Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является попытка дать еще один анализ государственного бюджета как важным элементом финансовой системы и основные черты бюджетной системы, чтобы попытаться сделать маленький вклад в решение такой гигантской задачи по стабилизации финансового состояния страны.

Содержание работы

Введение……………………………………..…………………………………….…….1-2
Глава 1. Теоретические аспекты развития государственного бюджета
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета, государственный бюджет как основной финансовый план государства…………………………… .3-10
1.2. Структура государственного бюджета…………………………………....10-17
Глава 2. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета.
2.1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы….….17-24
2.2. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы………………………………………………….24-28
Заключение…………………………………………………………………………29-30

Файлы: 1 файл

макроэкономика..docx

— 100.45 Кб (Скачать файл)

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Толкование государственного бюджета, как финансовый план, не противоречит экономическому характеру бюджета как объективной категории. Это связано с тем, что термин «государство» используется для обозначения различных понятий, одна из которых принадлежит к сфере отношений, а другой представляет собой форму объективной категории человеческой деятельности. Ситуация государственного бюджета, как финансовый план страны, является органически производным от конкретных финансовых отношений - особенно стоимостного распределения общественного продукта.4

Планирование бюджета осуществляется за счет использования различные статистические, экономико-математических, аналитических и конкретные методы планирования и прогнозирования. Бюджет основан на методе баланс, который позволяет учитывать в бюджете всех доходов и расходов в полном объеме. Это означает, что не должно быть других доходов и расходов, за исключением тех, которые предоставляются.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

Планирование бюджета осуществляется в соответствии с  требованиями принципов единства, преемственности, приоритеты, баланс и действительность.

Принцип единства бюджета, планирование, составление государственного бюджета Республики Казахстан, состоит из республиканского и местных бюджетов. Согласно действующему законодательству этот принцип основан на единых требованиях:

а) формирование перечня бюджетных программ, финансируемых из

государственного бюджета и местных бюджетов;

б) разработать стандарты для распределения доходов между уровнями бюджетов; 
         с) определить долгосрочные размера субсидий и фискальные льготы.

Принцип непрерывности планирования обеспечивается сочетание текущего и будущего бюджетного планирования с учетом среднесрочной фискальной политики направления, принятые в предыдущем периоде, прогнозы социально-экономического развития страны на следующий финансовый год и средне-, долгосрочное.

Принцип приоритетности является бюджет планирования, принимая во внимание приоритеты среднесрочного плана социально экономического развития страны.

Принцип сбалансированности между доходами и расходами бюджета достигается за счет использования метода бюджетного баланса. Необходимость сбалансировать бюджет является главной целью любого уровня и осуществляется через методы распределения субвенций из вышестоящих или предоставляемые другими юридически разрешено, или формирование государственного долга или сокращения бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивает планирование на основе нормативных правовых актов и другие документы, определяющие необходимость включения в проект бюджета доходов или расходов и установления их сумм.

Таким образом государственный бюджет-это основной финансовый план страны. Он включает в себя процессы распределения, которые составляют экономическое содержание бюджета. Финансовый план является результатом планируемой деятельности государства, он отражает волю государства, который отражает интересы всех членов общества. С помощью бюджета составляется финансовый план реализации налоговой политики государства.5

 

1.2. Структура государственного  бюджета

 

Главная цель государственного бюджета использование средств для создания условий для эффективного развития экономики, решения задач государственной политики, укрепления национальной обороны.

Государственный бюджет является основным инструментом для государств в централизации и перераспределения валового общественного дохода. Государственный бюджет страны является главной формой планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств для расширения производства, удовлетворения потребностей людей и укрепление обороноспособности государства.

Формирование и использование государственных средств в Российской Федерации имеет ряд отличительных особенностей. Как финансовый план в государственный бюджет характеризуется следующими особенностями:6

1. Разработка и использование  бюджета установления равновесия. 
Балансовый метод является одним из важных методов для определения пропорций национальной экономики. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и сумм расходов. Анализ возникающих баланса бюджета ( доходы и расходы ) позволяет заключить,

ресурсов или сокращения некоторых расходов .

2 . Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованного  управления с инициативой местных  властей. Развитие местного самоуправления - экономическая основа для реализации принципа демократического общества .

3 . С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между секторами  экономики , субъектами России и других сферах.

4 . Отличительной чертой  государственного бюджета является  его экономический характер . Бюджет страны связан со всеми секторами экономики . Отрасли , связанные с бюджетом в качестве доходов бюджета. Эти функции в сочетании с бюджетом своего активного воздействия на процесс производства, рост сбережений .

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятий, организаций и граждан с другой стороны, через распределение и перераспределение всего общественного продукта и национального дохода централизованного государства и формирования фонда денежных средств.

Сущность бюджета как любой другой экономической категории, проявляется в его черты. В государственный бюджет, а также вся система финансов, имеет две функции распределения и управления.

С помощью функции распределения бюджета является распределение средств производства и непроизводственной сферах, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, назначения созданных специальных целевых фондов, является концентрация денежных средств в руках государства и их использование в целях удовлетворения национальных потребностей.

Межотраслевое и межтерриториальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Через расходы и налоги государственный бюджет является важным институтом распределения (регулирование) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка для отдельных отраслей промышленности, авиации, космических программ, атомная промышленность, угольной промышленности и некоторые другие. Такая поддержка часто связан с осуществлением проектов очень эффективной и быстрой окупаемости. Для регулирования экономики используются налоги.

Распределение средств через бюджет - важный социальный аспект бюджетных средств. В социальной политике приоритетами являются поддержка наиболее уязвимых слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, семей), а также поддержка здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Функции государственного бюджета, в процессе формирования доходов и расходов за счет использования бюджетного механизма, который является настоящим воплощением бюджетно-финансовой политики и отражает особое внимание бюджетных отношений для решения экономических и социальных проблем.

Таким образом основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Бюджет способствует рациональной структуры общественного производства, улучшение пропорций, более эффективного использования средств. В процессе планирования бюджета является наиболее подходящим баланс между централизованных и нецентрализованных фондов.

Через государственный бюджет перераспределяется, как это хорошо известно, не все чистые доходы на предприятиях различных форм собственности материального производства.

В отношениях с государственным бюджетом являются почти все участники общественного производства. Бюджет перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости продукта.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Отчетность об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации является единой бюджетной классификацией, утвержденные федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

Бюджетной классификации России является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.7

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошел в бюджетный кодекс Российской Федерации (глава 4), согласно которой бюджетная классификация включает в себя:

1. классификация доходов бюджета России;

2. функциональной классификации расходов бюджетов России;

3. ведомственной классификации федерального бюджета;

4. экономической классификации расходов бюджета России;

5. классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета России;

6. классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

7. классификация государственного внутреннего долга России Федерации, субъектов Русской Федерации, муниципальных образований;

8. классификация государственного внешнего долга России и правительства России иностранных активов.

Особое внимание уделяется доходам  бюджетов различных уровней (рис. 1).

Доходы бюджета денежные средства гранта и законным образом в соответствии с законодательством государственные власти на соответствующем уровне.

Рис.1 Структура доходов бюджета.

Под текущей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие типы :

1. Налоговые доходы , которые включают в себя:

- Прямые налоги на прибыль , доход, прирост капитала ;

- Налоги, взимаемые в зависимости от фонда заработной платы ;

- Налоги на товары и  услуги;

- Налоги на собственность;

- Платежи за пользование природными ресурсами;

- Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические операции ;

- Прочие налоги , пошлины и сборы ;

2 . Неналоговые доходы , которые, в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса являются:

- Доходы от использования  имущества, принадлежащего государственной  и муниципальной собственности ;

- Доходы от платных  услуг, оказываемых государственными  учреждениями под юрисдикцией  соответственно федеральных органов  исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов России Федерации, органов местного самоуправления ; 
- Средств, полученных от применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации компенсации; 
- Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы России Федерации , за исключением кредитов и дешевых кредитов ; 
- Прочие неналоговые доходы ( прибыль Банка России, доходы от внешней торговли ) .

3. Безвозмездные перечисления (статья 45 Бюджетного кодекса России) включают

в себя следующие обновления:

- От нерезидентов;

- От других уровней государственного управления (субсидии, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты и другие безвозмездные поступления);

- За счет государственных средств;

- От государственных предприятий и учреждений;

- От наднациональных организаций.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура