Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной работы заключается в теоретическом и аналитическом исследовании принципов построения бюджетной системы Российской Федерации на предмет сбалансированности государственного бюджета.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и содержание государственного бюджета, проанализировать его структуру;
проанализировать причины и следствия состояний разбалансированности бюджета – профицита и дефицита;
проанализировать сбалансированность прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 год;
проанализировать основные направления обеспечения сбалансированности прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1 Понятие государственного бюджета 6
1.2 Государственные доходы и их состав 9
1.3 Формирование расходной части бюджета РФ 13
2. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 16
2.1 Управление бюджетом с профицитом 16
2.2 Управление бюджетом с дефицитом 19
3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ НА 2013-2015 ГОДЫ 24
3.1 Анализ параметров бюджета на 2013-2015 годы 24
3.2 Основные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Файлы: 1 файл

сбалансированность бюджета.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Фонд национального  благосостояния на конец 2015 года составит 2 847,7 млрд. рублей, или увеличится на 88,1 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом. Средства ФНБ планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Доходы от управления средствами фондов, зачисленные в  федеральный бюджет, составят в 2013 году 63,2 млрд. рублей, в 2014 году – 71,4 млрд. рублей, в 2015 году – 75,9 млрд. рублей.

Объем расходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с 2012 годом в номинальном выражении увеличится на 2 808,5 млрд. рублей, или на 21,9 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,9 % в 2012 году до 18,8 % в 2015 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом в 2013 году уменьшится на 0,2 %, в 2014 году – на 0,5 %, в 2015 году увеличится на 2,5 %. В 2013 году по сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 7,4 трлн. рублей, или в 2,2 раза.

Формирование расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется Правительством Российской Федерации с учетом бюджетных правил, исходя из:

  • необходимости финансового обеспечения принятых расходных обязательств;
  • дополнительных бюджетных ассигнований в 2013 – 2015 годах на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
  • индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания отдельных категорий работников, федеральных гражданских служащих, а также стипендиального фонда;
  • индексации объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • индексации расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, горюче-смазочных материалов; продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • сокращения на 5 % расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд;
  • комплекса мер направленных на сбалансированность пенсионной системы.

Структура расходов федерального бюджета на 2012 – 2015 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в Приложении 4.

В структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2013 год – 29,6 %, 2014 год – 29,0 %, 2015 год – 29,2 %), второе место – расходы на национальную оборону (2013 год – 16,0 %, 2014 год – 17,6 %, 2015 год – 19,7 %), третье место – расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2013 год – 15,2 %, 2014 год – 14,9 %, 2015 год – 13,6 %),66 которые   будут опережать расходы на национальную экономику (2013 год – 13,0 %, 2014 год – 12,3 %, 2015 год – 11,3 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2012 – 2015  годы  по  разделам классификации расходов бюджетов по отношению к объему  валового  внутреннего продукта представлена в Приложении 5.

Необходимо отметить, что в 2013 – 2015 годах структура  расходов федерального бюджета по отношению  к ВВП не претерпевает существенных изменений по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Первое место по-прежнему занимают расходы, направляемые на социальную политику, второе и третье места – расходы на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность, опережая расходы, направляемые на национальную экономику.

Значительную часть  расходов федерального бюджета в 2013 – 2015 годах необходимо направить  на повышение уровня пенсионного  и социального обеспечения граждан, увеличение расходов на обеспечение  обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, денежного довольствия военнослужащих, содержание судей и прокурорских работников, федеральных государственных служащих, модернизацию здравоохранения и экономики в целом, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года, реализацию федеральных целевых программ, обслуживание государственного долга.

Итак, проект федерального бюджета на 2013 - 2015 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2013 году до 10,8 млрд. рублей (0,01 % ВВП) в 2015 году.

Характерные черты проекта  бюджета:

  • снижение доходов, расходов и сокращение дефицита федерального бюджета;
  • обеспечение реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, рост социальных расходов по различным направлениям социальной сферы;
  • увеличение объемов межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР;
  • увеличение расходов на национальную оборону, в том числе обеспечение модернизации оборонно-промышленного комплекса, увеличение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
  • увеличение средств от приватизации, сохранение значительных внутренних заимствований, рост расходов на обслуживание государственного долга; пополнение Резервного фонда.

Основные риски для  федерального бюджета на 2013 - 2015 годы связаны с возможным снижением  бюджетных доходов из-за более  низких цен на нефть марки «Юралс»  и нефтепродукты.

В условиях ограничения  бюджетных расходов в соответствии с бюджетными правилами повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь с повышением эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усилением контроля над использованием государственных средств.

 

 

 

3.2 Основные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета РФ

 

Сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в 2013 – 2015 годах целесообразно обеспечивать, прежде всего, за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов, исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.

Важнейшей для финансовых, контролирующих и правоохранительных органов должна стать системная  работа, направленная на легализацию  доходов от экономической деятельности, и наведение порядка в системе  учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности. По данным Росстата, доля не наблюдаемой прямыми статистическими методами экономики Российской Федерации в процентах к ВВП составила в 2010 году до 15,5 % (в 2008 году - 14,1 %). Согласно отдельным экспертным оценкам, доля теневой экономики в Российской Федерации составляет около половины ВВП.

Существенным резервом увеличения налоговых поступлений  в бюджетную систему Российской Федерации является устранение недостатков в налогообложении сферы производства и оборота алкогольной продукции. По данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликероводочной продукции за период с 1995 по 2009 год снизился в 2 раза (с 49 % до 24 %). Такой низкий уровень использования мощностей свидетельствует о том, что объемы фактически произведенной продукции декларируются далеко не полностью.

Значительным резервом получения дополнительных доходов  может быть повышение результативности налогового контроля в части возмещения НДС из федерального бюджета. Согласно информации Минфина России, за счет проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, повышения эффективности налоговых проверок, принятия комплекса мер по взысканию задолженности по уплате налога, привлечения к налогообложению организаций, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщиков, и других мер уровень собираемости ежегодно будет увеличиваться на 1 процентный пункт. В результате указанных мероприятий прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в 2013 году на 22,3 млрд. рублей, в 2014 году – на 25,9 млрд. рублей, в 2015 году – на 30,8 млрд. рублей.

Значительным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса. Необходимо повысить прозрачность процесса ценообразования и предсказуемость цен и тарифов на производимую продукцию и услуги, обеспечить достоверный учет финансово-хозяйственной деятельности организаций, в первую очередь монополизирующих внутренний рынок нефтепродуктов.

Ключевым потенциальным  источником доходов бюджетной системы  Российской Федерации должны стать  доходы, полученные в результате реализации мероприятий, направленных на диверсификацию экономики страны.

Дополнительные поступления  в бюджетную систему Российской Федерации могли бы быть обеспечены в результате принятия более действенных  мер по сокращению имеющейся задолженности по налогам, сборам и таможенным платежам.

Требует совершенствования  система региональных налогов. В настоящее время доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в основном за счет доходов от уплаты таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доля в доходах консолидированных бюджетов в 2011 году составила 25,2 %), налог на доходы физических лиц (26,1 %), акцизов (4,9 %).

Налог на доходы физических лиц является весомым источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в целях соблюдения принципов социальной справедливости и увеличения доходов региональных и местных  бюджетов целесообразно   рассмотреть   в  перспективе   возможность  введения прогрессивной шкалы НДФЛ, что особенно актуально в условиях резкого расслоения населения по уровню доходов. Переход на дифференцированную шкалу налогообложения не только позволит более равномерно перераспределять налоговую нагрузку и иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, но и обеспечит восполнение выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан. Повышение самостоятельности местных бюджетов может быть обеспечено в результате введения налога на недвижимость. Следует отметить, что задача введения главы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей налогообложение недвижимости, впервые была четко сформулирована в 2002 году в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году». Вместе с тем до настоящего времени указанная задача не решена. На формирование доходной базы регионов заметное влияние оказывает предоставление налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством, по региональным налогам и сборам. В 2010 году оценка выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по указанной причине составила около 200 млрд. рублей. Поэтапная отмена указанных налоговых льгот будет способствовать увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, назрела необходимость в подготовке комплекса мер по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что

государственный бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все  звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные  правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

Под доходами бюджета  понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых  поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов  бюджетов выделяют собственные и  регулирующие доходы бюджетов.

Начиная с 2008 года, доходы федерального бюджета распределяются также на нефтегазовые и ненефтегазовые.

Расходы бюджета –  это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Наиболее существенной статьей расходов являются межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам, далее идут расходы на национальную оборону, общегосударственные вопросы, межбюджетные трансферты бюджетам других уровней, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и национальную оборону.

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении  бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств. Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Информация о работе Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов