Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория финансов»
на тему: «Государственный бюджет Республики Беларусь»
Минск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2.
Пути повышения качества
2.3 Закон
о бюджете как отражение
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство
использует бюджет для регулирования
рыночной экономики, применяя различные
методы в процессе формирования и
использования доходов и
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.
Для благоприятного
воздействия бюджета на общественные
процессы должны быть созданы определенные
предпосылки и соблюдены
Результативность
Доходная
часть бюджета Республики Беларусь,
как и в станах с развитой рыночной
экономикой, формируется в основном
за счет налоговых платежей (свыше 90%).
Она отличается множеством налогов
и характеризуется высокой
В структуре расходов по сравнению с прошлым периодом происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Бюджет
как особая система общественных
отношений исторически
С ростом
производительных сил, разделением
общественного труда, возникновением
городов, центров ремесел, расширением
обмена начали развиваться товарно-денежные
отношения. В этих условиях появляется
возможность всевозрастающие
Чтобы обосновать
потребность в ресурсах, их конкретное
направление, выяснить возможности
финансового обеспечения
Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы.
В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова – сумка).
В конце 18, начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.
Бюджеты разных стран, при едином общественном строе в одном историческом периоде, имеют общие черты: структура расходов и доходов; назначение бюджета. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.
Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.
Экономическое
значение бюджета заключается в
том, что он может активно влиять
на общественное воспроизводство посредством
налогов, направления мобилизованных
ресурсов на развитие приоритетных отраслей.
Тем самым бюджет может воздействовать
на совершенствование структуры
общественного производства, его
развитие, оптимизацию стоимостных
пропорций в распределении
Государственный бюджет является главным в системе государственных планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частей становится обязательным для всех участников бюджетного процесса.
Основной финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства – это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.
Глубинную
сущность государственного бюджета, его
экономическую природу
По своей
сути бюджет – это экономическая
категория, совокупность экономических
отношений по поводу формирования и
распределения
Экономические отношения – главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны: форму, сущность и материальное содержание
Таким образом, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.
Вместе
с тем, можно выделить и общие
черты, характерные для бюджетов
стран, функционирующих в рыночной
экономике. Доходная часть их бюджета
формируется, как правило, за счет налоговых
платежей, что обеспечивает стабильность
поступлений в бюджет, создает
единые условия хозяйствования, возможности
прогнозирования перспективы
В расходной
части бюджета планируются
С ростом государственного долга повышаются и расходы на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления и другие непроизводительные цели.
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное
устройство основывается на принципах
единства бюджетной системы, полноты,
реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов входящих в бюджетную
систему и определяется административно-
Бюджетная
система определяется государственным
и административно-
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь