Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа
Цель представленной работы заключается в теоретическом и аналитическом исследовании принципов построения бюджетной системы Российской Федерации на предмет сбалансированности государственного бюджета.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и содержание государственного бюджета, проанализировать его структуру;
проанализировать причины и следствия состояний разбалансированности бюджета – профицита и дефицита;
проанализировать сбалансированность прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 год;
проанализировать основные направления обеспечения сбалансированности прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1 Понятие государственного бюджета 6
1.2 Государственные доходы и их состав 9
1.3 Формирование расходной части бюджета РФ 13
2. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 16
2.1 Управление бюджетом с профицитом 16
2.2 Управление бюджетом с дефицитом 19
3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ НА 2013-2015 ГОДЫ 24
3.1 Анализ параметров бюджета на 2013-2015 годы 24
3.2 Основные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра: национальной экономики
Курсовая работа
«Макроэкономика»
Специальность: национальная экономика
Тема: Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов
Дата сдачи работы: исполнитель:
__________________
Дата проверки работы:
_____________________
Мурманск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Существенное превышение доходов над расходами федерального бюджета РФ в период высоких цен на нефтегазовые ресурсы позволило создать финансовый резерв, ввести в теорию и практику бюджетного процесса такие понятия, как «нефтегазовый баланс бюджета», «нефтегазовый ВВП», «ненефтегазовый дефицит бюджета», «нефтегазовый трансферт в бюджет». Однако, в связи с кризисными явлениями в мировой экономике, оказывавшими непосредственное влияние на все процессы общественно-политической и социально-экономической жизни российского государства, перед Правительством РФ встали новые задачи, изменились условия реализации основных направлений финансово-бюджетной политики РФ. Проблема формирования оптимальных бюджетных пропорций, отвечающих требованиям социального государства с инновационной экономикой, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, как отдельного человека, так и общества в целом, в условиях финансово-экономического кризиса приобретает особую актуальность.
Данные обстоятельства предопределяют необходимость более глубокого теоретического осмысления финансово-правового принципа сбалансированности бюджета, который проявляет новые черты и становится важнейшим инструментом в решении социально-экономических задач российского государства и преодоления последствий экономического кризиса.
Актуальность темы исследования обусловлена также существенным изменением политики федеральных органов власти в сфере межбюджетных отношений и значительной централизацией бюджетных средств в федеральном бюджете. В условиях, когда центр тяжести экономических и социальных реформ перемещается на уровень регионов, особую актуальность приобретает внедрение финансовых и правовых предпосылок сбалансированности бюджетной системы в целом и каждого отдельно взятого бюджета бюджетной системы РФ.
Цель представленной работы заключается в теоретическом и аналитическом исследовании принципов построения бюджетной системы Российской Федерации на предмет сбалансированности государственного бюджета.
Задачи исследования:
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования расходной и доходной частей государственного бюджета; управления дефицитом и профицитом бюджетов.
Предметом исследования выступают проблемы сбалансированности бюджета.
В качестве методологической основы исследования выступают общенаучные и частнонаучные методы познания: метод анализа, синтеза, аналитический, сравнительный.
Нормативно-правовую основу исследования составили федеральные законы РФ, нормативные акты уполномоченных финансовых органов, содержащие положения, регламентирующие вопросы соблюдения, исполнения и применения бюджетно-правовых норм.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В введении обосновывается актуальность темы, обозначены цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования бюджета» даны основные понятия государственного бюджета, рассмотрен состав доходов и расходов. Во второй главе «Проблемы сбалансирования бюджета» рассмотрены вопросы управления бюджетом с профицитом и дефицитом. В третьей главе «Анализ сбалансированности бюджета РФ на 2013-2015 годы» проанализирован проект государственного бюджета РФ на 2013-2015 годы и проанализированные основные мероприятия, направленные на обеспечение баланса доходов и расходов государственного бюджета.
В заключении подведены итоги исследования.
1.1 Понятие государственного бюджета
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как форму «образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления»1.
Следовательно, в материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Сущность государственного бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий2.
Понятие государственного
бюджета имеет и правовой (законодательный)
аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый
план государства. Государственный бюджет
– это основной финансовый план образования,
распределения и использования централизованного
денежного фонда государства или административно-
В настоящее время
государственная бюджетная
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
Формирование и использование
государственного бюджета в Российской
Федерации имеет ряд
1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.
2. Формирование и использование
государственного бюджета базир
3. С помощью бюджета
происходит перераспределение
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития4.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей.
Под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном капитале (например, ОАО «Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).
Вместе с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно отразить в соответствующих статьях бюджета.
На основании изложенного понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам
относятся предусмотренные
К неналоговым доходам относятся:
Информация о работе Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов