Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

file_483180.docx

— 56.96 Кб (Скачать файл)

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных  на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области  и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный бюджет республики.

Министерство  финансов и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные  бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных  единиц.

В случае введения в установленном порядке  на территории Республики Беларусь или  в отдельных ее местностях чрезвычайного  положения на этих территориях может  вводиться чрезвычайный бюджет в  соответствии с актами Президента и  законами Республики Беларусь.

Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены  следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.

Доходы  бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также  иных поступлений в соответствии с законодательством.

Установление  на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные  Советы депутатов вправе устанавливать  зачисляемые в их бюджеты местные  налоги и другие обязательные платежи  в соответствии с законодательством.

К собственным  источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством  за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые  самостоятельно местными Советами депутатов.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Заемные средства – временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций.

Бюджетный заем – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.

Расходы бюджетов определяются программами  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной  единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством  и решениями местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год.

В бюджете  на очередной финансовый год в  соответствии с принятыми ранее  обязательствами предусматриваются  в полном объеме ассигнования на выплату  процентов по государственному долгу, погашение имеющейся на данный год  задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим  сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.

В основе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы  лежит необходимость достаточности  средств для обеспечения нормального  функционирования государства в  целом и всех входящих в него административно-территориальных  единиц. Распределение расходов и  доходов в бюджетной системе  происходит исходя из сфер ведения  Республики Беларусь и местного самоуправления.

Распределение доходов и расходов между бюджетами  отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и  расходов решаются следующие задачи:

  • сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;
  • заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
  • равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
  • приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие  принципы:

- принцип  централизованного регулирования  распределительного процесса;

  • принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;
  • принцип подведомственности и значимости.

Распределение доходов в бюджетной системе  осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления отдельных  доходов за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.

Методы  бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников; перераспределение бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций  и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и беспроцентные бюджетные  ссуды.

Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами.

Регулирующие источники доходов – это обычно общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете на очередной финансовый год и соответствующих решениях Советов депутатов. Нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными.

Второй  метод заключается в перераспределении  доходных источников от одного бюджета  к другому. В этом случае вышестоящий  орган представительной власти принимает  решение о передаче закрепленного  за его бюджетом доходного источника  в бюджет нижестоящего уровня.

Если  в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных  для финансирования расходов, то применяются  дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

Новым методом  бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных  ссуд одними бюджетами другим.

Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные – на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего – вышестоящему.

Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе  Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

Бюджетные права четко распределены между  законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.

К субъектам  бюджетного права относятся:

  1. Республика Беларусь.
  2. Государственные органы, которые представлены:

- высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов);

- органами  государственного управления общей  компетенции (Совет Министров  и исполкомы местных Советов  депутатов);

- органами  государственного управления специальной  компетенции (центральные и местные  органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной  системы).

Бюджетные права Республики Беларусь:

  • определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами;
  • установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов;
  • исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;
  • разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;
  • использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления другие программы и мероприятия общегосударственного значения;
  • установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска;
  • разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;
  • руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализация контрольной функции бюджета;
  • принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

Бюджетные права субъектов местного самоуправления:

  • право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения;
  • право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год;
  • использование переданных доходов по своему усмотрению;
  • право на возмещение средств из вышестоящих бюджетов в случае принятия местными Советами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов;
  • право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;
  • право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды юридическим лицам;
  • право вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета; однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь