Государственное регулирование занятостью и рынком труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
программы содействия найму рабочей силы;
правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...…………………3
Глава 1. Государственное регулирование занятостью в регионе……...…………5
1.1. Экономическая политика и занятость в Северо-Кавказском
экономическом районе………………………………………………………………5
1.2 Занятость в Северо-Кавказском экономическом районе…...…………………8
Глава 2. Региональные аспекты безработицы……………………………………12
2.1. Формы и показатели безработицы……………………………………………12
2.2. Безработица в Северо-Кавказском экономическом районе………………...16
Глава 3. Государственное регулирование безработицы…………………………19
3.1. Региональные и территориальные органы регулирования безработицы…..19
3.2. Программы развития системы образования и подготовки кадров…………23
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

гос рег яшкова.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

 

Московский  государственный университет путей  сообщения

 

 

 

 

Нижегородский филиал

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине

«Государственное регулирование национальной экономики»

на  тему:

«Государственное регулирование занятостью и рынком труда»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 4 курса

Шифр: 0960-п/ДНЭ-2048

Воробьев  А.В.

Проверил: Яшкова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н. Новгород  2013 год

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...…………………3

Глава 1. Государственное  регулирование занятостью в регионе……...…………5

1.1. Экономическая политика  и занятость в Северо-Кавказском 

экономическом районе………………………………………………………………5

1.2 Занятость в Северо-Кавказском экономическом районе…...…………………8

Глава 2. Региональные аспекты безработицы……………………………………12

2.1. Формы и показатели безработицы……………………………………………12

2.2. Безработица  в Северо-Кавказском экономическом  районе………………...16

Глава 3. Государственное  регулирование безработицы…………………………19

3.1. Региональные  и территориальные органы регулирования  безработицы…..19

3.2. Программы  развития системы образования  и подготовки кадров…………23

Заключение…………………………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вследствие  многообразия внутренних регуляторов  рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в  обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • программы содействия найму рабочей силы;
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели государственного регулирования рынка труда:

  • обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Объектом данной курсовой работы является государственная деятельности, нацеленная на регулирование рынка труда и занятости населения.  Предмет работы – занятость и безработица в Северо-Кавказском экономическом районе.

Цель исследования заключается в углубление и конкретизации знаний о занятости и безработицы, основных формах и влияние. Основные задачи, решаемые в ходе написания курсовой работы – анализ уровня занятости и безработицы в рассматриваемом регионе, государственная поддержка и участи в уровне занятости населения.

Для достижения целей и выполнения задач данной работы были использованы такие методы, как изучение и анализ литературных источников, статистические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование занятостью в регионе

 

1.1. Экономическая  политика и занятость 

в Северо-Кавказском экономическом районе

 

Для изучение экономической  политики и занятости в регионе  изучим состав Состав Северо-Кавказского экономического района:

  1. Республика Адыгея
  2. Республика Дагестан
  3. Республика Ингушетия
  4. Кабардино-Балкарская Республика
  5. Карачаево-Черкесская Республика
  6. Краснодарский край
  7. Ростовская область
  8. Республика Северная Осетия — Алания
  9. Ставропольский край
  10. Чеченская Республика

Территория  — 355,1 тыс. кв. км., население — 17 738 тыс. чел.

Северо-Кавказский экономический район (СКЭР) расположен на юге европейской части Российской Федерации. Его территория простирается от Нижнего Дона до Большого Кавказского хребта. Район имеет выход к Черному, Азовскому и Каспийскому морям, открывающим широкие возможности для морских перевозок грузов как в СНГ, так и за его пределы. На побережье Черного моря находится Новороссийск — главный нефтеналивной порт России.

Река Дон  — важная водная артерия юга страны, позволяющая через Волго-Донской канал доставлять грузы речным транспортом по Волге и ее притокам в старопромышленные районы Центральной России. Близость к топливным и ресурсным базам Украины, к развитым индустриальным районам Центра Российской Федерации, Поволжья и Закавказья благотворно сказывается на экономическом развитии Северо-Кавказского региона. Его территория лежит на пересечении транспортных путей из Центральной России в Закавказье, Турцию и Иран, из Донбасса в Урало-Поволжье, из восточных районов — к портам Черного моря.

Выгодное транспортно-географическое положение создает необходимые  предпосылки для развития хозяйственного комплекса района, роста торговли и экономических связей.

Северо-Кавказский район граничит на юго-западе с Грузией, на юго-востоке — с Азербайджаном. Россия заинтересована в расширении экономического сотрудничества с этими государствами. Однако переход к рынку наложил отпечаток на характер экономических взаимоотношений новых суверенных государств, а нестабильность на южных границах стала дополнительным фактором дестабилизации социально-экономического положения России.

В современных  политических условиях важнейшим фактором, способным предотвратить процесс разрушения экономического потенциала Северного Кавказа и превращения его в «лоскутное одеяло» из национальных образований, является укрепление хозяйственных связей, цементирующих единый территориально-производственный комплекс района.

В общероссийском территориальном разделении труда  Северный Кавказ специализируется на крупномасштабном производстве продукции различных отраслей агропромышленного комплекса, а также на добыче угля, нефти и природного газа, выплавке цветных и черных металлов, на развитии энергетического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.

Северный Кавказ - район высокоразвитого сельского хозяйства. Его удельный вес в производстве валовой сельскохозяйственной продукции России составляет 11,6%. Район является крупным производителем зерновых, технических и кормовых культур, южных плодов и овощей, эфиромасличных культур, табака, чая, мяса и молока, тонкой и полутонкой шерсти. Он производит более 1/3 сахара-песка, 1/7 мяса, более 1/10 животного и 1/2 растительного масла, 1/3 плодоовощных консервов и другой продукции.

Северный Кавказ - основной рекреационный район России. Здесь находятся известные курорты Туапсе, Сочи и Кавказские Минеральные воды, сосредоточивающие значительную часть лечебных и оздоровительных учреждений, пансионатов и кемпингов России. Важным объектом туризма служат Кавказские горы. В недавнем прошлом на Северном Кавказе ежегодно отдыхало до 15 млн. чел.

Народнохозяйственный  комплекс Северного Кавказа развивается  под воздействием совокупности взаимодействующих  факторов, определяющих локальные особенности его производительных сил. К ним относятся природные условия, наличие и структура минеральных и трудовых ресурсов.

Северо-Кавказский район обладает большими ресурсами  термальных вод, которые могут быть использованы в теплоснабжении гражданских  и промышленных зданий, а также для удовлетворения технологических нужд предприятий и извлечения ценных химических элементов, бальнеологических целей.

Почвенный покров Северного Кавказа связан с особенностями  строения поверхности и климатом региона. В зоне степей и в полосе предгорий преобладают черноземные и каштановые почвы, пригодные для возделывания широкого спектра сельскохозяйственных культур. Вместе с тем почвы в значительной мере подвержены разрушительному воздействию ветровой и водной эрозии, из года в год увеличиваются площади засоленных и солонцеватых земель. В регионе из 17 млн. га пашни свыше 9 млн. га, или 57%, эрозированных и потенциальных к эрозии земель. Восточнее Ставропольского плато распространены бурые пустынно-степные почвы. В Прикаспии обширные пространства заняты полупустынями, покрытыми сыпучими песками с редкой травяной растительностью. Это район зимних пастбищ скота, главным образом овец. Особенно богаты естественными пастбищами нагайские степи.

Северный Кавказ — густонаселенный район Российской Федерации. На его территории, составляющей всего 2% площади страны, проживает 11,9% населения России. По числу жителей (17,7 млн. чел.) Северный Кавказ уступает только Центральному и Уральскому экономическим районам. По темпам роста численности населения в переходный период он опережает среднереспубликанские показатели. За 1991 — 1995 гг. численность населения Северного Кавказа увеличилась на 640 тыс. чел. Это связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья.

Важной особенностью Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4%) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км2. В отличие от Российской Федерации в целом процесс урбанизации на Северном Кавказе идет значительно медленнее, что свидетельствует о высоком уровне развития сельского хозяйства.

Население по территории района размещено неравномерно. Густо  заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./ км2, в Краснодарском крае — 61,2 чел./ км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане — 35,6 чел./ км2 и Ставропольском крае — 35,4 чел./км2 [3, с. 318].

 

1.2. Занятость  в Северо-Кавказском экономическом районе

 

Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Основные принципиальные вопросы, связанные с занятостью населения, отражены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Однако необходимо отметить, что этот закон относит к занятым не только тех, кто входит в число экономически активного населения и характеризует занятость в общественном производстве, но и служащих в Вооруженных Силах, во внутренних и железнодорожных войсках, и органах государственной безопасности и внутренних дел, а также трудоспособных граждан, обучающихся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, на очных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит  исключительное право распоряжаться  своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение  к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан  не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности.

Продуктивная  занятость - это занятость населения  в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей [7, c. 97].     

Рассмотрим  занятость населения в регионе за 2007-2008 гг. В табл. 1 представлена численность занятого населения в Северо-Кавказском экономическом районе, по его субъектам, а также всего по стране.

За 2007-2011 гг. наибольшее число занятого населения приходится на Краснодарский край, на втором месте – Ростовская область, на третьем – Ставропольский край. Наименьшее число экономически активного населения за рассматриваемый период с 2007 по 2011 гг. наблюдается в республике Ингушетия.

Информация о работе Государственное регулирование занятостью и рынком труда