Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.
1.1. Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………....4
1.2. Методы государственного регулирования торговли………………………9
Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.
2.1. Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…….13
2.2. Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций. ………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

гос рег.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового  акта на уровне закона, который охватывал  бы сложный комплекс отношений в  этой сфере.

Косвенные методы — осуществление  косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия  финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Так, например, воронежской  областной Думой 21.12.98г. принят Закон  «О налоге с продаж» с изменениями  и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым  устанавливается и вводится налог  на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением  перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% — в местный бюджет и 2% — в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму  налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой  ставке процентная доля цены товара без  учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой  во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых  товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах  на оказываемые услуги, книгах учета  расходов и доходов и т.п. Суммы  налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным  Законом «О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской  областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный  доход для определенных видов  деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской  области не взимаются платежи  в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные  статьями 19—21 Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной  пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных  сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной  торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.” [7]

Введение в действие единого  налога должно было ослабить налоговое  давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет  за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

 

 

 

Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.

2.1. Регулирование торговли  на федеральном и региональном  уровнях. 

 

“Вместе с тем, механизм экономического регулирования необходимо постоянно совершенствовать, независимо от того, ориентируется правительство  на монетаристские принципы экономической  политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты  регулирования.

В целях выработки эффективной  стратегии оздоровления экономики  принят ряд документов: Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96г., распоряжение Правительства РФ от 21.04.95г. №555 «Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 08.05.96г. №559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране».

В соответствии с принятыми  программными документами необходимо осуществить последовательный переход  на модель устойчивого развития, сбалансированного  решения социально-экономических  задач. Следует отметить, что интересы экономической безопасности, сложность  социально-экономической ситуации в стране требуют безотлагательного  решения стратегически важных задач  развития.

Рыночные механизмы в  сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов  хозяйственной деятельности. Это  ставит необходимым решение менеджерами  таких задач, как: программно-целевая, стратегическая и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе развития конъюнктуры рынка на макро- и микроуровне и т.д.

В условиях перехода на преимущественно  экономические методы управления, формирования рыночных отношений уменьшается зависимость предприятия от вышестоящих органов, снижается и относительная в прошлом стабильность положения предприятия, ощущается неопределенность в рыночной среде. Это обусловливает выработку новых положительных форм взаимодействия и поведения руководителей, усиливает адаптацию во внешней и внутренней среде, стратегическую направленность в управлении предприятиями и организациями, формировании новых структур и форм управления торговлей.” [7]

На пути к рынку мы подошли  к черте, когда старые формы управления торговлей, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут  состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым формам и структурам управления, обеспечивающим многообразные прямые хозяйственные связи в экономике взамен жестких и стандартных вертикальных систем.

“В условиях наличия разных форм собственности и отсутствия централизованных капиталовложений в  сферу обращения особую роль приобретает  регулирование государством формирования и развития материально-технической  базы торговли. “ [7] Государственное  финансирование всегда имело решающую роль в развитии отраслей этой сферы товарного обращения. “Несмотря на самостоятельность приватизированных предприятий торговли, без активного участия государства в современных условиях немыслимо дальнейшее их развитие, а также ввод вновь строящихся торговых объектов и, как следствие, их ответное стимулирование технического прогресса и повышение эффективности вложенного труда.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. органам  исполнительной власти рекомендовано  уточнить схемы рационального размещения сети розничной торговли и общественного  питания по регионам страны.

Одним из важных направлений  реализации этого постановления  явились рекомендации по организации  и широкому распространению вещевых  рынков, а по торговле продовольственными товарами — «сверхрынков», то есть крупных универсальных продовольственных магазинов с широким выбором пищевых товаров.

В целях последовательной ликвидации неучтенного наличного  денежного оборота, предотвращения скрытия прибыли от налогообложения  и обеспечения поступлений в доход бюджетов всех уровней Правительство РФ приняло постановление от 06.01.97 г. № 11 «Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли».” [7]

Следует отметить, что ослабление государственного регулирования по ряду объективных причин привело  и к тому, что нарушились хозяйственные  связи между предприятиями-смежниками, расположенными в бывших союзных  республиках, по существу, многие из них  оказались за рубежом.

“В ходе реформ поспешно были ликвидированы оптовые предприятия, игравшие огромную роль в организации  торговли. Оптовики тесно работали с промышленностью, изучали спрос, создавали сезонные запасы товаров. Сегодня, к сожалению, роль такого организующего  звена снижена. И очень часто  в различных регионах страны возникает  дефицит отдельных товаров. К  тому же добавилась нехватка оборотных  средств. При взаимных расчетах между  предприятиями была введена предоплата за продукцию. Отсутствие у магазинов  свободных денег создало определенное затруднение в сбыте продукции  изготовителями. Это вызвало резкое сокращение общего объема производства и, в том числе, низкорентабельных  товаров.

И хотя в инфраструктуре потребительского рынка в настоящее  время стала увеличиваться роль оптовых предприятий, через эти  предприятия в розничную торговую сеть направлялась в 1998 году третья часть  товарных поступлений, однако, достигнутый  в настоящее время уровень  развития инфраструктуры товарных рынков не отвечает требованиям свободного движения товаров. В ряде случаев  наблюдается удаленность между  хозяйствующими партнерами, увеличивается  звенность в процессе циркуляции товаров, возрастают издержки обращения. Система государственного регулирования развития оптовой торговли должна предполагать четкую координацию деятельности всех органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне основными функциями органов исполнительной власти должны являться: общее регулирование деятельности оптового звена, создание условий для повышения эффективности его работы, выработка основных направлений в его развитии, проведение политики закупок для государственных нужд и т.д. На региональном уровне основной задачей органов исполнительной власти должна стать конкретизация применения общих правил с учетом региональной специфики развития оптовых рынков торговых услуг, анализ состояния рынка услуг торговой деятельности и тенденций его изменения, обеспечение необходимой конкурентной среды на рынке, разработка региональных программ развития оптовой торговли товарами народного потребления и др.

Регулирование оптовой торговли необходимо осуществлять с участием антимонопольных органов. Регулируя  доступ на рынок новых оптовых  структур, эти органы будут решать вопросы слияния или разукрупнения  последних, проводить в необходимых  случаях их сертифицирование, определять порядок участия иностранных инвесторов, формировать необходимую протекционистскую политику.

Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с  помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством  этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы  управления торговыми предприятиями  и организациями; разрабатываются  положения, закрепляющие права и  ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность  и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.” [7]

Такое воздействие проявляется  в многообразных административных приказах и распоряжениях, в различных  положениях, инструкциях, нормативах, стандартах и других служебных предписаниях, организационно-регламентирующих деятельность подчиненных.

“Во внешнеторговой деятельности регулирование включает: рекомендации министерств и ведомств подведомственным внешнеторговым организациям по экспорту и импорту товаров и услуг, изменению структуры и географической направленности внешнеторговых связей, государственные заказы предприятиям на производство товаров и услуг  с целью их последующего экспорта, регистрацию участников экономических  связей и др.

Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей  лицензий на тот или иной вид товаров  (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

Переход к рыночной экономике  в современных условиях вызывает необходимость создания структуры  управления торговлей, основанной на частной  собственности. В начале реформ органы управления торговлей под напором  сверху рушились, проходила массированная  приватизация предприятий торговли и общественного питания, были ликвидированы  торги, коллективы этих предприятий  приобрели статус юридического лица. Создавались новые организационно-правовые формы предприятий и организаций, некоторые из них не имея собственных  оборотных средств оказались неспособными работать в условиях такой самостоятельности (в особенности это касалось небольших предприятий) и оказались на грани банкротства.

В сложившихся условиях назрел вопрос о восстановлении системы  управления торговыми процессами путем  воздействия через лицензирование, сертификацию предприятий, услуг, участие  государства в уставных капиталах  предприятий и организаций торговли и восстановление роли оптовой торговли в организации товародвижения и  снабжении предприятий розничной  торговли, работу с субъектами по выявлению  причин снижения доходов, налоговых  поступлений, перечислений во внебюджетные фонды и т.д.” [7]

Информация о работе Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия