Государственные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать роль государственных унитарных предприятий как субъектов экономической деятельности. Задачи курсовой работы: 1. Исследовать понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
2. Рассмотреть виды государственных унитарных предприятий.
3. Раскрыть особенности управления государственным унитарным предприятием.
4. Провести анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан».
5. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственных унитарных предприятий 6
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий 6
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 13
1.3. Классификация государственных унитарных предприятий 18
2. Анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» 22
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия 22
2.2. Предложения по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

государственные унитарные предприятия.doc

— 460.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты государственных унитарных предприятий 6

1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий 6

1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 13

1.3. Классификация государственных унитарных предприятий 18

2. Анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» 22

2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия 22

2.2. Предложения по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий 28

Заключение 31

Список использованной литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во многих развитых странах роль государственных компаний в макроэкономических показателях весьма значительна. В Центральной и Восточной Европе на долю государственного сектора по-прежнему приходится от 20% до 40% объема промышленного производства. В России предприятия госсектора как в отдельных отраслях, так и на макроэкономическом уровне играют существенную роль. По минимальным оценкам около 30% промышленного производства осуществляют предприятия с государственным участием, а общее число предприятий со стопроцентной собственностью государства значительно: функционируют около 8,5 тысяч федеральных государственных унитарных предприятий и 8 тысяч унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Практика показывает, что государственные унитарные предприятия традиционно являются одной из ведущих форм государственного предпринимательства и составляют основное звено всего государственного сектора экономики, «а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла» не только как регулятора процесса, но и как собственника предприятия. Так, согласно данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 января 2012 г. количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, составляет 12 835.

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации деятельность государственных унитарных предприятий связана с решением ряда важных государственных и общественных задач стратегического и социального значения, к числу которых следует отнести:

1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

2) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

3) осуществление деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач и т.д.

В связи с изложенным, тема курсовой работы является актуальной.

Степень разработанности темы. Вопросам управления предприятиями государственной собственности уделяется значительное внимание в научной и публицистической литературе: исследовались вопросы концентрации собственности и корпоративного контроля; перспективы приватизации и реструктуризации предприятий госсектора, изменения отраслевой структуры госсектора и роли в макроэкономических показателях.

Управление предприятиями государственного сектора регулируются законами, иными нормативными правовыми актами, а также инструктивными указаниями соответствующих органов государственного управления.

Объект курсовой работы - государственные унитарные предприятия.

Предмет курсовой работы - роль государственных унитарных предприятий как субъектов экономической деятельности.

Цель курсовой работы - исследовать роль государственных унитарных предприятий как субъектов экономической деятельности.

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать понятие и признаки государственного унитарного предприятия.

2. Рассмотреть виды государственных унитарных предприятий.  

3. Раскрыть особенности управления государственным унитарным предприятием.

4. Провести анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан».

5. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий в Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты государственных унитарных предприятий

1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

В зависимости от характера деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных в п. 2 ст. 50 ГК РФ: в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Коммерческие организации в самом общем виде могут быть подразделены на две группы1.

1. Коммерческие организации с имуществом, разделенным на доли (вклады, паи) учредителей. Это обусловлено тем, что учредители таких коммерческих организаций имеют в отношении них обязательственные права. В эту группу входят хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

2. Коммерческие организации с неделимым имуществом, которое не может быть разделено по вкладам (долям, паям). Учредитель сохраняет право собственности на имущество таких организаций, наделяя их ограниченными вещными правами. К этой группе относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается «коммерческая организация, имущество которой является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), поэтому оно и называется унитарным (от фр. unitaire - единый)»2. Также в литературе можно встретить следующие определения унитарного предприятия: «Унитарное предприятие - организация, созданная публично-правовым образованием для активного и систематического участия в имущественных отношениях в целях осуществления функций публично-правового образования»3. «Государственное унитарное предприятие - это коллективный субъект права, обладающий обособленным имуществом, организационным единством и внутренней структурой, учрежденное собственником в целях удовлетворения общественных потребностей, имеющих стратегическое значение, либо обеспечивающих национальную безопасность государства, действующее в соответствии со специальной правосубъектностью на основе закрепленного за ним собственником неделимого имущества на основе хозяйственного ведения, либо оперативного управления, и наделенное правом вступать в правовые отношения с органами исполнительной власти, а в ряде случаев и с судом, при реализации ими своих задач»4. «Унитарные предприятия - это форма государственного предпринимательства, а значит, форма государственного хозяйствования»5.

Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество (ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»6 (далее - Закон об унитарных предприятиях)). Право собственности на это имущество сохраняется за его учредителем, которым может выступать только государство (как Российская Федерация, так и ее субъект) либо муниципальное образование. Соответственно, унитарные предприятия подразделяются на государственные (федеральные предприятия, предприятия субъектов РФ) и муниципальные. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

Закрепленное в ст. 2 Закона об унитарных предприятиях легальное определение унитарного предприятия не отражает всех его сущностных признаков, поэтому предлагается изложить абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона следующим образом: «Унитарное предприятие - это коммерческая организация с трудовым коллективом работников, учрежденная собственником имущества в целях удовлетворения общественных потребностей государственного или местного значения, действующая в соответствии со специальной правосубъектностью, закрепленной в уставе, и на основе переданного ей собственником имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возглавляемая руководителем, назначаемым собственником, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, при субсидиарной ответственности собственника в установленных законодательством случаях».

В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества (учредителя).

Правовое положение унитарных предприятий регулируется ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными правовыми актами7.

Унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Как правило, они создаются для осуществления тех видов деятельности, которые призваны обеспечить публичные интересы. Например:

  • для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  • разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность РФ;
  • производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Унитарные предприятия создаются на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа и подлежат государственной регистрации8. Для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить не только решение о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закона об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим органом. Унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного Законом об унитарных предприятиях (п. 3 ст. 114 ГК РФ). При этом уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к моменту его государственной регистрации (без каких бы то ни было рассрочек). Уставный фонд (капитал) предприятия представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов. Поэтому при понижении стоимости чистых активов предприятия до размера меньшего, чем уставный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов (пп. 5, 6 ст. 114 ГК РФ).

Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом). Последние одновременно с решением о создании унитарного предприятия утверждают и руководителя (директора) предприятия, который является его единственным (единоличным) органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Никаких иных органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.

Собственник принимает активное участие в управлении унитарным предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.).

Как видим, управление в рассматриваемых нами предприятиях строится на особых принципах, нежели те, которые действуют в отношении иных коммерческих организаций. Так, можно выделить внешнее управление предприятием - правомочия собственника имущества по управлению унитарным предприятием, перечисленные в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, и внутреннее управление, осуществляемое руководителем унитарного предприятия (ст. 21).

Следует допустить возможность создания в рамках отдельных категорий унитарных предприятий, требующих наибольшего контроля за их деятельностью, дополнительных органов управления - наблюдательных советов. Для этих целей ст. 21 Закона об унитарных предприятиях нужно дополнить положением, определив в ней случаи, при которых возможно создание наблюдательных советов предприятий и полномочия, которыми могут наделяться указанные органы управления. В п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях следует внести изменения, касающиеся возможности создания совещательных органов в унитарном предприятии по усмотрению собственника.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций-собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством9. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.

Противоречивость такого явления, как унитарные предприятия, рождает огромное количество споров относительно их дальнейшей судьбы10. Некоторые авторы полагают: «Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо-несобственник, не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. …Дело в том, что данная юридическая конструкция является порождением огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами»11. Другие же авторы выступают за необходимость унитарных предприятий, поскольку они позволяют сохранить публичным образованиям право собственности на принадлежащее им имущество обеспечить его использование в интересах общества12.

Информация о работе Государственные унитарные предприятия