
41,9 |
44,5 | |||||
привлеченные средства |
52,5 |
55,5 |
59,0 |
58,1 |
55,5 | |||||
из них кредиты банков |
2,9 |
8,1 |
9,0 |
8,6 |
8,4 | |||||
в том числе кредиты |
0,6 |
1,0 |
2,3 |
1,8 |
1,2 | |||||
заемные средства других организаций |
7,2 |
5,9 |
6,1 |
5,8 |
6,1 | |||||
бюджетные средства |
22,0 |
20,4 |
19,5 |
19,2 |
17,8 | |||||
в том числе из: |
||||||||||
федерального бюджета |
6,0 |
7,0 |
10,0 |
10,1 |
9,6 | |||||
бюджетов субъектов |
14,3 |
12,3 |
8,2 |
7,9 |
7,1 | |||||
средства местных бюджетов |
1,1 | |||||||||
средства внебюджетных фондов |
4,8 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,4 | |||||
средства организаций и населения на долевое строительство |
3,8 |
2,2 |
2,0 |
2,7 | ||||||
из них средства населения |
1,2 |
1,3 |
2,1 | |||||||
прочие |
15,6 |
16,8 |
21,9 |
22,3 |
20,1 | |||||
из них |
||||||||||
средства вышестоящих организаций |
… |
10,6 |
17,5 |
19,0 |
16,8 | |||||
средства от выпуска корпоративных облигаций |
… |
0,3 |
0,01 |
0,00 |
0,04 | |||||
средства от эмиссии акций |
0,5 |
3,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 | |||||
Из общего объема инвестиций
в основной |
4,7 |
6,6 |
5,0 |
3,5 |
2,5 |
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации