Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать роль государственных унитарных предприятий как субъектов экономической деятельности. Задачи курсовой работы: 1. Исследовать понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
2. Рассмотреть виды государственных унитарных предприятий.
3. Раскрыть особенности управления государственным унитарным предприятием.
4. Провести анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан».
5. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственных унитарных предприятий 6
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий 6
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 13
1.3. Классификация государственных унитарных предприятий 18
2. Анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» 22
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия 22
2.2. Предложения по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
В не меньшей степени эффективность функционирования предприятий, созданных на базе государственной собственности, зависит от того, насколько работники этих предприятий заинтересованы в результатах своего труда, улучшении показателей деятельности ГУП.
Немаловажное значение при этом имеет существующая система регулирования социально-трудовых отношений. Она может либо препятствовать нормальному функционированию ГУП, формировать такие условия, когда большинство работников будут предпочитать работу в частном секторе работе на государственных предприятиях. Но эта система может и наоборот, способствовать привлечению в государственный сектор, в силу его особой народнохозяйственной значимости и достаточно высоких социальных гарантий, молодых, талантливых и высококвалифицированных специалистов.
Поэтому рассмотрение вопросов организации и стимулирования труда на государственных предприятиях нам представляется очень важным.
Необходимо реформирование единой тарифной сетки, поскольку низкий уровень ставок первого разряда фактически закрепляет общий низкий уровень заработной платы в государственном секторе.
Оплата труда руководителя предприятия должна отражать не только его квалификацию, но и результат деятельности ГУП.
Необходимо развивать систему государственных социальных гарантий для работников ГУП.
Заключение
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Это коммерческая организация с трудовым коллективом работников, учрежденная собственником имущества в целях удовлетворения общественных потребностей государственного или местного значения, действующая в соответствии со специальной правосубъектностью, закрепленной в уставе, и на основе переданного ей собственником имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возглавляемая руководителем, назначаемым собственником, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, при субсидиарной ответственности собственника в установленных законодательством случаях.
Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы государственных и муниципальных унитарных предприятий. К первой относятся предприятия, экономической основой которых является имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения. Ко второй относятся предприятия, имущество за которыми закрепляется на праве оперативного управления, - казенные предприятия. Правомочия государства, субъектов РФ, муниципальных образований - собственников имущества этих предприятий по управлению определяются в зависимости от правовых оснований, на которых предприятиям передано имущество.
Проведенный анализ особенностей государственных (муниципальных) предприятий позволяет сделать вывод о двойственности их природы. С одной стороны, это юридические лица, которые обладают существенными признаками коммерческих организаций и признаны таковыми законодателем. В отличие от прочих государственных (муниципальных) организаций они приспособлены для активного участия в имущественном обороте. С другой стороны, унитарные предприятия обладают признаками публично-правовых организаций - органов власти и государственных (муниципальных) учреждений, главным из которых является сочетание таких факторов, как высокая степень контроля за деятельностью предприятий со стороны учредителей и наличие значительной некоммерческой составляющей в их работе.
В своей деятельности государственные (муниципальные) унитарные предприятия не могут руководствоваться только задачами, которые перед ними ставит рынок. Они должны проводить в жизнь политику публично-правовых образований по обеспечению граждан, организаций, самих публично-правовых образований теми или иными товарами независимо от целесообразности такой деятельности для предприятий как участников имущественного оборота. Следовательно, государственные (муниципальные) предприятия унитарные активно участвуют в имущественном обороте для того, чтобы выполнять функции публично-правовых образований.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают определенным правовым статусом, который служит отправным пунктом их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе предпринимательских отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом данной системы. В России исторически государство в силу географических, климатических и внешнеполитических факторов наряду с обычными функциями, свойственными всем государствам, выполняло функцию хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день унитарные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, а важность и необходимость участия самого государства в коммерческом обороте очевидна.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Учебная и научная литература
1 Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - С. 167.
2 Большой юридический словарь // http://slovari.yandex.ru.
3 Бандурина Н.В. Государственные унитарные предприятия как форма управления государственной собственностью // Юриспруденция. - 2010. - Т. 20. № 4. - С. 23.
4 Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - С. 56.
5 Горшкова Л.Л. Безвозмездная передача средств, имущества унитарному предприятию // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2009. - № 13. - С. 47.
6 Российская газета. - 03.12.2002; 07.12.2011.
7 См., напр.: Указ Президента РФ от 27.12.2011 № 1691 «О федеральных государственных унитарных предприятиях "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики" и "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий"» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 32; Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1214 (ред. от 05.09.2011) «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 3. - Ст. 550; 2011. - № 37. - Ст. 5252.
8 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - 10.08.2001; 09.12.2011.
9 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. - 26.01.2002; 26.11.2011; 14.12.2011.
10 Шокотько М.А. Некоторые аспекты определения правового режима имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности // Право и жизнь. - 2008. - № 118 (1). - С. 34.
11 Шубина Т. Унитарные предприятия: финансовое планирование и финансовый контроль // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 8. - С. 41.
12 Болдырев В.А. Современная история и перспективы развития конструкции унитарного предприятия // Российский юридический журнал. - 2010. - Т. 72. № 3. - С. 100.
13 Дежин В.С. Перспективы развития унитарных предприятий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 7-1. - С. 65.
14
Постановление Правительства РФ от 09.09.1999
№ 1024 (ред. от 29.11.2000) «О Концепции управления
государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
15 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/.
16 Цыганков В.В. Унитарные предприятия как участники арендных отношений // Налоговая политика и практика. - 2009. - № 2. - С. 48.
17 Блошенко М.В., Зелюка П.А. Пределы и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности унитарными предприятиями и учреждениями // Современное право. - 2011. - № 7. - С. 78.
18 Калиниченко М.В. Унитарные предприятия: дискриминация в налогообложении // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 3. - С. 33.
19 Болдырев В.А. Компетенция органов публичной власти по управлению унитарными предприятиями // Право и экономика. - 2011. - № 2. - С. 15.
20 Бандурина Н.В., Татанов С.М. Правовой режим имущества государственного унитарного предприятия // Право и политика. - 2010. - № 10. - С. 1829.
21 Маркварт Э. Муниципальные унитарные предприятия как хозяйствующие субъекты // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - Т. 3. № 4. - С. 28.
22 Киндеева Е.А. Приобретение унитарным предприятием права хозяйственного ведения на созданный объект недвижимого имущества // Вестник Российской правовой академии. - 2008. - № 4. - С. 31.
23 Татанов С.М. Ограничения правомочий государственного унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом // Менеджмент и право. - 2010. - № 1. - С. 30.