Государственный бюджет и бюджетная политика государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного бюджета и бюджетной политики государства в РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить социально-экономическую сущность и структуру государственного бюджета;
2) рассмотреть функции государственного бюджета в современной экономике;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике…………………..5
1.1. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета………………………………………………………………...5
1.2. Функции государственного бюджета в современной экономике....11
1.3. Проблема сбалансированности государственного бюджета в РФ...13
2. Бюджетная политика государства….………………………………………....16
2.1. Понятие, цели и инструменты бюджетной политики……………...16
2.2. Содержание бюджетной политики в РФ……………………………19
2.3. Реализация бюджетной политики в РФ……………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложения………………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

Оглавление…………………………………………………………………………...2 
Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике…………………..5
    1. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета………………………………………………………………...5
    2. Функции государственного бюджета в современной экономике....11
    3. Проблема сбалансированности государственного бюджета в РФ...13
  2. Бюджетная политика государства….………………………………………....16
    1. Понятие, цели и инструменты бюджетной политики……………...16
    2. Содержание бюджетной политики в РФ……………………………19
    3. Реализация бюджетной политики в РФ……………………………..22

Заключение…………………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………………...29

Приложения………………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главную, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству реализовывать свою власть, осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это  используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство  влияет на экономические процессы.

Государственный бюджет является важным фактором в жизни страны и на каждый гражданин должен разбираться, или хотя бы ориентироваться в нем.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах страны  приобретают  особую значимость. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при  условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции  эффективной бюджетной политики.

Объектом исследования в  курсовой работе является государственный  бюджет. Предметом исследования выступает эффективность бюджетной политики государства в РФ.

Целью данной курсовой работы является изучение государственного бюджета и бюджетной политики государства в РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить социально-экономическую сущность и структуру государственного бюджета;
  2. рассмотреть функции государственного бюджета в современной экономике;
  3. рассмотреть проблему сбалансированности государственного бюджета в РФ и методы её решения;
  4. изучить понятие, цели и инструменты бюджетной политики;
  5. изучить содержание бюджетной политики РФ;
  6. проанализировать и оценить бюджетную политику РФ за последние несколько лет;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный  бюджет: понятие и роль в экономике

    1. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета

Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода  в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения  в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим  органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Совокупность входящих в  госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.

БК РФ дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято  понимать организацию бюджетной  системы и принципы ее построения.

В соответствии с частью второй БК РФ в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

    1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты. Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод  бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Такой бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Содержание и структура  бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя  экономическая ситуация, государственное  устройство.

В любом государственном  образовании выделяется структура  бюджета по доходам и расходам.

Доходы государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственного управления.

Согласно ст. 49 БК РФ, имеются  следующие виды доходов федерального бюджета:

  1. собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  2. собственные неналоговые доходы.
  3. средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.
  4. остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  2. таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  3. государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета РФ. Так, например, в 2002 году доля налоговых доходов в федеральном бюджете РФ составила 94,4% всех доходов федерального бюджета, в 2004 году – 93,2%, в 2006 году – 96,3%, в 2008 году – 93,9%, в 2010 – 93,4%.

К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, в полном объеме;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  3. части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитывается прибыль государственного Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации  и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Среди классических группировок  расходов выделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.

В целевой группировке  расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.

В классификации по функциональным признакам расходы разделены  на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы  и пр.

Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных  средств из бюджета на целевое  развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Каков характер и направление  бюджетных расходов? Значительное место  среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, повышению  квалификации работника, укреплению его  здоровья. В условиях современной НТР возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном итоге участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджетная политика государства в РФ