Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью;
- изучить особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ;
- рассмотреть особенности экспортного контроля;
- показать систему валютного контроля;
- рассмотреть компетенцию органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
1.1 Основные положения
1.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ
Глава 2. Экспортный контроль
Заключение
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

3136_Государственное регулирование ВЭД.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность  за незаконный экспорт товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, предусмотрена статьями 188 и 189 Уголовного кодекса Российской Федерации. 26

Так, согласно п.2 статьи 188 (“Контрабанда”) перемещение через  таможенную границу Российской Федерации  ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. В случае, если это деяние совершается неоднократно, должностным лицом с использованием своего служебного положения или организованной группой - наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 189 этого же кодекса  устанавливает, что незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок от трех до семи лет. Уголовная ответственность наступает в случае незаконного характера подобного экспорта, т. е. осуществляемого в нарушение предусмотренного законодательством запрета и в обход специального экспортного контроля. При этом виновный должен быть осведомлен о содержании и характере экспортируемых материалов и умышленно уклоняться от специального экспортного контроля. 27

За другие виды нарушений в области экспортного контроля статьей 32 закона “Об экспортном контроле” предусматривается наложение на виновные организации штрафных санкций в различных размерах. Взыскание штрафов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

В случае правонарушения, повлекшего за собой причинение существенного  ущерба политическим и экономическим  интересам Российской Федерации, обороне  страны и безопасности государства  организация может быть лишена по решению Правительства Российской Федерации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет. Такое решение может быть принято по представлению межведомственного координационного органа по экспортному контролю.

Соответствующая административная ответственность предусмотрена  также в Кодексе Российской Федерации  “Об административных правонарушениях”, который вступил в силу с 1 июля 2002 года. Так, статья 14.20 “Нарушение законодательства об экспортном контроле” за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Кроме того, эта же статья за несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. 28

Статьей 16.3 этого же кодекса  за перемещение товаров с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации предусмотрено наложение административных штрафов на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ и юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. Наказания за эти правонарушения могут сопровождаться конфискацией.

Несмотря на указанные  статьи Уголовного Кодекса, закона “Об  экспортном контроле” и Кодекса об административных правонарушениях, сфера внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться одной из наиболее криминализованных. Материалы прокурорских проверок уголовных дел, данные правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о сохранении в целом негативных тенденций. Этому способствует целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. К важнейшим из них можно отнести: форсированная либерализация режима внешнеэкономической деятельности, различие структуры внутренних и мировых цен, что является одной из причин высокой доходности внешнеэкономических операций; заинтересованность ряда стран в незаконном приобретении наукоемкой продукции и технологий оборонного характера; сохраняющаяся “прозрачность” таможенной границы; расширяющееся использование внешнеэкономических каналов преступным бизнесом; активная роль зарубежных финансовых институтов в приеме незаконно вывозимых российских товаров и технологий и др. 29

Наряду с фактами  недобросовестного выполнения организациями и отдельными ведомствами требований законодательства в области экспортного контроля, когда частные интересы входят в противоречие с государственными, расширяется сфера незаконного экспорта запрещенных к бесконтрольному вывозу из страны товаров криминальными преступными группировками.

Так, по оценке правоохранительных органов наблюдается рост организованности и профессионализма совершения таможенных и других преступлений в сфере  внешнеэкономической деятельности. Эти преступления чаще всего связаны с проявлениями коррупции в правоохранительных органах.

В частности, по данным зарубежных организаций такие виды деятельности как контрабанда оружием и  ценным сырьем (включая ядерное топливо  и др. материалы ядерной промышленности) зафиксированы у преступных группировок, действующих в нескольких крупных городах Российской Федерации.

Действующая система  экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти порядка вывоза за пределы Российской Федерации некоторых групп товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений такого порядка. 30

В соответствии с законодательством  можно выделить три группы товаров, подпадающих под экспортный контроль:

— вооружение и военная техника;

— товары двойного применения (отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники);

— оружие массового уничтожения  и иные наиболее опасные виды оружия и технологии их создания, экспорт которых запрещен  во исполнение международных обязательств Российской Федерации по их нераспространению.

Механизм контроля предусматривает:

— подготовку и выдачу соответствующими министерствами и ведомствами заключений о возможности экспорта товара;

— лицензирование;

— таможенный контроль и  таможенное оформление.

Как уже говорилось выше, возможно установление прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта. Такие меры могут устанавливаться исходя из национальных интересов. Закон дает исчерпывающий перечень этих интересов:

— соблюдение общественной морали и правопорядка;

— охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

— сохранение культурного  наследия народов Российской Федерации, защита культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

— необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

— обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

— защита внешнего финансового  положения и поддержание платежного баланса;

— выполнение международных  обязательств.

Запреты и ограничения  могут устанавливаться федеральными законами, которые должны вступать в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования. 31

В целях защиты российского  рынка установлен контроль за качеством товаров.

Законодателем определены стандарты и требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию Российской Федерации товары. Такие стандарты и требования, а также правила контроля за импортными товарами являются едиными и обязательными на всей территории России.

Для обеспечения соответствия импортных товаров установленным  требованиям в Российской Федерации  действует система сертификации.

Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации, не производится.

В целях усиления контроля за обеспечением качества и безопасностью использования на территории Российской Федерации импортных товаров запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных товаров без информации о них на русском языке. 32

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные во введении автором цель и задачи работы успешно решены.

Подведем  некоторые выводы работы.

Итак, система государственной поддержки экспорта, по нашему мнению, должна включать разнообразные инструменты экономического воздействия, а также меры организационного и информационного содействия экспортеру.

К числу таких  мер можно отнести:

меры государственного регулирования на макроэкономическом уровне;

прямая, по большей  части возмездная финансовая помощь (но не исключаются и отдельные  случаи безвозмездной финансовой поддержки);

участие государства  в кредитовании экспорта; участие  государства в страховании экспортных поставок;

меры внешнеторговой политики (протекционистская защита определенных отраслей и методы международной  региональной интеграции);

меры организационного и информационного содействия продвижению  экспорта.

При этом важнейшим  макроэкономическим инструментом развития экспорта выступает валютный курс.

Для реализации поставленных задач, государством осуществляется тарифное и нетарифное регулирование внешнего экономического сектора.

Закон определяет таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Что касается нетарифного  регулирования, то оно осуществляется путем введения количественных ограничений  и иных запретов и ограничений  экономического характера.http://www.tam-zap.ru/n_1_23_2005/Dmitrikova.htm - _ftn4

Существуя в пределах административного усмотрения, меры нетарифного регулирования менее  стабильны, нежели меры таможенно-тарифного регулирования.

Государственная политика в области ВЭД строится с учетом идей гражданского права; в законе закреплены приоритет экономических мер  государственного регулирования; принципы равенства участников ВЭД.

Квалификация деятельности в качестве внешнеэкономической предусматривает возможность применения иностранного, а также специального публичного законодательства.

Законодательно формулируется  только понятие внешнеторговой деятельности, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Представляется, что понятие  «внешнеэкономическая деятельность»  нельзя отождествлять с «внешнеторговой  деятельностью».

Подобная трактовка  была допустима в период монополии  государства на внешнеторговую деятельность.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности