Государственный бюджет и бюджетная политика государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного бюджета и бюджетной политики государства в РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить социально-экономическую сущность и структуру государственного бюджета;
2) рассмотреть функции государственного бюджета в современной экономике;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике…………………..5
1.1. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета………………………………………………………………...5
1.2. Функции государственного бюджета в современной экономике....11
1.3. Проблема сбалансированности государственного бюджета в РФ...13
2. Бюджетная политика государства….………………………………………....16
2.1. Понятие, цели и инструменты бюджетной политики……………...16
2.2. Содержание бюджетной политики в РФ……………………………19
2.3. Реализация бюджетной политики в РФ……………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………...29
Приложения………………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

Расходы на поддержание конъюнктуры  и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние  на повышение нормы накопления, ускорение  темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором  развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности  национальной продукции на внешних  рынках.

Бюджетные субсидии аграрному  сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20–25 % ежегодного прироста ВВП, но и в  том, что общество заинтересовано в  стабилизации этого сектора экономики, имеющего рисковый характер, значительный удельный вес в общей структуре экономики.

Значительное место в  бюджетных расходах занимают расходы  на вооружение, материальное обеспечение  внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное место в  расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего  и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное  строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а  также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают  прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции  на мировых рынках.

Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.

Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета  РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями  и органами, а также Государственной  налоговой службой РФ и Государственным  таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную  Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

 

    1. Функции государственного бюджета в современной экономике

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются распределительная, перераспределительная, регулирующая, стимулирующая, социальная, планирования, организации и контроля.

Распределительная функция  бюджета проявляется непосредственно  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств  отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов Российской Федерации. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу.

Перераспределительная функция  национального дохода и ВВП проявляется  на стадиях образования доходов  бюджетов и распределения бюджетных  ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки, экономической  сферы, комплексных целевых программ.

Регулирующая и стимулирующая  функции бюджетов проявляются непосредственно  через налоговые доходы и расходы  бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают  в качестве инструмента регулирования  и стимулирования экономики и  инвестиций, повышая эффективность  производства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся  в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке  наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно - коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения; разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами; разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

    1. контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
    2. контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.
    3. Проблема сбалансированности государственного бюджета в РФ.

Теоретически государственные  расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они представляют различные  стороны деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно  характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс.

Идеальное исполнение бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. превышение доходов над расходами, или профицит бюджета, но в экономике развитых стран это встречается достаточно редко.

 В тех случаях, когда  имеющиеся у бюджета доходы  недостаточны для осуществления  необходимых расходов, возникает  бюджетный дефицит. 

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной.

Бюджетный дефицит не обязательно  свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны.

Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Если возникает временный  бюджетный дефицит, имеются перспективы  его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике — ее развал, неэффективность финансовых связей, — тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Обычно бюджетный дефицит  до 10 % суммы доходов считается  допустимым, тогда как дефицит более 20 % — критическим.

Основные причины значительного  бюджетного дефицита, проявившегося  в условиях перехода к рыночной экономике в России — это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25 % доходов и превышал 5 % ВВП.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать  приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные  формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.

Государственный долг —  это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга. Это можно проследить на примере Российской Федерации (Приложение А).

Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

  1. Бюджетная политика РФ
    1. Понятие, цели и инструменты бюджетной политики

Бюджетная политика — это  многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой сфере. С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными  целями формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов; снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочивание государственных обязательств; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности  государства, и степень влияния  России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Бюджетная политика государства  как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Стратегическая цель бюджетной  политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве.  Для этого она должна базироваться на следующих основополагающих принципах:

    1. объективности – означает отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе.
    2. обязательности. Политика любая, в том числе и бюджетная, может считаться действенной, если такая политика обязательна для исполнения, иначе она превращается в пустой политический лозунг, вырождается в политическую трескотню. Реализация принципа обязательности зависит не только от исполнительной, но и, как уже говорилось, от законодательной власти;
    3. преемственности – предусматривает формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода.
    4. гласности – означает ее открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.

Информация о работе Государственный бюджет и бюджетная политика государства в РФ