Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью;
- изучить особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ;
- рассмотреть особенности экспортного контроля;
- показать систему валютного контроля;
- рассмотреть компетенцию органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
1.1 Основные положения
1.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ
Глава 2. Экспортный контроль
Заключение
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

3136_Государственное регулирование ВЭД.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

                      Курсовая работа                  

 

  по  дисциплине:

                               «Экономическая безопасность»

Тема «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы. В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность играет большую роль в  развитии национальной экономики России. В годы реформ проводилась политика ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, которая в полной мере соответствовала политике «шоковой терапии», проводившейся в стране. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

При этом нельзя ни отметить, что другие страны создавали национальные системы регулирования внешнеэкономическими отношениями в течение десятилетий, поэтому естественно скорость перехода России от системы монополии государства на внешнеэкономическую деятельность к системе регулирования, в целом соответствующая стандартам рыночной экономики, не могла ни отразиться на качестве этой системы. Так система государственного регулирования внешнеэкономических связей России имеет ряд недостатков, которые влияют (или могут повлиять при определенных обстоятельствах) не только на развитие внешнеэкономической деятельности, но и на развитие всей национальной экономики.

В этой связи представляется необходимым провести анализ системы  регулирования внешнеэкономической  деятельности государства, выявить имеющиеся недоработки и, на основе этого, определить пути ее совершенствования.

Главными задачами государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности становятся формирование законодательной базы и создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов, форм ВЭД и повышения ее эффективности.http://www.tam-zap.ru/n_1_23_2005/Dmitrikova.htm - _ftn3 Речь идет о необходимости обеспечения реализации интересов, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и интересов национальных.

Именно поэтому выбор  методов регулирования всецело  зависит от особенностей конкретных отношений в сфере внешнеэкономической  деятельности, на которые направлено государственное воздействие.

Итак, выбранная тема «Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически  значимой.

Цель работы – изучить  особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Предмет работы – государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности.

Объект работы – общественные отношения в процессе государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- дать общую характеристику  методов государственного регулирования  внешнеэкономической деятельностью;

- изучить особенности  и задачи нетарифного и тарифного  регулирования в РФ;

- рассмотреть особенности  экспортного контроля;

- показать систему  валютного контроля;

- рассмотреть компетенцию  органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической  деятельностью в России и их  основные функции.

 

Глава 1. Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности в России

1.1 Основные положения

Одним из видов предпринимательской  деятельности является внешнеэкономическая деятельность. Она связана с перемещением через таможенную границу товаров (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли.

В то же время внешнеэкономическая  деятельность — это вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве она рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма.

Отношения, возникающие  при осуществлении этой деятельности, регулируются нормами международного публичного права. Основной правовой формой регулирования межгосударственных отношений являются международные договоры, как двусторонние, так и многосторонние. В многосторонних договорах обычно устанавливаются основные принципы и направления сотрудничества государств. 1

Двусторонние договоры регулируют, как правило, межгосударственные отношения по конкретным вопросам. Примером может служить Протокол между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией о поставках нефти из России от 11 апреля 1996 г. В нем устанавливается общий объем ежегодных поставок нефти из России и предусматривается, что «конкретные объемы и условия поставок нефти... будут определяться в контрактах, заключаемых между российскими и югославскими организациями...».

Внешнеэкономическая деятельность как предпринимательская деятельность регулируется нормами национального права. Регулируемые отношения являются предметом предпринимательского права. Правовыми формами регулирования выступают законодательные и иные нормативные акты.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательского права зависит от правового режима, устанавливаемого государством для осуществления такой деятельности. Правовой режим содержит правила совершения экспортно-импортных операций, в частности, правила ввоза и вывоза товаров, уплаты таможенных пошлин и т.д. Эти правила распространяются на национальные хозяйствующие субъекты, а также на иностранные, причем правовой режим может быть различным в зависимости от национальной принадлежности хозяйствующего субъекта. 2

С целью обеспечения  своим хозяйствующим субъектам  наилучших условий ведения предпринимательской деятельности государства заключают договоры, направленные на установление льготных режимов внешнеэкономической деятельности на территории иностранного государства.

Государственное воздействие  осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

В связи с тем, что  в основу классификации методов  регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. 3

Следует подчеркнуть, что  закон устанавливает приоритет  использования экономических методов. В качестве примера экономического метода регулирования можно привести таможенно-тарифное регулирование.

Примером административного  метода служат квотирование и лицензирование. Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные. 4

Тарифное регулирование  внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическому методу регулирования.

Нетарифное регулирование  представляет собой воздействие  государства на предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее как экономические, так и административные меры. Нетарифное регулирование быть мерой стимулирующей и защитой — ограничительной. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничении экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер по стимулированию экспорта. 5

Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Установив высокие таможенные ставки на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет ввоз этого товара, хотя и не ограничивает и не запрещает такой ввоз. Прямым способом государственного воздействия является запрет или установление количественных ограничений на импорт определенных товаров. 6

1.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

Тарифное регулирование  осуществляется путем таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются, по сути, одним из видов неналоговых платежей, они выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы, и являются источником поступления средств в государственный бюджет. Кроме этого, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер. Применение таможенных пошлин в качестве защитных мер будет рассмотрено ниже.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» таможенные пошлины устанавливаются, в частности, «...для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с ...международными договорами Российской Федерации». 7

Таможенный тариф — это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу.

В Российской Федерации применяются  следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Режим тарифного регулирования  импорта предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые товары определяются дифференцированно. 8

Ввозные таможенные пошлины увеличиваются  в два раза в отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставила режим наибольшего благоприятствования.

Такие же ввозные таможенные пошлины  применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.

Ввозные таможенные пошлины уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым Россия предоставила преференции, т. е. особые льготы.

Ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются с тех товаров, которые происходят из наименее развитых государств, пользователей преференциями России.

В некоторых случаях преференции  предоставляются при условии подтверждения достоверности происхождения товаров. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или переработан в достаточной степени. Документом, подтверждающим происхождение товара из определенной страны, является сертификат о происхождении товара. Для товаров, происходящих из государств — участников СНГ, установлены специальные Правила определения страны происхождения товаров. Эти Правила были утверждены решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 г. При ввозе в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств, таможенные пошлины не взимаются.

Предусматривается предоставление тарифных льгот при осуществлении торговой политики Российской Федерации. В пределах таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

— ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;

— вывозимых в составе комплектных  поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация;

— вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

— ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции в соответствии с действующим законодательством. 9

Квотирование, как уже было сказано  выше, является нетарифным методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Квотирование — это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности