Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью;
- изучить особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ;
- рассмотреть особенности экспортного контроля;
- показать систему валютного контроля;
- рассмотреть компетенцию органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
1.1 Основные положения
1.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ
Глава 2. Экспортный контроль
Заключение
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

3136_Государственное регулирование ВЭД.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено законодательством России. Таможенным кодексом РФ установлено: «На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации». В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» количественные ограничения могут устанавливаться Правительством РФ в исключительных случаях в целях:

— обеспечения национальной безопасности РФ;

— выполнения международных  обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;

 — защиты внутреннего рынка РФ. 10

Закон предписывает вводить  в действие вновь устанавливаемые количественные ограничения не ранее чем через три месяца после официального опубликования соответствующего правительственного постановления.

Кроме того, в вышеназванном  законе в ст. 19 предусмотрена возможность ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами и вступают в силу не ранее 30 дней с момента опубликования этих законов.

Российским законодательством  установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на все хозяйствующие субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.

Распределение квот и  выдача лицензий осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов и аукционов. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (ред. от 15 декабря 2000 г.) утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. 11

Лицензирование —  это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Лицензии могут выдаваться в пределах установленных квот, а также и при отсутствии квотирования.

Особенностями лицензирования, применяемого при регулировании внешнеэкономической деятельности, является то, что лицензируется оборот товара, а не вид деятельности.

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для выполнения международных обязательств сроком на один год.

Разовые лицензии выдаются на совершение одной сделки с одним видом товара и действуют в течение одного года.

Лицензионный режим  устанавливается в отношении определенных товаров.

Например, предусмотрено  получение лицензий на экспорт товаров военного назначения. Лицензирование устанавливается для обеспечения национальной безопасности, в целях защиты окружающей среды, а также для выполнения международных обязательств по ограничению экспорта.

Обеспечение защиты экономических  интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой применения защитных мер являются законы:

Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», Закон РФ от 13 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

В этих законодательных  актах предусмотрено принятие мер  по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, повышения уровня таможенного обложения через установление особых таможенных пошлин, количественных ограничений, экспортного контроля, установления запретов и ограничений экспорта и (или) импорта товаров. 12

Разрешительный порядок  представляет собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Например, экспорт и импорт продукции, работ и услуг военного назначения осуществляются только на основании лицензии.

Установление особых таможенных пошлин представляет собой применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров (они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины).

В соответствии с законом  специальные пошлины применяются:

— в качестве защитной меры, если товары ввозятся в Российскую Федерацию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

— как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.

Применение специальной  пошлины в качестве ответной меры также направлено на защиту экономических интересов, так как установление этой пошлины может побудить другое государство прекратить дискриминацию российских экспортеров.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, и при условии, что такой импорт товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.

Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  в Российскую Федерацию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Под субсидией понимается оказание государством финансовой помощи. Эта помощь может выражаться в виде прямого предоставления денежных средств, в виде предоставления кредитов, в виде освобождения от уплаты различных платежей и другим подобным образом.

Введение защитных мер  обусловлено соблюдением установленных процедур, предшествующих применению таких мер.

В соответствии с действующим  порядком вначале необходимо провести расследование обстоятельств, вызывающих необходимость введения защитных мер. О проведении расследования необходимо проинформировать заинтересованные страны. Затем на основании доклада Министерства торговли (на него возложены функции координации и регулирования внешнеторговой деятельности), представленного по результатам проведенного расследования, Правительством РФ принимается решение о введении защитных мер.

К защитным мерам относится  также установление количественных ограничений, то есть квотирование. Вопрос о квотировании рассматривался выше. Однако следует отметить, что если квотирование применяется в качестве защитной меры, то оно устанавливается в том же порядке, что и другие защитные меры. 13

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспортный контроль

Осуществление экспортного  контроля предусмотрено Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В России существует единая политика экспортного контроля. Ее целями являются обеспечение национальной безопасности, политических, военных и экономических интересов.

Экспортный контроль устанавливается  также с целью выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Предотвращение незаконного распространения  технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, является одним из важнейших направлений реализации принятых Российской Федерацией международных обязательств и политики обеспечения национальных интересов и безопасности.

Экспортный контроль создавался как  инструмент предотвращения распространения  оружия массового поражения и  средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного  оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности.

Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями.

Поэтому контроль над экспортом  оружия и технологий, которые могут  быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран. 14

В настоящее время действует  пять международных организаций, связанных  с проблемами экспортного контроля: Комитет Цангера и Группа ядерных  поставщиков (обе организации занимаются предотвращением распространения  товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ядерного оружия); Режим контроля за ракетной технологий (организация занимается контролем и предотвращением распространения технологий создания ракетных средств доставки оружия массового поражения); Вассенаарские договоренности (организация занимается контролем за экспортом обычных вооружений, товарами и технологиями двойного назначения); Австралийская группа (организация занимается предотвращением распространения химического и биологического оружия). В работе первых четырех из этих организаций Российская Федерация принимает непосредственное участие, а установок последней - придерживается в своих практических действиях. 15

Вместе с тем, Россия не должна допускать  неконтролируемую передачу за рубеж  жизненно важных для страны перспективных разработок, технологий и открытий. Например, в ряде случаев международное сотрудничество по реализации ядерных и ракетных технологий, биологических и химических материалов высокорентабельно для отечественных предприятий и организаций. Однако подобные сделки связаны с повышенным вниманием со стороны мирового сообщества, а экспортеры (как частные, так и государственные) не могут самостоятельно оценить весь спектр экономических и политических последствий такого сотрудничества. Кроме того, неконтролируемая передача за рубеж научно-технической продукции, технологий и товаров, имеющих большое научное и практическое значение, выгодная для отдельного производителя, может нанести ущерб государству в целом. Во многих случаях экспорт наукоемкой продукции осуществляется в форме передачи иностранному заказчику всех прав на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые являются национальным богатством Российской Федерации.

Необходимо найти разумный баланс между степенью открытости российской экономики и соблюдением международных договоров, обеспечением национальных интересов и безопасности государства.

Реальным способом решения этой проблемы является создание жесткой  системы государственного экспортного  контроля, закрепленной в соответствующих нормативных правовых актах.

Сложившаяся система экспортного  контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической  деятельности: определение перечня  товаров, являющихся объектами экспортного  контроля; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль; валютный контроль; применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.

Законодательные основы экспортного  контроля в Российской Федерации  определены в следующих Федеральных  законах:

Федеральный закон Российской Федерации  от 18.07.1999 N 183-ФЗ “Об экспортном контроле”;

Федеральный закон Российской Федерации от 25.09.1998 N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;

Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ “Уголовный кодекс Российской Федерации”.

Кроме того, ряд правовых положений  экспортного контроля, направленных на реализацию указанных выше законов, закреплен в указах Президента Российской Федерации, постановлениях (распоряжениях) Правительства Российской Федерации, а также приказах федеральных органов исполнительной власти. 16

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности