Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа
Цель представленной работы заключается в теоретическом и аналитическом исследовании принципов построения бюджетной системы Российской Федерации на предмет сбалансированности государственного бюджета.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и содержание государственного бюджета, проанализировать его структуру;
проанализировать причины и следствия состояний разбалансированности бюджета – профицита и дефицита;
проанализировать сбалансированность прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 год;
проанализировать основные направления обеспечения сбалансированности прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1 Понятие государственного бюджета 6
1.2 Государственные доходы и их состав 9
1.3 Формирование расходной части бюджета РФ 13
2. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 16
2.1 Управление бюджетом с профицитом 16
2.2 Управление бюджетом с дефицитом 19
3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ НА 2013-2015 ГОДЫ 24
3.1 Анализ параметров бюджета на 2013-2015 годы 24
3.2 Основные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
Анализ проекта бюджета на 2013-2015 год показал, что характерными чертами его являются:
Проект федерального бюджета на 2013 - 2015 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2013 году до 10,8 млрд. рублей (0,01 % ВВП) в 2015 году.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета 2013-2015 годов предполагается следующее:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
Приложение 1
Основные показатели проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы
Основные показатели проекта федерального бюджета |
2012 год (оценка) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год прогноз | ||||
| млрд. рублей |
% к ВВП |
млрд. рублей |
% к ВВП |
млрд. рублей |
% к ВВП |
млрд. рублей |
% к ВВП |
Доходы, всего |
12 682,7 |
20,7 |
12 865,9 |
19,3 |
14 063,4 |
19,0 |
15 615,5 |
18,8 |
Нефтегазовые доходы |
6 408,7 |
10,5 |
5 925,5 |
8,9 |
6 279,3 |
8,5 |
6 933,9 |
8,4 |
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) |
6 274,.0 |
10,2 |
6 940,4 |
10,4 |
7 784,1 |
10,5 |
8 681,6 |
10,5 |
Расходы, всего |
12 817,8 |
20,9 |
13 387,3 |
20,1 |
14 207,0 |
19,2 |
15 626,3 |
18,8 |
Процентные расходы |
383,3 |
0,6 |
425,3 |
0,6 |
476,0 |
0,6 |
508,0 |
0,6 |
Непроцентные расходы, в том числе: |
12 361,9 |
20,5 |
12 962,0 |
19,5 |
13 731,0 |
18,6 |
15 118,3 |
18,2 |
условно утверждаемые расходы |
355,2 |
0,5 |
781,3 |
0,9 | ||||
Ненефтегазовый дефицит |
-6 543,8 |
-10,7 |
-6 446,9 |
-9,7 |
-6 422,9 |
-8,7 |
-6 944,7 |
-8,4 |
Дефицит (профицит) |
-135,1 |
-0,2 |
-521,4 |
-0,8 |
-143,6 |
-0,2 |
-10,8 |
-0,01 |
Источники финансирования дефицита, всего |
135,1 |
0,2 |
521,4 |
0,8 |
143,6 |
0,2 |
10,8 |
0,01 |
Источники финансирования дефицита без учета изменения остатков средств Резервного фонда и ФНБ |
963,7 |
1,6 |
889,1 |
1,3 |
732,4 |
1,0 |
820,5 |
1,0 |
из них: |
||||||||
государственные заимствования |
836,9 |
1,4 |
606,5 |
0,9 |
563,4 |
0,8 |
414,4 |
0,5 |
привлечение: |
1 519,9 |
2,5 |
1 448,8 |
2,2 |
1 079,3 |
1,5 |
1 356,5 |
1,6 |
на внутреннем финансовом рынке |
1 310,2 |
2,1 |
1 213,2 |
1,8 |
842,2 |
1,1 |
1 114,8 |
1,3 |
на внешнем финансовом рынке |
209,7 |
0,3 |
235,6 |
0,4 |
237,1 |
0,3 |
241,7 |
0,3 |
Погашение |
-683,0 |
-1,1 |
-842,3 |
-1,3 |
-515,9 |
-0,7 |
-942,0 |
-1,1 |
на внутреннем финансовом рынке |
-600,4 |
-1,0 |
-764,6 |
-1,1 |
-443,7 |
-0,6 |
-808,3 |
-1,0 |
на внешнем финансовом рынке |
-82,6 |
-0,1 |
-77,7 |
-0,1 |
-72,2 |
-0,1 |
-133,7 |
-0,2 |
поступление средств от приватизации |
300,0 |
0,5 |
427,7 |
0,6 |
330,8 |
0,4 |
595,1 |
0,7 |
иные источники финансирования федерального бюджета |
-173,2 |
-0,3 |
-145,1 |
-0,2 |
-161,8 |
-0,2 |
-189,0 |
-0,2 |
Изменение остатков средств федерального бюджета |
-828,6 |
-367,7 |
-588,8 |
-809,7 |
||||
Резервный фонд (пополнение) |
-1 926,5 |
-3,1 |
-373,4 |
-0,6 |
-596,3 |
-0,8 |
-818,6 |
-1,0 |
ФНБ (использование) |
7,5 |
5,7 |
7,5 |
8,9 |
||||
уменьшение остатков средств федерального бюджета |
1 090,4 |
Приложение 2
Структура доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
| отчет |
%к ВВП |
оценка |
%к ВВП |
прогноз |
%к ВВП |
прогноз |
%к ВВП |
прогноз |
%к ВВП |
Доходы, всего |
11 367,7 |
20,8 |
12 682,7 |
20,7 |
12 865,9 |
19,3 |
14 063,4 |
19,0 |
15 615,5 |
18,8 |
в том числе: |
||||||||||
нефтегазовые доходы |
5 641,8 |
10,3 |
6 408,7 |
10,5 |
5 925,5 |
8,9 |
6 279,3 |
8,5 |
6 933,9 |
8,4 |
- доля в общем объеме доходов, % |
49,6 |
50,5 |
46,1 |
44,6 |
44,4 |
- | ||||
НДПИ на углеводородное сырье |
1 988,5 |
3,6 |
2 399,7 |
3,9 |
2 339,9 |
3,5 |
2 549,3 |
3,4 |
2 733,1 |
3,3 |
вывозные таможенные пошлины на нефть, газ, продукты нефтепереработки |
3 653,3 |
6,7 |
4 009,1 |
6,5 |
3 585,6 |
5,4 |
3 730,0 |
5,0 |
4 200,8 |
5,1 |
ненефтегазовые доходы |
5 725,9 |
10,5 |
6 274,0 |
10,2 |
6 940,4 |
10,4 |
7 784,1 |
10,5 |
8 681,6 |
10,5 |
- доля в общем объеме доходов, % |
50,4 |
49,5 |
53,9 |
55,4 |
55,6 |
|||||
НДС |
3 250,4 |
6,0 |
3 581,1 |
5,8 |
4 098,8 |
6,2 |
4 692,4 |
6,3 |
5 355,5 |
6,5 |
налог на прибыль организаций |
342,6 |
0,6 |
378,3 |
0,6 |
445,4 |
0,7 |
493,3 |
0,7 |
559,5 |
0,7 |
акцизы |
278,4 |
0,5 |
383,3 |
0,6 |
573,8 |
0,9 |
743,0 |
1,0 |
864,7 |
1,0 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
19,1 |
0,0 |
18,8 |
0,0 |
18,4 |
0,0 |
19,3 |
0,0 |
20,9 |
0,0 |
таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
840,3 |
1,5 |
882,8 |
1,4 |
813,3 |
1,2 |
824,0 |
1,1 |
821,4 |
1,0 |
Приложение 3
Структура основных налоговых
и неналоговых доходов
Основные виды доходов |
2013 год прогноз |
2014 год прогноз |
2015 год прогноз |
Налог на прибыль организаций |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
31,9 |
33,4 |
34,3 |
Акцизы |
4,5 |
5,3 |
5,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
18,3 |
18,3 |
17,6 |
Таможенные пошлины |
34,2 |
32,4 |
32,2 |
Прочие доходы |
7,6 |
7,1 |
6,8 |
Приложение 4
Структура расходов федерального
бюджета на 2012 – 2015 годы по разделам
классификации расходов бюджетов по
отношению к общей сумме
(млрд. рублей) | ||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
| закон |
в % к итогу |
проект |
в % к итогу |
проект |
в % к итогу |
проект |
в % к итогу |
ВСЕГО |
12 745,1 |
100 |
13 387,3 |
100 |
14 207,0 |
100 |
15 626,3 |
100 |
Условно утверждаемые расходы |
355,2 |
2,5 |
781,3 |
5,0 | ||||
ВСЕГО (без учета условно утверждаемых) |
12 745,1 |
100 |
13 387,3 |
100 |
13 851,8 |
97,5 |
14 845,0 |
95,0 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
871,1 |
6,8 |
914,7 |
6,8 |
880,9 |
6,2 |
907,8 |
5,8 |
Национальная оборона |
1 864,4 |
14,6 |
2 141,2 |
16,0 |
2 501,4 |
17,6 |
3 078,0 |
19,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 844,5 |
14,5 |
2 029,8 |
15,2 |
2 110,5 |
14,9 |
2 129,2 |
13,6 |
Национальная экономика |
1 754,1 |
13,8 |
1 740,8 |
13,0 |
1 751,8 |
12,3 |
1 767,2 |
11,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
136,9 |
1,1 |
157,6 |
1,2 |
145,1 |
1,0 |
118,0 |
0,8 |
Охрана окружающей среды |
22,2 |
0,2 |
24,8 |
0,2 |
26,2 |
0,2 |
26,4 |
0,2 |
Образование |
614,7 |
4,8 |
627,1 |
4,7 |
569,3 |
4,0 |
591,9 |
3,8 |
Культура, кинематография |
90,9 |
0,7 |
97,4 |
0,7 |
95,6 |
0,7 |
99,3 |
0,6 |
Здравоохранение |
554,7 |
4,4 |
506,5 |
3,8 |
457,4 |
3,2 |
373,1 |
2,4 |
Социальная политика |
3 930,2 |
30,8 |
3 963,2 |
29,6 |
4 116,8 |
29,0 |
4 563,4 |
29,2 |
Физическая культура и спорт |
42,3 |
0,3 |
52,3 |
0,4 |
30,9 |
0,2 |
33,0 |
0,2 |
Средства массовой информации |
75,6 |
0,6 |
72,5 |
0,5 |
65,6 |
0,5 |
50,9 |
0,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
383,3 |
3,0 |
425,3 |
3,2 |
476,0 |
3,4 |
508,0 |
3,3 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
560,2 |
4,4 |
634,1 |
4,7 |
624,3 |
4,4 |
598,8 |
3,8 |
1Бюджетный кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 2013 год) / Отв. ред. Т.Скуратов. - М.: Рид Групп, 2012. - 352с.
2 Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации / Уманец О.П. // Финансы и кредит. - 2011. - № 30. - С. 14..
3 Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации / Уманец О.П. // Финансы и кредит. - 2011. - № 30. - С. 15.
4 16. Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях / Федосов В.А. // Финансы и кредит. - 2010. - № 44. - С. 21.
5 Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / Соколова А.А. // Финансы и кредит. - 2011. - № 38. - С.10 – 21.
Информация о работе Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов