Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.
Несмотря
на различный механизм реализации,
процедура исполнения республиканского
и местных бюджетов имеет единую
цель: обеспечить централизацию в
государственном бюджете
По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.
Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий – вплоть до их разгосударствления и приватизации.
Значительные суммы доходов недопоступили в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.
Безусловное
выполнения законодательных актов,
регулирующих вопросы налогообложения,
требует унификации нормативно-методической
базы налогообложения, упрощения порядка
расчетов налогов и налоговых
платежей, оптимизации их количества,
а при возможности и
Исследование
вопроса обеспечения
Не отрицая
необходимости применения жестких
мер за нарушение налогового законодательства,
считаем, что суммы начислений должны
быть реальными к взысканию, а
политика налоговых санкций –
умеренно жесткой. Она должна быть адекватна
степени вины субъекта хозяйствования
и предусматривать
Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.
Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений, множество подзаконных актов.
Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо искать ее решение.
Одним из
путей обеспечения поступления
доходов может стать
Проблема поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.
В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета. Параметры доходной части разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом экономического развития страны с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налоговой системы, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджета, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики снижения уровня его дефицита.
Доходы консолидированного бюджета на 2008 год (с учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда) утверждены в объеме 50,16 трлн. рублей или 44,5% ВВП. В том числе доходы республиканского бюджета должны составить 38,152 трлн. рублей. без учета средств Фонда социальной защиты населения доходы республиканского бюджета в 2008 году составят 26,139 трлн. рублей, что на 8% больше по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в 2007 году. В состав доходов республиканского бюджета включены средства государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания, который образован в соответствии с указом о финансировании услуг электросвязи общего пользования. Этот фонд составляет порядка 51,5 млрд. рублей.
В 2008 году
мероприятия по снижению налоговой
нагрузки запланированы по следующим
направлениям: отмена налога с пользователей
автомобильных дорог, отмена отчислений
в государственный целевой
Расходы консолидированного бюджета на 2008 год утверждены в объеме 52,35 трлн. рублей или 46,4% ВВП. В том числе расходы республиканского бюджета сформированы в сумме 40,342 трлн. рублей, из них расходы Фонда социальной защиты населения 12,013 трлн.рублей (на 13% больше чем в 2007 году).
Республиканский бюджет принят с дефицитом 2,19 трлн.рублей или 1,9% ВВП. Это обусловлено необходимостью направления дополнительных ресурсов в реальный сектор экономики и финансирование приоритетных направлений. Дефицит будет покрываться на 70% за счет внутренних источников и на 30% за счет привлечения иностранных инвестиций.
Наиболее
высокими темпами в 2008 году будут
расти ассигнования на развитие национальной
экономики. В консолидированном
бюджете 2008 года они возрастут на
21%. С учетом роста цен на импортируемые
энергоресурсы
Расходы на реализацию госпрограммы инновационного развития впервые выделены в спецпредложение к бюджету. На эти цели предусмотрено направить 1 трл. рублей. В 2008 году будет финансировано 47 государственных программ, что на 12 больше, чем в 2007 году. На эти цели будет направлено 4,6 трлн. рублей.
Для консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 год также характерна ярко выраженная социальная направленность расходов. Около 60% расходов бюджета будет направлено на развитие социальной сферы и выполнение обязательств государства по социальной защите населения.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Республиканский
бюджет обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
В доходы республиканского бюджета включаются:
Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:
1. налоговых доходов (за
исключением средств,
налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;
налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;
налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);
акцизов;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
патентных пошлин;
налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
таможенных пошлин и таможенных сборов;
государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2. взносов на государственное социальное страхование;
3. неналоговых доходов
(за исключением средств,
за пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным займам;
от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности, и доходов от других форм участия в капитале;
арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
средств, поступающих в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;
от реализации имущества,
находящегося в республиканской
собственности (в том числе от
продажи земельных участков, находящихся
в государственной
от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);
штрафов за совершение административных правонарушений;
возмещения вреда;
безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
4. Других доходов:
- части прибыли Национального банка РБ (в размере 80 %);
- за пользование банками
денежными средствами
- по бюджетным ссудам, займам;
- части прибыли республиканских унитарных предприятий;
- от внешней торговли
и внешнеэкономических
- от реализации государственных
материальных резервов и
- от иных поступлений.
5. Доходов свободных
В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь