Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью;
- изучить особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ;
- рассмотреть особенности экспортного контроля;
- показать систему валютного контроля;
- рассмотреть компетенцию органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
1.1 Основные положения
1.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ
Глава 2. Экспортный контроль
Заключение
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

3136_Государственное регулирование ВЭД.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Применительно к новым экономическим  условиям целенаправленная деятельность по нормативному правовому обеспечению защиты государственных интересов и соблюдению международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения была начата в 1992 году. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 “О мерах по созданию системы экспортного контроля в России”.

Указ стал первой попыткой сформировать систему экспортного контроля. Предлагалась совокупность мер направленных на предотвращение ущерба государственным интересам Российской Федерации от передачи (обмена) в зарубежные страны отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.

Кроме того, намечались меры по выявлению, предупреждению и пресечению нарушения  установленного порядка. Нормативную  правовую основу предложенной системы  экспортного контроля составлял  Федеральный закон “О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности”. Президент Российской Федерации в соответствии с эти законом утверждал списки контролируемых товаров и технологий, Правительство Российской Федерации разработало положение о порядке контроля за экспортом товаров и технологий, включенных в указанные списки. 17

Вместе с тем, в Федеральном  законе "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" не были оформлены правовые и организационные  основы функционирования системы экспортного  контроля, принципы государственной политики в указанной области и механизмы ее реализации, права и обязанности органов государственной власти и субъектов внешнеэкономической деятельности. Кроме того, этот Закон не распространяется на такие виды внешнеэкономической деятельности, как производственная кооперация, передача материалов, оборудования, другие виды внешнеторговой деятельности некоммерческого характера.

В дальнейшем было издано несколько  десятков нормативно-правовых актов (законов, указов, положений и постановлений  правительства) напрямую или косвенно затрагивающих решение проблем, связанных с совершенствованием экспортного контроля.

Определенным этапом в совершенствовании  правового обеспечения экспортного  контроля стало принятие Федерального закона Российской Федерации 183-ФЗ от 18 июля 1999 года “Об экспортном контроле”.

Появление Закона было связано с  необходимостью восполнить существующие пробелы законодательства, регламентирующего  внешнеэкономическую деятельность с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, ракетных средств его доставки и наиболее опасных видов оружия, а также при создании обычных вооружений и военной техники. 18

Закон установил принципы осуществления государственной  политики, правовые основы деятельности органов государственной власти российской Федерации в области  экспортного контроля, а также  права, обязанности и ответственность  участников внешнеэкономической деятельности. Определил, что основными целями экспортного контроля являются:

защита интересов Российской Федерации;

реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

создание условий для  интеграции экономики Российской Федерации  в мировую экономику.

Поиск разумного компромисса  при достижении указанных целей  является главной задачей дальнейшего совершенствования нормативного правового обеспечения экспортного контроля. При этом необходимо учитывать, что к числу принципов государственной политики в рассматриваемой области Закон относит приоритет интересов безопасности государства.

Закон определяет полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в экспертном контроле, устанавливает порядок образования межведомственного координационного органа по этой проблеме и возлагает на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти реализацию государственной политики в области экспортного контроля. 19

В ходе реализации основных положений Закона Президент Российской Федерации Указом от 29.01.2001 N 96 образовал  Комиссию по экспортному контролю и  утвердил Положение о ее деятельности.

Согласно ст. 9 Закона в заседаниях межведомственного  координационного органа по экспортному  контролю могут участвовать представители  Федерального Собрания Российской Федерации.

Уполномоченным органом  исполнительной власти в области экспортного контроля определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных  нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, Закон устанавливает обязательное создание внутрифирменных программ экспортного контроля. 20

Под внутрифирменными программами экспортного контроля понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2000 N 176 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 40) утверждено “Положение о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля”. Указанное Положение предусматривает представление заинтересованной организацией в Минэкономразвития России комплекта необходимых документов и определяет порядок их рассмотрения соответствующей комиссией по государственной аккредитации. 21

Закон определил порядок  лицензирования внешнеэкономических  операций с контролируемыми товарами и технологиями, возможность их государственной  экспертизы, а также порядок установления запретов и ограничений на внешнеэкономическую  деятельность.

Запреты и ограничения, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных государств, исходя из интересов обеспечения безопасности Российской Федерации, вводятся федеральными законами, а устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами, – указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.

После вступления Закона в силу вышел ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений  Правительства Российской Федерации, которые обеспечили дальнейшую реализацию положений Закона и позволили  применять их на практике.

Заметные изменения  в нормативной правовой базе экспортного  контроля произошли в 2001 году. Вышли  постановления Правительства Российской Федерации, направленные на пересмотр  и уточнение существующих списков  контролируемых товаров.

Были уточнены и утверждены указами Президента Российской Федерации следующие контрольные списки:

Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического  оружия и в отношении которых  установлен экспортный контроль;

Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю;

Список оборудования и материалов двойного назначения и  соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется;

Список оборудования, материалов и технологий, которые  могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении  которых установлен экспортный контроль;

Список товаров и  технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется;

Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных  материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль.

Кроме перечисленных, к  числу действующих нормативно правовых документов, относится также контрольный список по Ираку, находящемуся под санкциями ООН, а также список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Иран в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН запрещен, контролируется или подлежит уведомлению.

Каждый из указанных  списков, как правило, сопровождается порядком его применения в форме  положения, утвержденного соответствующим  постановлением Правительства Российской Федерации. 22

Таким образом, при проведении идентификации экспортной продукции в рамках внутрифирменных программ экспортного контроля или независимыми идентификационными центрами (аккредитованными в установленном порядке) во внимание должны приниматься все перечисленные ранее нормативные акты.

Контрольные списки согласованы с соответствующими списками международных организаций и уточняются, в соответствии с потребностями практики, примерно раз год. 23

Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии с законом “Об экспортном контроле” распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе, которая проводится федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России совместно с Минобороны России, ФСБ России, СВР России, МИД России, Минпромнауки России, Росбоеприпасами, а при необходимости – также с Минсельхозом России и Минздравом России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами). Основной целью государственной экспертизы внешнеэкономической сделки является определение ее соответствия международным обязательствам и государственными интересам Российской Федерации.

Результаты государственной  экспертизы служат основанием для выдачи либо отказе в выдаче лицензии или  разрешения.

С целью правового  обеспечения этого процесса Правительство  Российской Федерации своим Постановлением от 16 апреля 2001 г. N 294 утвердило Правила  проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль.

В соответствии с законом  “Об экспортном контроле” основную нагрузку в решении всех возникающих  проблем и реализацию государственной  политики в этой области должен нести специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля.

По мнению специалистов Минэкономразвития России к основным особенностям действующего нормативного правового обеспечения экспортного  контроля можно отнести следующее:

распространение разрешительного  порядка на передачу контролируемой продукции в любых формах иностранным  лицам (юридическим и физическим), международным организациям или  представителям этих организаций на территории Российской Федерации;

включение в понятие передачи (вывоза) за пределы Российской Федерации технологий в форме технических данных путем их пересылки в почтовых отправлениях, по электронным каналам связи или любым другим способом;

включение в сферу  экспортного контроля, требующего соответствующей лицензии, процесса обучения, а также оглашения научно-технических данных на конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, относящихся к контролируемой продукции;

предоставление в отдельных  случаях (по результатам государственной  экспертизы) российскому экспортеру права проверки использования иностранным лицом полученных по сделке материалов и технологий;

появление возможности  получения генеральной лицензии, при которой контрольные функции  передаются организации (при условии  создания внутрифирменных программ экспортного контроля, имеющих свидетельство о государственной аккредитации) и др. 24

В регионах оборонные  предприятия имеют возможность  экспортировать свою продукцию, минуя  федеральный Центр. Полномочные  Представители Президента Российской Федерации в Федеральных округах берут данный аспект экономической деятельности под свой контроль.

При выявлении нарушений  контрактных обязательств импортер вносится в список неблагонадежных  иностранных фирм, а в адрес  государственных органов страны-импортера направляется официальное отношение.

Лицензия или разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации могут быть аннулированы без предварительного уведомления, либо их действие может быть приостановлено в случае: подачи соответствующего заявления; ликвидации юридического лица; нарушения владельцем лицензии (разрешения) требований и условий такой лицензии (разрешения) или законодательства Российской Федерации.

Ликвидация лицензии (разрешения) может быть оспорена в  судебном порядке. Кроме того, для разрешения спорных вопросов сформирована специальная комиссия и в Совете Безопасности Российской Федерации.

Основная задача в  настоящее время заключается  в повышении эффективности созданной  системы экспортного контроля в  защите российских интересов на международной арене и обеспечении безопасности государства. 25

В этой связи, в заключение настоящего раздела, целесообразно  упомянуть и об изменении подхода  к формированию закона о федеральном  бюджете в части реализации ядерных  материалов и технологий. Так, до 2001 года доходы от реализации этих материалов и технологий отражались в федеральном бюджете отдельной строкой в виде доходов целевого внебюджетного фонда Министерства по атомной энергии. Такой подход нарушал принцип единства кассы, заложенный в Бюджетном кодексе.

Организации, должностные  лица организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного  контроля, несут административную и  уголовную ответственность.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности