Государственные ценные бумаги на фондовом рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

Содержание работы

Глава1. Организационные основы рынка государственных ценных бумаг
1.1 Виды и условия выпуска государственных ценных бумаг
1.2 Регулирование рынка государственных ценных бумаг в России
1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг
Глава2. Анализ современного состояния сегментов рынка государственных ценных бумаг в России
2.1 Рынок облигаций федерального займа
2.2 Государственные сберегательные облигации
2.3 Рынок облигаций государственного валютного займа
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
3.1 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг
3.2 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
3.2 Приоритетные направления развития российского рынка государственных ценных бумаг

Файлы: 1 файл

дипл.docx

— 83.74 Кб (Скачать файл)

К органам  государственного регулирования рынка  ценных бумаг относятся:

Высшие  органы власти - Государственная Дума, Президент, Правительство;

Государственные органы министерского уровня - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственный страховой надзор.

ФКЦБ  имеет следующие основные полномочия:

1.Идеология  и координация

  • разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
  • координирует деятельность других государственных органов на рынке ценных бумаг.

2.Установление  правил

  • устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бумаг, требования к его участникам, включая технические функции: учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.

3.Лицензирование, аттестация и регистрация

  • лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг и специализированные организации на нем;
  • регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.

4.Контроль  и надзор

  • контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов; по вопросам выпуска ценных бумаг;
  • направляет им обязательные предписания.

5.Информационное  раскрытие,;

  • обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынке ценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).

6.Образование  и исследования

  • устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • содействует развитию образования и организует исследования в этой области.

Министерство  финансов на рынке ценных бумаг является государственным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных - на федеральном уровне ценных бумаг. В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их первичное размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены вторичного размещения и т.п.

Центральный банк России также является государственным  органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой - профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке  РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также  нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в общебанковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие  функции и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, - осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры  косвенного воздействия государства  на фондовый рынок осуществляются через  систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Под общественным регулированием понимают воздействие  общества на участников рынка ценных бумаг посредством механизма  общественного мнения. Причиной некоторых  регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.

Рыночное  регулирование - настройка процесса движения фондового капитала под  влиянием действия закона стоимости  и цен.

Рыночное  регулирование тесно связано  с рыночным надзором, основным смыслом организации которого является поддержание справедливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка. Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимости общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъявляются требования по разработке мер для предотвращения манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Под манипулированием ценами понимают действия участников торгов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.

Манипулирование ценами предполагает:

  • осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимой активности на рынке;
  • сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентами сделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
  • сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данного вида, позволяя им диктовать свои цены;
  • тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • использование «утечки информации» о ценных бумагах;
  • пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
  • вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
  • «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
  • игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
  • продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
  • изменение цен закрытия в свою пользу.

Инсайдерской  информацией является информация, недоступная  широкой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.

К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рынке относятся:

  • честность и справедливость;
  • надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
  • обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
  • получение информации о клиентах;
  • предоставление информации клиентам;
  • регулирование конфликта интересов, под которым следует понимать отсутствие независимости профессионального участника рынка к результатам объективных и субъективных обстоятельств (например, финансовое участие профессионального участника в делах клиента).

Поддержание стабильности рынка с помощью  рыночного надзора состоит в  следующем:

  • идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;
  • обоснование манипулирования рынком;
  • информирование регулирующих органов с целью расследования состоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;
  • контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиентами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;
  • контроль за соблюдением норм раскрытия информации всеми участниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.

Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляют саморегулируемые организации.

Саморегулирование представляет собой систему санкций  со стороны саморегулируемых организаций  к нарушениям нормативных требований и стандартов. Саморегулирование является частью системы многоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке.

Саморегулируемые  организации являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим на основе федеральных законов на принципах некоммерческой организации.

Основными признаками саморегулируемой организации  являются:

  • добровольное объединение;
  • членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • функции - саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;
  • отношения с государством - государство передает организации часть своих функций.

Цели  саморегулируемых организаций:

  • обеспечение условий профессиональной деятельности;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их соблюдением;
  • разработка программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Саморегулируемая организация регулярно представляет в ФКЦБ отчеты о своей деятельности и другую необходимую информацию. В России к саморегулируемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР- контролирует осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности) и профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД- участвует в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью).

Период  становления российского рынка  ценных бумаг продемонстрировал его зависимость от экономической нестабильности, уязвимость со стороны недобросовестных и неквалифицированных участников, обнажил и другие недостатки.

Именно  это подчеркивает необходимость  организации системы, обеспечивающей взаимодействие государственных регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура рынка государственных ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг, несмотря на его единство, можно условно  разделить на несколько сегментов, которые тоже называются рынками. Они  характеризуются специфическими условиями, участниками торговли, ценными бумагами, обращающимися на них.

Рынок ценных бумаг делится на два вида:

1)  первичный;

2)  вторичный.

Если  попытаться дать самые общие определения, то «первичный рынок» – это термин, который используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной  арене обычно в обмен на денежные средства.

Вторичный рынок – это термин, который  используется для описания случаев, когда вторые и последующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене; это также тот рынок, на котором  обращаются ценные бумаги, которые  раньше появились на рынке.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для ценных инвестиционных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный рынок – это рынок  первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

На первичном  рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех видов существующих ценных бумаг: акций и облигаций  предприятий, краткосрочных государственных  ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых  банками, векселей). Реализация на первичном  рынке осуществляется через фондовые магазины, а также действующую  систему посредников: брокеров и  коммерческих банков.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для  раскрытия информации:

Информация о работе Государственные ценные бумаги на фондовом рынке России