Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, реферат
Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования торговли.
1.1. Основные направления и принципы государственного регулирования торговли…………………………………………………………………………....4
1.2. Методы государственного регулирования торговли………………………9
Глава 2. Практические меры государственного регулирования торговли.
2.1. Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…….13
2.2. Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций. ………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
В рыночной экономике роль
государства заключается в
В государственном регулировании
рыночной экономики два аспекта
представляются наиболее важными. Первым
необходимым условием для упорядочивающего
воздействия является регламентация,
свод правил и ограничений рыночной
деятельности. Осуществляется посредством
государственного планирования, издания
правительством нормативно-правовых актов.
Разработка системы правил экономического
поведения для всех участников хозяйственного
процесса необходима для предоставления
ее объектам самостоятельности в
предпринимательской
Второй аспект — это
государственное воздействие на
рынок посредством изъятия
Составляющими организационной функции являются также:
• усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;
• создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.
Организационная функция
охватывает обширный комплекс вопросов,
связанных с выбором
“И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической, торгово-производственной интеграции.” [6]
“Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.
Рынок как форма хозяйственного
общения утверждается именно в ходе
становления и
Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, Комплексная программа научно-технического прогресса ЦЧЭР на 1991—2010 годы, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 гг. и др.
Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).
Налоговое регулирование
осуществляется с помощью налоговых
ставок и налоговых льгот. Размеры
налоговых ставок должны учитывать
потребности государства в
В целях поддержания
“В современной теории
и практике управления выделяют два
уровня налогообложения: уровень федерации
и уровень субъектов. В этой связи
механизм налогообложения
Стратегия налогового регулирования
зависит от политической ситуации в
стране, системы управления экономикой
и системы управления налогообложением,
экономической системы
1.2. Методы государственного регулирования торговли.
Приведенные выше формы проявляются
с помощью системы методов
регулирования прямого и
“Прямые методы предполагают
вмешательство государства в
функционирование рыночного механизма,
в частности, в процессы ценообразования,
политику доходов, а именно: замораживание
или допуск в определенных размерах
роста цен и заработной платы,
ограничений изменений
Переход к рыночной экономике
в нашей стране коренным образом
изменил содержание и суть экономических
отношений между участниками
в процессе их деятельности, при
этом кардинальному изменению
Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.
Государство осуществляет свое
регулирование на основе нормативно-правовых
актов, устанавливающих: структуру
органов государственного регулирования
торговой деятельности, правовое положение
предприятий и организаций
Государственное регулирование
торговой деятельности основывается на
положениях Конституции Российской
Федерации — высшем юридическом
акте государства. Все нормативно-правовые
акты, имеющие отношение к
Применительно к функционированию
предприятий и организаций
К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.
Специальное нормативно-правовое
регулирование торговли содержится
в указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, актах федеральных
министерств и ведомств, изданных
во исполнение федеральных законов,
а также постановлениях, нормативно-правовых
актах, инструкциях органов
Закон РСФСР «О конкуренции
и ограничении
Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг.
Он направлен на формирование
целостной системы
Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:
— Правила продажи отдельных видов товаров;
— Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;
— Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Закон «О защите прав потребителей»
предоставляет право субъектам
РФ устанавливать собственные
На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.
В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.” [7]
В этой связи следует отметить,
что принятые Федеральные законы,
постановления Правительства
“Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.
В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».
Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».
В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.
Информация о работе Государственное регулирование торговли: направления и методы воздействия