Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать роль государственных унитарных предприятий как субъектов экономической деятельности. Задачи курсовой работы: 1. Исследовать понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
2. Рассмотреть виды государственных унитарных предприятий.
3. Раскрыть особенности управления государственным унитарным предприятием.
4. Провести анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан».
5. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий в Российской Федерации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственных унитарных предприятий 6
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий 6
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 13
1.3. Классификация государственных унитарных предприятий 18
2. Анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» 22
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия 22
2.2. Предложения по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
В заключение отметим, что правовое положение унитарных предприятий характеризует такой дополнительный элемент, как компетенция. В этой связи, для того чтобы урегулировать правосубъектность унитарных предприятий правовыми средствами, одних только гражданско-правовых норм недостаточно. Необходимо подключение также норм других отраслей публичного права (административного, финансового, налогового и др.). Правовое регулирование предпринимательской деятельности унитарных предприятий должно быть комплексным.
2. Анализ деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия
Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Центр информационных технологий Республики Татарстан» создано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.01.2009 № 44.
ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» является системным интегратором в части реализации масштабных проектов в области внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления.
Государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан" -- некоммерческая организация, учрежденная Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Целями деятельности Центра являются:
Для реализации возложенных на него целей Центр решает следующие задачи:
Функциями Центра являются:
Показатели финансово-экономической деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» приведены в таблице 2.1.1.
Чистые активы предприятия, показывающие реальную стоимость имеющегося имущества, за анализируемые периоды увеличиваются, что говорит о положительной тенденции развития предприятия.
Таблица 2.1.1
Показатели финансово-экономической деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»
Наименование показателя |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Стоимость чистых активов, тыс. руб. |
140206 |
168096 |
214602 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
79,56 |
51,78 |
43,13 |
Оборачиваемость чистых активов, раз |
3,14 |
3,50 |
3,03 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз |
14,86 |
20,25 |
12,17 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
6,04 |
12,08 |
15,63 |
Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения, % |
0,38 |
0,26 |
0,23 |
Состав, структура и стоимость основных средств приведены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2
Основные средства на 01.01.2012 года
№ п/п |
Наименование группы ОС |
Первоначальная стоимость |
Амортизация |
Остаточная стоимость | ||
1 |
Здания |
110774 тыс. руб. |
38,5% |
67578 тыс. руб. |
43196 тыс. руб. |
30,5% |
2 |
Сооружения |
19288 тыс. руб. |
6,7% |
10227 тыс. руб. |
9061 тыс. руб. |
7,5% |
3 |
Машины и оборудования |
117571 тыс. руб. |
40,9% |
52780 тыс. руб. |
64791 тыс. руб. |
45,7% |
4 |
Транспортные средства |
22684 тыс. руб. |
7,9% |
12054 тыс. руб. |
10630 тыс. руб. |
7,5% |
5 |
Прочие основные средства |
17128 тыс. руб. |
6% |
3157 тыс. руб. |
13971 тыс. руб. |
8,8% |
Итого |
287445 тыс. руб. |
100% |
145796 тыс. руб. |
141649 тыс. руб. |
100% |
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками в 2011г. составляла 17 800 тыс. руб., перед персоналом организации -5 836 тыс. руб., перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами - 1 265 тыс. руб., прочая кредиторская задолженность - 238 тыс. руб. Кредиты на тот же период составляют 24 726 тыс. руб., займы - 9000 тыс. руб. Прочая кредиторская задолженность составляет 8 619 тыс. руб. В общей сложности, задолженность составляет 55 227 тыс. руб. сроком до одного года и 33 726 тыс. руб. сроком свыше одного года. Причем, просроченной задолженности не имеется.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за этот период составила 20 090 тыс. руб., прочая дебиторская задолженность - 21 551 тыс. руб., итого - 41 641 тыс. руб.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия по годам представлены в табл. 2.1.3.
Таблица 2.1.3
Результаты финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»
Наименование показателя |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Выручка, тыс. руб. |
440355 |
587587 |
650678 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
26 460 |
53351 |
66 808 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), тыс. руб. |
14 631 |
31 848 |
43 808 |
Производительность труда, руб./чел. |
538,00 |
755,06 |
812,23 |
Фондоотдача, % |
2,29 |
4,48 |
4,58 |
Рентабельность активов, % |
0,06 |
0,12 |
0,15 |
Рентабельность собственного капитала, % |
0,11 |
0,19 |
0,21 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
0,06 |
0,09 |
0,10 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
0 |
0 |
0 |
Исходя из приведенных выше показателей, можно сделать вывод, что предприятие стабильное, финансово устойчивое, об этом свидетельствует наличие чистой прибыли у предприятия и отсутствие убытков. Некоторый рост показателя рентабельности продукции говорит о том, что продукция эмитента востребована на рынке и пользуется спросом.
Рассчитаем ликвидность предприятия, достаточность капитала и оборотных средств (табл. 2.1.4).
Таблица 2.1.4
Ликвидность, достаточность капитала и оборотных средств ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»
Наименование показателя |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Собственные оборотные средства, руб. |
23881 |
20997 |
49645 |
Коэффициент финансовой зависимости |
0,77 |
0,50 |
0,38 |
Коэффициент автономии собственных средств |
0,57 |
0,66 |
0,73 |
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами |
0,61 |
0,44 |
0,73 |
Индекс постоянного актива |
0,83 |
0,88 |
0,77 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,96 |
4,09 |
2,78 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,98 |
2,00 |
1,16 |
Собственные оборотные средства характеризуют ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих его активов. Динамика данного показателя оценивается, как позитивная. Рост этого показателя произошло за счет уменьшения непокрытого убытка прошлых лет и увеличения прибыли отчетного года.
Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Динамика показателя показывает, что предприятие все меньше зависит от внешних займов и кредитов.
Коэффициенты автономии собственных средств показывают тенденцию к снижению степени независимости организации.
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами показывает ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами.
В целом, финансовое состояние предприятие достаточно устойчиво.
Предприятие на настоящий момент финансово независимо и платежеспособно, оно может быть привлекательно для инвесторов и кредиторов.
2.2. Предложения по совершенствованию деятельности государственных унитарных предприятий
На наш взгляд, основными путями повышения эффективности управления государственными предприятиями, является: составление единого реестра ГУП; более четкое определение границ государственного сектора через внесение изменений в бюджетную классификацию РФ; уточнение обязанностей исполнительного органа власти по управлению государственным имуществом унитарного предприятия; определение условий найма и аттестации руководителей государственных предприятий, а также уточнение требований, предъявляемым к ним; расширение возможностей для привлечения трудового коллектива к управлению государственными предприятиями.
Обоснование и выбор наиболее перспективных направлений совершенствования организации управления производством в рамках отдельно взятых предприятий или промышленных комплексов в целом являются задачами управления развитием. В этом аспекте в условиях рыночных отношений одной из проблем является поиск методов разработки вариантов планов и программ развития, отражающих неопределенности, возникающие при исследовании конкретной хозяйственной системы и управления ею. Тем самым обеспечивается возможность рассмотрения не всех существующих альтернатив, а только содержательно однородных траекторий развития, что будет способствовать сокращению времени осуществления всего комплекса организационных мероприятий по преобразованию объекта, как главного условия повышения эффективности производства и управления.
Для повышения эффективности управления государственной собственностью необходимы изменения по следующим направлениям: совершенствование организационно-хозяйственной практики управления; введение рыночных принципов во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами (повышение роли возмездных операций, сокращение льгот для пользователей государственным имуществом, поддержка субарендных отношений арендатора государственного имущества при условии выполнения им договорных обязательств); совершенствование системы подготовки управляющих государственным имуществом и формирование рынка менеджеров соответствующего профиля; создание адекватной системы вознаграждения управляющих, ориентированной на достижение целей управления; рост внимания к дивидендной политике.
Управленческая деятельность должна быть основана на учете, отчетности, контроле, анализе и оценке деятельности по использованию государственного имущества.
Контролю должно подвергаться не только достижение запланированных показателей использования недвижимости, но и распределение финансовых потоков, их целевое использование, а также сохранность государственного имущества.