Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, реферат
Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.
1.1. Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………....4
1.2. Методы государственного регулирования торговли………………………9
Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.
2.1. Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…….13
2.2. Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций. ………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия.
Работу выполнила:
Студентка группы 409 БУ
Работу проверила:
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.
1.1. Основные направления
и принципы государственного
регулирования торговли……………………
1.2. Методы государственного
регулирования торговли……………………
Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.
2.1. Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…….13
2.2. Регулирование торговли
на уровне предприятий и
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
“Государственное
“Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.
Наиболее яркие изменения
в современной экономике
“Изначальный недостаток
подходов различных зарубежных школ
и наших соотечественников к
вопросам управления заключался в том,
что они сосредотачивали
Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.
Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.
Системность проявляется
и в том, что регулирование
осуществляется по трехуровневой системе
управления: на федеральном уровне,
на уровне субъектов РФ (областных),
а также на уровне органов местного
самоуправления. В каждом из них
созданы соответствующие
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.
“Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.” [2]
“Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы.” [2] С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.
Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.
1.1. Основные направления и принципы государственного регулирования торговли.
“Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.
Конкретными целями регулирования
являются: становление рыночных отношений
в сфере торговли; формирование целостной
системы торгового обслуживания
для наиболее полного комплексного
обслуживания потребностей населения
и запросов местного рынка труда;
создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей
эффективное функционирование и
развитие торговли и, в конечном итоге,
обеспечение устойчивого
В целом основная задача
государственного регулирования заключается
в поддержании стабильности потребительского
рынка и обеспечении его
“Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.” [4]
“Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:
• формирование потребительского рынка;
• обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
• создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 годы;
• изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
• осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.” [3]
В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.
“Непосредственно с целями
и приоритетами государственного регулирования
торговли связаны общие и частные
функции регулирования. Цели и приоритеты
реализуются посредством
В системе государственного
регулирования торговли среди общих
функций важнейшей можно
“Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные, новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота.
Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.
Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.” [5]
Экономисты в государственном
регулировании в качестве главных
составляющих на первое место ставят
социально-экономические
“Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли.
Реализация этой функции
направлена на проведение региональной
политики по удовлетворению потребностей
населения в товарах и услугах,
участие в инвестиционных проектах
и программах социально-экономического
развития регионов, государственного
регулирования социально-
Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).
Для развивающегося общества
со смешанной экономикой характерны:
социальная ориентированность экономики;
рост уровня жизни различных социальных
слоев и групп; выполнение государством
функций по поддержке и развитию
социальной сферы или обеспечению
предпосылок ее развития, созданию
систем социальных гарантий и защиты
для различных слоев населения.
“Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. . Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.” [4]
“Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.” [5]
“Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.
Информация о работе Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия