Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной работы заключается в теоретическом и аналитическом исследовании принципов построения бюджетной системы Российской Федерации на предмет сбалансированности государственного бюджета.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и содержание государственного бюджета, проанализировать его структуру;
проанализировать причины и следствия состояний разбалансированности бюджета – профицита и дефицита;
проанализировать сбалансированность прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 год;
проанализировать основные направления обеспечения сбалансированности прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1 Понятие государственного бюджета 6
1.2 Государственные доходы и их состав 9
1.3 Формирование расходной части бюджета РФ 13
2. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 16
2.1 Управление бюджетом с профицитом 16
2.2 Управление бюджетом с дефицитом 19
3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ НА 2013-2015 ГОДЫ 24
3.1 Анализ параметров бюджета на 2013-2015 годы 24
3.2 Основные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Файлы: 1 файл

сбалансированность бюджета.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Анализ проекта бюджета  на 2013-2015 год показал, что характерными чертами его являются:

  • снижение доходов, расходов и сокращение дефицита федерального бюджета;
  • обеспечение реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, рост социальных расходов по различным направлениям социальной сферы;
  • увеличение объемов межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР;
  • увеличение расходов на национальную оборону, в том числе обеспечение модернизации оборонно-промышленного комплекса, увеличение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
  • увеличение средств от приватизации, сохранение значительных внутренних заимствований, рост расходов на обслуживание государственного долга; пополнение Резервного фонда.

Проект федерального бюджета на 2013 - 2015 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2013 году до 10,8 млрд. рублей (0,01 % ВВП) в 2015 году.

В целях обеспечения  сбалансированности бюджета 2013-2015 годов  предполагается следующее:

  • выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов,
  • исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов,
  • увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 2013 год) / Отв. ред. Т.Скуратов. - М.: Рид Групп, 2012. - 352с.
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (06.12.2011) // СПС Гарант.
  3. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (18.07.2012) // СПС Гарант.
  4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 (23.05.2012) // СПС Гарант.
  5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // СПС Гарант.

 

Специальная литература

 

  1. Лагутин И.Б. Организационная основа бюджетного контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практика правового обеспечения / Лагутин Игорь Борисович // Право и экономика. - 2012. - № 8. - С. 58 - 62.
  2. Об основных направлениях бюджетной политики на 2013 - 2015 гг. // Инвестиции в России. - 2012. - № 9. - С. 23 - 32: табл. - Материалы экспертного доклада НИУ ВШЭ об Основных направлениях бюджетной политики на 2013—2015 гг.
  3. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов: (Выдержки из документа, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 6 июля 2012 г.) // Финансы. - 2012. - № 8. - С. 15 – 25.
  4. Попова Г.Л. Финансово-экономический анализ: налоговые новации и доходы бюджетов / Попова Г.Л. // Финансы и кредит. - 2011. - № 35. - С. 26 - 29:.
  5. Рябов П.В. Бюджетная политика властей в условиях мирового экономического кризиса: государственные долги / Рябов Павел Васильевич // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 1. - С. 117 – 128.
  6. Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / Соколова А.А. // Финансы и кредит. - 2011. - № 38. - С.10 – 21.
  7. Татуев А.А. Модернизация расходов региональных бюджетов / Татуев А.А. // Финансы и кредит. - 2012. - № 13. - С. 27 – 35.
  8. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 г. №180н). Ч.2 / Отв. за выпуск. Л.Р.Мнацаканова. - М.: Международная Медиа Группа, 2012. - 96с.
  9. Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации / Уманец О.П. // Финансы и кредит. - 2011. - № 30. - С. 14 – 22.
  10. Федотова Г.В. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами / Федотова Г.В. // Финансы и кредит. - 2012. - № 19. - С. 42 – 47.
  11. Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях / Федосов В.А. // Финансы и кредит. - 2010. - № 44. - С. 20 - 24.
  12. Шмиголь Н.С. Бюджетные резервы: содержание и перспективы развития / Шмиголь Н.С. // Финансы и кредит. - 2012. - № 1. - С. 26 – 36.

 

 

 

Приложение 1

Основные показатели проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы

Основные  показатели проекта федерального бюджета

2012 год (оценка)

2013 год (прогноз)

2014 год (прогноз)

2015 год прогноз

 

млрд. рублей

% к ВВП

млрд. рублей

% к ВВП

млрд. рублей

% к ВВП

млрд. рублей

% к ВВП

Доходы, всего

12 682,7

20,7

12 865,9

19,3

14 063,4

19,0

15 615,5

18,8

Нефтегазовые доходы

6 408,7

10,5

5 925,5

8,9

6 279,3

8,5

6 933,9

8,4

Доходы (без  учета нефтегазовых доходов)

6 274,.0

10,2

6 940,4

10,4

7 784,1

10,5

8 681,6

10,5

Расходы, всего

12 817,8

20,9

13 387,3

20,1

14 207,0

19,2

15 626,3

18,8

Процентные расходы

383,3

0,6

425,3

0,6

476,0

0,6

508,0

0,6

Непроцентные расходы, в том числе:

12 361,9

20,5

12 962,0

19,5

13 731,0

18,6

15 118,3

18,2

условно утверждаемые расходы

       

355,2

0,5

781,3

0,9

Ненефтегазовый дефицит

-6 543,8

-10,7

-6 446,9

-9,7

-6 422,9

-8,7

-6 944,7

-8,4

Дефицит (профицит)

-135,1

-0,2

-521,4

-0,8

-143,6

-0,2

-10,8

-0,01

Источники финансирования дефицита, всего

135,1

0,2

521,4

0,8

143,6

0,2

10,8

0,01

Источники финансирования дефицита без учета изменения остатков средств Резервного фонда и ФНБ

963,7

1,6

889,1

1,3

732,4

1,0

820,5

1,0

из них:

               

государственные заимствования

836,9

1,4

606,5

0,9

563,4

0,8

414,4

0,5

привлечение:

1 519,9

2,5

1 448,8

2,2

1 079,3

1,5

1 356,5

1,6

на внутреннем финансовом рынке

1 310,2

2,1

1 213,2

1,8

842,2

1,1

1 114,8

1,3

на внешнем  финансовом рынке

209,7

0,3

235,6

0,4

237,1

0,3

241,7

0,3

Погашение

-683,0

-1,1

-842,3

-1,3

-515,9

-0,7

-942,0

-1,1

на внутреннем финансовом рынке

-600,4

-1,0

-764,6

-1,1

-443,7

-0,6

-808,3

-1,0

на внешнем  финансовом рынке

-82,6

-0,1

-77,7

-0,1

-72,2

-0,1

-133,7

-0,2

поступление средств от приватизации

300,0

0,5

427,7

0,6

330,8

0,4

595,1

0,7

иные  источники финансирования федерального бюджета

-173,2

-0,3

-145,1

-0,2

-161,8

-0,2

-189,0

-0,2

Изменение остатков средств федерального бюджета

-828,6

 

-367,7

 

-588,8

 

-809,7

 

Резервный фонд (пополнение)

-1 926,5

-3,1

-373,4

-0,6

-596,3

-0,8

-818,6

-1,0

ФНБ (использование)

7,5

 

5,7

 

7,5

 

8,9

 

уменьшение остатков средств федерального бюджета

1 090,4

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Структура доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы

 

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

 

отчет

%к  ВВП

оценка

%к ВВП

прогноз

%к ВВП

прогноз

%к ВВП

прогноз

%к ВВП

Доходы, всего

11 367,7

20,8

12 682,7

20,7

12 865,9

19,3

14 063,4

19,0

15 615,5

18,8

в том числе:

                   

нефтегазовые  доходы

5 641,8

10,3

6 408,7

10,5

5 925,5

8,9

6 279,3

8,5

6 933,9

8,4

- доля в  общем объеме доходов, %

49,6

 

50,5

 

46,1

 

44,6

 

44,4

-

НДПИ на углеводородное сырье

1 988,5

3,6

2 399,7

3,9

2 339,9

3,5

2 549,3

3,4

2 733,1

3,3

вывозные

таможенные  пошлины на нефть, газ, продукты нефтепереработки

3 653,3

6,7

4 009,1

6,5

3 585,6

5,4

3 730,0

5,0

4 200,8

5,1

ненефтегазовые доходы

5 725,9

10,5

6 274,0

10,2

6 940,4

10,4

7 784,1

10,5

8 681,6

10,5

- доля в  общем объеме доходов, %

50,4

 

49,5

 

53,9

 

55,4

 

55,6

 

НДС

3 250,4

6,0

3 581,1

5,8

4 098,8

6,2

4 692,4

6,3

5 355,5

6,5

налог на прибыль организаций

342,6

0,6

378,3

0,6

445,4

0,7

493,3

0,7

559,5

0,7

акцизы

278,4

0,5

383,3

0,6

573,8

0,9

743,0

1,0

864,7

1,0

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

19,1

0,0

18,8

0,0

18,4

0,0

19,3

0,0

20,9

0,0

таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов)

840,3

1,5

882,8

1,4

813,3

1,2

824,0

1,1

821,4

1,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Структура основных налоговых  и неналоговых доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы

Основные виды доходов

2013 год

прогноз

2014 год

прогноз

2015 год

прогноз

Налог на прибыль организаций

3,5

3,5

3,6

Налог на добавленную  стоимость (НДС)

31,9

33,4

34,3

Акцизы

4,5

5,3

5,5

Налог на добычу полезных ископаемых

18,3

18,3

17,6

Таможенные пошлины

34,2

32,4

32,2

Прочие доходы

7,6

7,1

6,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Структура расходов федерального бюджета на 2012 – 2015 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов

 

             

(млрд. рублей)

 

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

 

закон

в % к итогу

проект

в % к итогу

проект

в % к итогу

проект

в % к итогу

ВСЕГО

12 745,1

100

13 387,3

100

14 207,0

100

15 626,3

100

Условно утверждаемые расходы

       

355,2

2,5

781,3

5,0

ВСЕГО (без  учета условно утверждаемых)

12 745,1

100

13 387,3

100

13 851,8

97,5

14 845,0

95,0

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы

871,1

6,8

914,7

6,8

880,9

6,2

907,8

5,8

Национальная оборона

1 864,4

14,6

2 141,2

16,0

2 501,4

17,6

3 078,0

19,7

Национальная  безопасность и

правоохранительная

деятельность

1 844,5

14,5

2 029,8

15,2

2 110,5

14,9

2 129,2

13,6

Национальная  экономика

1 754,1

13,8

1 740,8

13,0

1 751,8

12,3

1 767,2

11,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,9

1,1

157,6

1,2

145,1

1,0

118,0

0,8

Охрана окружающей среды

22,2

0,2

24,8

0,2

26,2

0,2

26,4

0,2

Образование

614,7

4,8

627,1

4,7

569,3

4,0

591,9

3,8

Культура, кинематография

90,9

0,7

97,4

0,7

95,6

0,7

99,3

0,6

Здравоохранение

554,7

4,4

506,5

3,8

457,4

3,2

373,1

2,4

Социальная политика

3 930,2

30,8

3 963,2

29,6

4 116,8

29,0

4 563,4

29,2

Физическая  культура и спорт

42,3

0,3

52,3

0,4

30,9

0,2

33,0

0,2

Средства массовой информации

75,6

0,6

72,5

0,5

65,6

0,5

50,9

0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

3,0

425,3

3,2

476,0

3,4

508,0

3,3

Межбюджетные  трансферты общего характера

560,2

4,4

634,1

4,7

624,3

4,4

598,8

3,8

                 

1Бюджетный кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 2013 год) / Отв. ред. Т.Скуратов. - М.: Рид Групп, 2012. - 352с.

2 Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации / Уманец О.П. // Финансы и кредит. - 2011. - № 30. - С. 14..

3 Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации / Уманец О.П. // Финансы и кредит. - 2011. - № 30. - С. 15.

4 16. Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях / Федосов В.А. // Финансы и кредит. - 2010. - № 44. - С. 21.

5 Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / Соколова А.А. // Финансы и кредит. - 2011. - № 38. - С.10 – 21.


Информация о работе Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов