Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение содержания и основных направлений государственного регулирования в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историческое развитие теоретических подходов на необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
определить основные функции и методы государственного регулирования рыночной экономики;
определить необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики.

Содержание работы

Введение.................................................................................................
3
1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования рыночной экономики.....................................................
5
1.1 Историческое развитие представлений о государственном регулировании экономики…………………………………………………
5
1.2 Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………
17
2 Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации.................................................................................................
22
2.1 Содержание государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации..........................................................................
22
2.2 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации............................................................
25
Заключение................................................................................................
32
Библиографический список.....................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (1).docx

— 103.83 Кб (Скачать файл)

В своей работе «Экономикс» П. Самуэльсон отмечает необходимые функции государства, состоящие: из прямого контроля, обеспечения общественного потребления; прямого использования людских и природных ресурсов и социального обеспечения. Причем в условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса, а также путем влияния на норму банковского процента. Воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, для повышения как производственного, так и потребительского спроса, тем самым достигая экономического роста16.

В условиях перестройки народного хозяйства и мирохозяйственных связей, научно-технической революции, социальных конфликтов периода экономического процветания 1960-х гг американцы Дж. Гэлбрейт, К. Эйрес, Г. Колм, лауреат Нобелевской премии швед Г. Мюрдаль, французский экономист Фр. Перу, В. Ойкен и другие известные ученые оказали немалое влияние на политику и идеологию западного мира. Дж. Гелбрейт отмечает: «Не только цены и издержки производства, но и потребительский спрос становится объектом управления»17. Очевидно, это является еще одним важным дополнительным моментом в системе регулирования экономической среды.

А. Мэдисон в работе «Экономическое наследие в странах Запада» пишет: «Роль правительства в обеспечении экономического роста не ограничивается просто поддержанием спроса. Правительство может также содействовать различными способами росту экономического потенциала страны. Оно может принять меры по увеличению доли ресурсов, используемых для капиталовложений, может повысить уровень квалификации и знаний путем образования и исследований, популяризировать наилучшие технологические процессы, может дать перспективу и направления с помощью долгосрочного прогнозирования экономического развития. Оно может поощрять конкуренцию, улучшать распределение ресурсов, устраняя пороговые барьеры»18.

Крупное теоретическое достижение в направлении неоинституционализма принадлежит Рональду Коузу, который выявил, насколько тесна и сложна связь между правовым устройством общества и эффективностью экономического механизма19. Формулировка обобщенной теоремы Коуза состоит в том, что если транзакционные издержки малы, то экономическое развитие всегда будет идти по оптимальной траектории независимо от имеющегося набора институтов20. Отсюда следует, что всякое общество обречено на процветание, так как технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) должны автоматически и повсеместно обеспечивать экономический рост21.

Таким образом, для государств с переходным типом экономики, каким является Россия, очень важно снизить величину трансакционных издержек. Их высокий уровень является показателем неэффективных трансакционных отношений, которые должны приобретать новые качества с учетом рыночного типа хозяйствования.

Неоинституционалиты критиковали абстрактность, антиисторизм, отсутствие социального подхода — черты, присущие традиционной (неоклассической) экономике; рассмотравия экономическую систему как часть социальной или культурной системы, находящейся в процессе развития, они продолжили концепции кейнсианства22. В качестве метода послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования экономического роста неоинституционалисты предложили государственное программирование и индикативное планирование. Реальные процессы преобразования рыночной системы они связывали с научно-технической революцией. В основу их концепции положена идея «согласованного хозяйства», предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов в решении задач, намеченных в индикативном плане. Одной из важнейших целей предлагаемого неоинституционалистами плана является структурная перестройка национальной экономики23.

Теоретики французской социологической школы считали, что современный реально существующий рынок не соответствует идеальным представлениям либеральных экономистов. Механизм свободной конкуренции больше не выполняет роль регулятора равновесия, поскольку рынок структурно преобразован монополиями и вмешательством других институтов. В связи с этим, они выступали за необходимость усиления воздействия государства на экономику, так называемый, государственный дирижизм24.

Одной из важнейших теоретических «находок» Ф. Перру и его сподвижников, которые эффективно применялись в практическом построении индикативных планов, был принцип избирательности государственной политики, положенный в основу концепции «привилегированных точек применения силы»25. Таким образом, создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике планирования, главную задачу сторонники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста концентрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции и обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке.

Со второй половины 70-х гг. начался отход от политики дирижизма из-за его негативного влияния на спрос и предложение. Усиливалось воздействие конъюнктуры рынка на экономику страны, что ухудшало возможности прогнозирования и предвидения. Но самое главное ― укрепились (с большой помощью государства) позиции крупного капитала, все менее заинтересованного в существенной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество перед политикой долгосрочного роста. Таким образом, новое время, иные социально-экономические и политические условия, требовали и новой государственной экономической политики.

Сторонники монетаризма предложили новые практические рекомендации: теорию рациональных ожиданий и теорию предложения, в основе которых была денежно-кредитная политика, отражавшая новый экономический курс 80-х гг. в развитых странах мира: в Англии — «тетчеризм»; в США ― «рейганомика»26.

В этот же период в ряде развитых стран шел процесс усиления государственно-корпоративных начал, углубление государственного регулирования, в частности, обеспечение рамочных условий поддержания системы (закон, порядок, охрана и защита частной собственности, социальная стабильность) и стабильность экономической политики.

Эволюционный опыт развития моделей управления в странах развитой рыночной экономики для России, конечно, важен. Тем более, что необходимость создания эффективного механизма государственного регулирования обусловлена принципиальными особенностями трансформационного периода. Большинство институтов, необходимых для функционирования рынка, в стране отсутствовало. Экономика была поражена тяжелейшими деформациями структуры, которые не способен был преодолеть самый высокоразвитый рыночный механизм. Однако в 80–90-е гг. мир западных экономистов поклонялся не государству, а рынку, соответственно, российские реформаторы считали выгоднее покупать продукты за рубежом, чем их производить в собственной стране (Е. Гайдар ― декабрь 1991 г.)27.

В начале 1990-х годов в основу российских реформ было избрано самое популярное в то время течение западной науки — монетаризм. Перенесение ее на российскую почву негативно отразилось не только на России, но и на самой теории монетаризма, которая стала быстро утрачивать свою популярность. Односторонне избранная в России ориентация на монетаризм недостаточно учитывала опыт реформирования экономики на Западе, да и не учитывала чрезвычайно низкого жизненного уровня россиян в тот период. Не был принят во внимание и весьма специфический менталитет российских граждан и воспитанная десятилетиями привычка к государственному патернализму. Не было учтено, что для преодоления кризиса и инфляции во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в западных странах использовались не только антиинфляционные предложения монетаризма в области денежной политики, но и концепции стимулирования производства при помощи кардинального изменения налоговой политики, разработанные сторонниками теории предложения. Поэтому поверхностно изученное и чуждое российскому укладу направление неоклассиков ― монетаризм — в России потерпел провал, несмотря на мнение ученых о нем, как о весьма авторитетной, глубоко разработанной и широко принятой в западных странах экономической доктрине. Таким образом, в силу объективных причин, стало очевидным, сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики28.

В результате, в противовес классическому принципу невмешательства государства в экономику, была признана ведущая роль государства в национальной экономике как экономического института хозяйствующего субъекта. Принципы же кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х до середины 70-годов и получила название «планируемого и регулируемого капитализма». Кейнсианская модель показала важнейшую роль государства в рыночной экономике. Это обстоятельство, несомненно, необходимо было учесть при формировании новой российской модели управления экономикой и в том числе аграрной отраслью. Как известно, этот фактор российскими реформаторами 90-х годов не был учтен, что повлияло на затяжной процесс формирования российской модели управления29.

 

1.2 Функции и методы государственного регулирования рыночной экономики

Выделяют следующие основные функции государства в регулировании рыночной экономики:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовыхᅟ основᅟ рыночнойᅟ экономики, в то числе, прав частной собственности;
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защитаᅟ правᅟ потребителей;
  3. Решениеᅟ вопросов,ᅟ связанныхᅟ сᅟ внешнимиᅟ эффектами:ᅟ издержкамиᅟ иᅟ выгодами;
  4. Предоставлениеᅟ общественныхᅟ товаровᅟ иᅟ услуг;
  5. Стимулированиеᅟ экономическогоᅟ ростаᅟ иᅟ стабилизацияᅟ экономики;
  6. Распределениеᅟ иᅟ перераспределениеᅟ национальногоᅟ доходаᅟ иᅟ обеспечениеᅟ социально-экономическойᅟ поддержки30.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования. Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои31.

Основными методами воздействия государства на рыночное регулирование экономики являются:

1.Административные методы  характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики, но используются и в рыночной экономике, что определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Однако в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают32.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Финансовая  поддержка из  госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций,  субсидий.

Административныеᅟ методыᅟ предполагаютᅟ использованиеᅟ мерᅟ поᅟ рационированию, лицензированию,ᅟ квотированию,ᅟ контролюᅟ надᅟ ценами,ᅟ доходами,ᅟ валютнымᅟ курсом,ᅟ учетнымᅟ процентомᅟ иᅟ другим.ᅟ Административныеᅟ методыᅟ предполагаютᅟ такжеᅟ введениеᅟ обязательныхᅟ стандартов, заᅟ невыполнениеᅟ которыхᅟ государствоᅟ принимаетᅟ соответствующиеᅟ санкции 33.

Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения – путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты.

2.Экономические методы, к  которым относится    бюджетное, налоговое,ᅟ кредитно-денежноеᅟ регулирование. Дляᅟ экономическогоᅟ воздействияᅟ государствуᅟ необходимыᅟ значительныеᅟ финансовые ресурсы,ᅟ которыеᅟ формируютсяᅟ вᅟ госбюджете.ᅟ Политикаᅟ измененияᅟ государственных доходовᅟ иᅟ расходовᅟ главнымᅟ образомᅟ для борьбыᅟ сᅟ экономическимиᅟ спадами получилаᅟ названиеᅟ бюджетнойᅟ илиᅟ фискальнойᅟ политики.ᅟ Воᅟ времяᅟ спада правительствоᅟ увеличиваетᅟ расходыᅟ наᅟ такᅟ называемые государственныеᅟ программы. Ещеᅟ однимᅟ направлениемᅟ бюджетнойᅟ политикиᅟ можетᅟ бытьᅟ увеличениеᅟ или сокращениеᅟ государственныхᅟ доходовᅟ посредствомᅟ налогов.ᅟ Налогиᅟ являются основнымᅟ источникомᅟ государственныхᅟ доходов,ᅟ вᅟ результатеᅟ которыхᅟ образуется госбюджет34.

Налоговоеᅟ регулированиеᅟ включаетᅟ увеличениеᅟ илиᅟ снижениеᅟ совокупных налоговыхᅟ поступлений,ᅟ смену форм обложения,ᅟ изменение налоговойᅟ структуры, дифференциациюᅟ льгот и скидок,ᅟ отсрочкуᅟ платежаᅟ налога,ᅟ аннулирование налоговой задолженности,ᅟ изменениеᅟ сферыᅟ распространения налоговᅟ иᅟ т.д. Важнейшимᅟ методомᅟ налоговогоᅟ регулирования является применение дифференцированногоᅟ подходаᅟ вᅟ налогообложенииᅟ предприятий. Речьᅟ идетᅟ о введенииᅟ скидокᅟ иᅟ льготᅟ для отдельных отраслей, регионов,ᅟ предполагающих использование высвобождающихсяᅟ средствᅟ наᅟ указанныеᅟ правительством цели.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь- на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика- воздействует на уровень процентных ставок. В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка.35

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в Российской Федерации