Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.
Глава1. Организационные основы рынка государственных ценных бумаг
1.1 Виды и условия выпуска государственных ценных бумаг
1.2 Регулирование рынка государственных ценных бумаг в России
1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг
Глава2. Анализ современного состояния сегментов рынка государственных ценных бумаг в России
2.1 Рынок облигаций федерального займа
2.2 Государственные сберегательные облигации
2.3 Рынок облигаций государственного валютного займа
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
3.1 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг
3.2 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
3.2 Приоритетные направления развития российского рынка государственных ценных бумаг
6. Казначейские обязательства (КО). Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906. Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой их серии. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам депо в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет депо их владельцев.
По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения. Порядок и особенности обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражение в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением № 140, утвержденным Минфином РФ 21 октября 1994 г.
Документом, подтверждающим право собственности владельца на КО, являлась выписка со счета депо в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.
Владельцы облигаций имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им бумагами в соответствии с действующим законодательством. С облигациями могут заключаться только договоры (сделки) купли-продажи, а также залога. Совершение других операций с облигациями допускается только в случае принятия Банком России соответствующего нормативного акта, регламентирующего порядок совершения таких операций. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент их перевода на счет депо нового владельца.
Обращение облигаций осуществляется только путем заключения сделок купли-продажи облигаций через торговую систему. Заключение сделок залога облигаций производится в соответствии с действующим российским законодательством.
Эмиссия ценных бумаг - установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Выпуск ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг одного эмитента, которые предоставляют одинаковый объем прав владельцам и имеют одинаковые условия размещения.
Размещение эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение их первым владельцам путем совершения гражданско-правовых сделок.
В отечественной практике эмиссия ценных бумаг регулируется федеральными законами "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) РФ " Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии".
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы (рис. 1.).
Все этапы эмиссии ценных бумаг строго регламентированы.
Проспект эмиссии должен содержать:
- данные об эмитенте;
- данные о финансовом положении эмитента, которые не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы;
- сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг, которые дают следующую основную информацию:
о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска;
об эмиссии
ценных бумаг (ограничения на потенциальных
владельцев, место, где потенциальные
владельцы могут приобрести эмиссионные
ценные бумаги; при хранении сертификатов
эмиссионных ценных бумаг и/или
учете прав на эмиссионные ценные
бумаги в депозитарии - наименование
и юридический адрес
о сроках начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг;
Рис. 1. Процедура эмиссии ценных бумаг
о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг;
о профессиональных участниках РЦБ или об их объединениях, которых предполагается привлечь к участию в размещении выпуска ценных бумаг на момент регистрации проспекта эмиссии (наименование, юридический адрес, функция, выполняемая при размещении ценных бумаг);
о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам (порядок выплаты доходов по эмиссионным ценным бумагам и методика определения размера доходов) и др.
Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган ряд документов. При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер.
Государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.
Законодательство вводит определенные ограничения на процедуру размещения ценных бумаг:
- эмитент имеет право начать размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска;
- количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг;
- эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Определяется доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся;
- эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством;
- после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.
Существуют
особенности эмиссии
Генеральные условия должны включать указание на:
- вид ценных бумаг;
- форму выпуска ценных бумаг;
- срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);
- валюту обязательств;
- особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
- ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
Эмитент принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии, включающие указание на:
- вид ценных бумаг;
- минимальный и максимальный сроки обращения;
- номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;
- порядок размещения;
- порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
- размер дохода или порядок его расчета.
Условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:
- о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
- о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;
- об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных
- финансовых года.
Условия эмиссии подлежат обязательной государственной регистрации. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.
Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
Способы,
порядок и источники
Эмитент
имеет право осуществить
Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.
Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.
Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.
Различают также следующие виды регулирования:
Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:
Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:
Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участники рынка ценных бумаг, т.е.:
Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:
Первый вариант - регулирование фондового рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример - Франция.
Второй вариант - максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.
Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.
Информация о работе Государственные ценные бумаги на фондовом рынке России