Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной работы заключается в теоретическом и аналитическом исследовании принципов построения бюджетной системы Российской Федерации на предмет сбалансированности государственного бюджета.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и содержание государственного бюджета, проанализировать его структуру;
проанализировать причины и следствия состояний разбалансированности бюджета – профицита и дефицита;
проанализировать сбалансированность прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 год;
проанализировать основные направления обеспечения сбалансированности прогнозного бюджета РФ на 2013-2015 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 6
1.1 Понятие государственного бюджета 6
1.2 Государственные доходы и их состав 9
1.3 Формирование расходной части бюджета РФ 13
2. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА 16
2.1 Управление бюджетом с профицитом 16
2.2 Управление бюджетом с дефицитом 19
3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ НА 2013-2015 ГОДЫ 24
3.1 Анализ параметров бюджета на 2013-2015 годы 24
3.2 Основные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Файлы: 1 файл

сбалансированность бюджета.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

  В свою очередь,  Фонд национального благосостояния  формируется за счет нефтегазовых  доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативной величины; а также за счет доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Сегодня считается, что такая стратегия управления профицитом в целом соответствует лучшей практике управления фондами национального благосостояния.

 

2.2 Управление бюджетом с дефицитом

 

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

  • общим спадом производства в экономике страны;
  • ростом издержек общественного производства;
  • чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами;
  • преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;
  • большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;
  • крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;
  • непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.

Покрытие дефицита бюджета  осуществляется специальными финансовыми  методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить  следующим образом (рис. 2.1):

 

Рис. 2.1. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

 

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета РФ учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля над расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Допустимым уровнем  дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Таким образом, в каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств на специальных счетах. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ НА 2013-2015 ГОДЫ

 

3.1 Анализ параметров  бюджета на 2013-2015 годы

Основные характеристики и показатели федерального бюджета за 2012 год и проекта федерального бюджета на 2013 – 2015 годы представлены в Приложении 1.

Прирост доходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с 2012 годом составит 2 932,8 млрд. рублей, или 23,1 %. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей, или на 1,4 %, в 2014 году увеличатся на 1 197,5 млрд. рублей, или на 9,3 %, в 2015 году – на 1 552,1 млрд. рублей, или на 11,0 %.

Формирование доходов  федерального бюджета на 2013 – 2015 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к уменьшению доходов федерального бюджета в 2013 году на 238,1 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2014 году – на 277,8 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2015 году – на 268,7 млрд. рублей, или на 0,3% ВВП.

Указанные изменения  обусловлены снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, снижением фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2013 года; индексацией специфических ставок акцизов на нефтепродукты с 2013 года, на табачную и алкогольную продукцию, спирт этиловый, автомобили легковые – с 2015 года.

Структура доходов федерального бюджета в 2011 – 2015 годах представлена в Приложении 2.

Удельный вес нефтегазовых доходов в общем объеме доходов  сокращается с 50,5 % в 2012 году до 44,4 % в 2015 году. Ненефтегазовый дефицит по сравнению с 2012 годом увеличится на 400,9 млрд. рублей и в 2015 году составит 6 944,7 млрд. рублей, его доля уменьшится с 10,7 % ВВП до 8,4 % ВВП. Несмотря на снижение, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой.

Структура основных налоговых  и неналоговых доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы представлена в Приложении 3. Основную долю доходов федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (31,9 %, 33,4 %, 34,3 %), таможенных пошлин (34,2 %, 32,4 %, 32,2 %), налога на добычу полезных ископаемых (18,3 %, 18,3 %, 17,6 %).

Рассмотрим источники  финансирования бюджета РФ.

В источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются значительные внутренние заимствования: в 2013 году в объеме 1 213,2 млрд. рублей, в 2014 году – 842,2 млрд. рублей, в 2015 году – 1 114,8 млрд. рублей, привлечение средств от приватизации в объемах 427,7 млрд. рублей, 330,8 млрд. рублей, 595,1 млрд. рублей соответственно, что существенно превышает размеры дефицита федерального бюджета.

Анализ использования  заемных источников показывает, что  существенная часть денежных средств  направляется на погашение долговых обязательств Российской Федерации: в 2013 году – 58,1 % суммы заимствований, в 2014 году – 47,8 %, в 2015 году – 69,4 %.

Сохранение высоких  объемов заимствований не только приводит к росту расходов на погашение  долговых обязательств, но и увеличивает расходы на их обслуживание, что существенно снижает долговую устойчивость федерального бюджета.

Так объем платежей на погашение и обслуживание государственного долга в процентах к общему объему заимствований (коэффициент покрытия) составит в 2013 году 87,6 % и в 2014 году – 92,7 %. В 2015 году на погашение (942,0 млрд. рублей) и обслуживание государственного долга (508,0 млрд. рублей) будет направлено 1 450,0 млрд. рублей, что составит 106,9% объема заимствований (1356,4 млрд. рублей).

При этом объемы заимствований на внутреннем финансовом рынке по сравнению с предыдущим бюджетным циклом уменьшились, однако доходность по указанным заимствованиям прогнозируется выше на 1 – 1,5 % в зависимости от сроков привлечения.

Необходимо отметить, что возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью предусматривается совершенствование инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг и расширение инвесторской базы. Вместе с тем привлекательность ОФЗ для российских инвесторов не является устойчивой. Высокая волатильность на внутреннем долговом рынке негативно влияет на инвестиционную привлекательность рынка ОФЗ.

В целях повышения  привлекательности ОФЗ и поддержания  кривой доходности в 2012 году Правительством Российской Федерации принимались  меры по либерализации рынка государственных  ценных бумаг.

Вместе с тем сохраняются  риски непривлечения для финансирования дефицита федерального    бюджета    средств    за    счет    размещения    на    внутреннем    рынке государственных ценных бумаг на условиях, приемлемых для федерального бюджета.

Запланированные в качестве одного из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета средства от приватизации крупных инвестиционно привлекательных компаний значительно превышают показатель, предусматриваемый на 2012 год – 300,0 млрд. рублей, а также оценку его исполнения – 190,8 млрд. рублей (по данным Минэкономразвития России).

По состоянию на 1 сентября 2012 года привлечено 6,6 млрд. рублей, или 2,2 % утвержденного годового объема приватизации федерального имущества. Следует отметить, что не исключаются  риски, связанные с поступлением средств от приватизации в 2013 – 2015 годах в запланированных объемах в связи с нестабильностью на финансовых рынках.

В результате заимствований  государственный долг Российской Федерации (далее – государственный долг) увеличится с 8 746,7 млрд. рублей (13,1% ВВП) в 2013 году до 11 146,7 млрд. рублей (13,4% ВВП) в 2015 году, в том числе государственный внутренний долг с 6 600,6 млрд. рублей (9,9% ВВП) до 8 313,7 млрд. рублей (10,0% ВВП) соответственно.

В соответствии с бюджетными правилами в 2013 – 2015 годах предусматривается формирование Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 1788,3 млрд. рублей. Расчет и перечисление средств в Резервный фонд осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, который в настоящее время не разработан. Объем Резервного фонда на конец 2015 года составит 4 722,7 млрд. рублей, или 5,7 % ВВП. В соответствии с бюджетными правилами нормативная величина в абсолютном размере определяется исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий год ВВП.

Информация о работе Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов