Государственные ценные бумаги на фондовом рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

Содержание работы

Глава1. Организационные основы рынка государственных ценных бумаг
1.1 Виды и условия выпуска государственных ценных бумаг
1.2 Регулирование рынка государственных ценных бумаг в России
1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг
Глава2. Анализ современного состояния сегментов рынка государственных ценных бумаг в России
2.1 Рынок облигаций федерального займа
2.2 Государственные сберегательные облигации
2.3 Рынок облигаций государственного валютного займа
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
3.1 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг
3.2 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
3.2 Приоритетные направления развития российского рынка государственных ценных бумаг

Файлы: 1 файл

дипл.docx

— 83.74 Кб (Скачать файл)

6. Казначейские  обязательства (КО). Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906. Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой их серии. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам депо в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет депо их владельцев.

По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока  обращения. Порядок и особенности  обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражение в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением № 140, утвержденным Минфином РФ 21 октября 1994 г.

Документом, подтверждающим право собственности  владельца на КО, являлась выписка со счета депо в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Владельцы облигаций имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им бумагами в соответствии с действующим  законодательством. С облигациями  могут заключаться только договоры (сделки) купли-продажи, а также залога. Совершение других операций с облигациями  допускается только в случае принятия Банком России соответствующего нормативного акта, регламентирующего порядок  совершения таких операций. Переход  права собственности на облигации  от одного владельца к другому  наступает в момент их перевода на счет депо нового владельца.

Обращение облигаций осуществляется только путем  заключения сделок купли-продажи облигаций  через торговую систему. Заключение сделок залога облигаций производится в соответствии с действующим  российским законодательством.

Эмиссия ценных бумаг - установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Выпуск  ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг одного эмитента, которые предоставляют одинаковый объем прав владельцам и имеют одинаковые условия размещения.

Размещение  эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение их первым владельцам путем совершения гражданско-правовых сделок.

В отечественной  практике эмиссия ценных бумаг регулируется федеральными законами "Об акционерных  обществах", "О рынке ценных бумаг", постановлением Федеральной  комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку (ФКЦБ) РФ " Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии".

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг  включает следующие этапы (рис. 1.).

Все этапы  эмиссии ценных бумаг строго регламентированы.

Проспект  эмиссии должен содержать:

-  данные об эмитенте;

-  данные о финансовом положении эмитента, которые не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы;

-  сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг, которые дают следующую основную информацию:

о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг  с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска;

об эмиссии  ценных бумаг (ограничения на потенциальных  владельцев, место, где потенциальные  владельцы могут приобрести эмиссионные  ценные бумаги; при хранении сертификатов эмиссионных ценных бумаг и/или  учете прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии - наименование и юридический адрес депозитария);

о сроках начала и окончания размещения эмиссионных  ценных бумаг;

 

Рис. 1. Процедура эмиссии ценных бумаг

о ценах  и порядке оплаты приобретаемых  владельцами эмиссионных ценных бумаг;

о профессиональных участниках РЦБ или об их объединениях, которых предполагается привлечь к  участию в размещении выпуска  ценных бумаг на момент регистрации  проспекта эмиссии (наименование, юридический  адрес, функция, выполняемая при  размещении ценных бумаг);

о получении  доходов по эмиссионным ценным бумагам (порядок выплаты доходов по эмиссионным  ценным бумагам и методика определения  размера доходов) и др.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган ряд документов. При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер.

Государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.

Законодательство  вводит определенные ограничения на процедуру размещения ценных бумаг:

-  эмитент имеет право начать размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска;

-  количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг;

-  эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Определяется доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся;

-  эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством;

-  после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Существуют  особенности эмиссии государственных  и муниципальных долговых обязательств. Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Генеральные условия должны включать указание на:

-  вид ценных бумаг;

-  форму выпуска ценных бумаг;

-  срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

-  валюту обязательств;

-  особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

-  ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

Эмитент принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии, включающие указание на:

-  вид ценных бумаг;

-  минимальный и максимальный сроки обращения;

-  номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;

-  порядок размещения;

-  порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

-  размер дохода или порядок его расчета.

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов  РФ или муниципальных ценных бумаг  должны также содержать информацию:

-  о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

-  о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

-  об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных

-   финансовых года.

Условия эмиссии подлежат обязательной государственной  регистрации. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии  эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.

Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах  массовой информации или раскрыты эмитентом  иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию государственных  долговых обязательств, возникших в  результате эмиссии, регулируются бюджетным  законодательством РФ.

Эмитент имеет право осуществить страхование  ответственности за исполнение обязательств. Информация о страховании ответственности  должна содержаться в решении  о выпуске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Регулирование рынка государственных ценных бумаг в России

 

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Внутреннее  регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.

Различают также следующие виды регулирования:

  • государственное регулирование;
  • общественное регулирование;
  • рыночный надзор;
  • саморегулирование.

Нормальное  функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:

  • регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирования и саморегулируемые организации;
  • регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензионные, контрольные и т.д.) функции и действия;
  • правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная база деятельности фондового рынка;
  • этика рынка ценных бумаг.

Роль  государства в регулировании  рынка ценных бумаг сводится к  следующим функциям:

  1. Идеологическая и законодательная функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
  2. Стимулирующая функция (создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые секторы экономики).
  3. Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
  4. Контрольная и надзорная функции (контроль за экономической безопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм).
  5. Арбитражная функция (разрешение споров между участниками рынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов  фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство выступает также  в качестве участники рынка ценных бумаг, т.е.:

  • является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральной муниципальной власти;
  • является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
  • выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником в размещении государственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.

Существуют  следующие модели регулирования  государством рынка ценных бумаг: 

Первый  вариант - регулирование фондового  рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример - Франция.

Второй  вариант - максимально возможный  объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

Фондовый  рынок России имеет сложную и  противоречивую структуру государственных  органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

Информация о работе Государственные ценные бумаги на фондовом рынке России