Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.
1.1. Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………....4
1.2. Методы государственного регулирования торговли………………………9
Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.
2.1. Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…….13
2.2. Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций. ………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

гос рег.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование  торговли: направления и методы воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы 409 БУ

 

Работу проверила:

 

Содержание:

 

                                                                                                                              Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.

1.1. Основные направления  и принципы государственного  регулирования торговли…………………………………………………………………………....4

1.2. Методы государственного  регулирования торговли………………………9

Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.

2.1. Регулирование торговли  на федеральном и региональном  уровнях…….13

2.2. Регулирование торговли  на уровне предприятий и организаций.  ………16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

“Государственное регулирование  современной экономики осуществляется с помощью системы типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.” [1] Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

“Косвенно участвовать в  государственном регулировании  могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

Наиболее яркие изменения  в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности “[1]. Торговля, выступающая как связующее  звено между различными отраслями  народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между  производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. “Современный механизм регулирования  экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную  систему форм, методов, средств, с  помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты  торговли.” [1]

“Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к  вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую  от многих факторов деятельности. В  этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить  организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны  с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Поскольку в механизме  государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно  рассматривать как закрытую систему  взаимоотношений экономических  субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.

Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования  необходимо использование процессного  подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для  успешной деятельности предприятий  и организаций торговли.

Системность проявляется  и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой системе  управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них  созданы соответствующие структуры  со всеми конкретными целями, задачами и функциями.” [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.

“Субъектом государственного регулирования торговли выступает  государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом —  экономические, организационные и  управленческие отношения в сфере  торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.” [2]

“Между субъектом и  объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно  представить в виде целостной  и функционирующей системы.” [2] С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования  торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и  связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Основные направления  и принципы государственного  регулирования торговли.

“Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди  стратегических целей наиболее приоритетными  являются: обеспечение экономической  и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться  по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных  интересов.

Конкретными целями регулирования  являются: становление рыночных отношений  в сфере торговли; формирование целостной  системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения  и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и  развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий  конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается  в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано  с помощью определенных принципов.” [2] Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

“Применение принципов механизма  государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных  условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.” [4]

“Принципы механизма регулирования  торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов  государственного регулирования торговли можно считать:

• формирование потребительского рынка;

• обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

• создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 годы;

• изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

• осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.” [3]

В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке  малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой  продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

“Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования  торговли связаны общие и частные  функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций  регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих  функций важнейшей можно считать  создание экономико-правовых условий  функционирования механизма регулирования.” [3] Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

“Осуществляемый в современных  условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к  экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные, новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и  иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования  торгового права является торгово-предпринимательская  деятельность по продвижению товаров  от изготовителей в организации  розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских  и иных хозяйственных целей.” [5]

Экономисты в государственном  регулировании в качестве главных  составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Поскольку именно от социально-экономических отношений зависит эффективность функционирования государства. Что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения в целом.

“Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли.

Реализация этой функции  направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам  хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению  предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.” [5]

“Немаловажной общей функцией является функция стратегического  планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. . Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.” [4]

“Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность  подходов в проведении реформ, целостность  государственной экономической  политики.” [5]

“Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

Информация о работе Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия