Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

file_483180.docx

— 56.96 Кб (Скачать файл)

Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих  бюджетов.

2.2 Пути повышения качества исполнения государственного бюджета

 

Несмотря  на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в  государственном бюджете запланированных  доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в  расходной части бюджета.

По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности  расчетов с бюджетом юридических  и физических лиц. Несмотря на принимаемые  меры, имеет место задолженность  по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные  фонды в ряде случаев превышала  задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость  унификации налоговых и неналоговых  платежей, вносимых в бюджеты различных  уровней.

Очевидна  необходимость разработки комплексной  программы, предусматривающей радикальные  меры по повышению платежеспособности предприятий – вплоть до их разгосударствления и приватизации.

Значительные  суммы доходов недопоступили  в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое  соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим  условием обеспечения сбора доходов  и выполнения доходной части бюджета.

Безусловное выполнения законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, требует унификации нормативно-методической базы налогообложения, упрощения порядка  расчетов налогов и налоговых  платежей, оптимизации их количества, а при возможности и объединения.

Исследование  вопроса обеспечения собираемости доходов бюджета показало, что  значительные суммы недоимок составляют санкции и штрафы по результатам  проверок налоговых органов, которые  в ряде случаев не могут быть погашены налогоплательщиками по причине их неплатежеспособности.

Не отрицая  необходимости применения жестких  мер за нарушение налогового законодательства, считаем, что суммы начислений должны быть реальными к взысканию, а  политика налоговых санкций –  умеренно жесткой. Она должна быть адекватна  степени вины субъекта хозяйствования и предусматривать разграничение  ответственности при умышленных и неумышленных действиях.

Опыт  показывает, что при чрезмерно  жесткой системе финансовых санкций  и штрафов допричисленные суммы  налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.

Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его  положений, множество подзаконных  актов.

Итак, проблема собираемости доходов существует и  необходимо искать ее решение.

Одним из путей обеспечения поступления  доходов может стать установление солидарной экономической ответственности  бюджетов областей за невыполнением  планов общегосударственных налогов  и сборов. На практике это может  выразиться в санкциях Министерства финансов Республики Беларусь в виде зачета прироста недоимок в счет причитающегося финансирования. Такая мера вписывается  в предлагаемую к разработке программу  перевода территорий на самообеспечение  и региональный хозрасчет в условиях выравнивания их доходной базы и расходных  функций.

Проблема  поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.

2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики

 

В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета. Параметры доходной части разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом экономического развития страны с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налоговой системы, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджета, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики снижения уровня его дефицита.

Доходы  консолидированного бюджета на 2008 год (с учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда) утверждены в объеме 50,16 трлн. рублей или 44,5% ВВП. В том числе доходы республиканского бюджета должны составить 38,152 трлн. рублей. без учета средств Фонда социальной защиты населения доходы республиканского бюджета в 2008 году составят 26,139 трлн. рублей, что на 8% больше по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в 2007 году. В состав доходов республиканского бюджета включены средства государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания, который образован в соответствии с указом о финансировании услуг электросвязи общего пользования. Этот фонд составляет порядка 51,5 млрд. рублей.

В 2008 году мероприятия по снижению налоговой  нагрузки запланированы по следующим  направлениям: отмена налога с пользователей  автомобильных дорог, отмена отчислений в государственный целевой бюджетный  фонд развития строительной науки (в 2007 году – в размере 0,5% от себестоимости  выполненных строительно-монтажных  работ), отмена местных сборов с пользователей  по трем объектам обложения (за осуществление  торговли на территории соответствующих  административно-территориальных единиц и за размещение наружной рекламы  на иностранных языках) в целях  улучшения финансового положения  в торговле и стимулирования строительной отрасли. Всего в результате предлагаемых мероприятий отменено 5 обязательных платежей. За счет налогооблагаемой прибыли  в результата мероприятий по снижению налоговой нагрузки дополнительные поступления доходов бюджета  составят около 300 млрд. рублей.

Расходы консолидированного бюджета на 2008 год  утверждены в объеме 52,35 трлн. рублей или 46,4% ВВП. В том числе расходы  республиканского бюджета сформированы в сумме 40,342 трлн. рублей, из них расходы  Фонда социальной защиты населения 12,013 трлн.рублей (на 13% больше чем в 2007 году).

Республиканский бюджет принят с дефицитом 2,19 трлн.рублей или 1,9% ВВП. Это обусловлено необходимостью направления дополнительных ресурсов в реальный сектор экономики и финансирование приоритетных направлений. Дефицит будет покрываться на 70% за счет внутренних источников и на 30% за счет привлечения иностранных инвестиций.

Наиболее  высокими темпами в 2008 году будут  расти ассигнования на развитие национальной экономики. В консолидированном  бюджете 2008 года они возрастут на 21%. С учетом роста цен на импортируемые  энергоресурсы предусматриваются  субсидии нефтеперерабатывающим заводам  для возмещения стоимости импортируемого сырья в размере 3,7 трлн.рублей.

Расходы на реализацию госпрограммы инновационного развития впервые выделены в спецпредложение к бюджету. На эти цели предусмотрено направить 1 трл. рублей. В 2008 году будет финансировано 47 государственных программ, что на 12 больше, чем в 2007 году. На эти цели будет направлено 4,6 трлн. рублей.

Для консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 год также характерна ярко выраженная социальная направленность расходов. Около 60% расходов бюджета будет  направлено на развитие социальной сферы и выполнение обязательств государства по социальной защите населения.

 

3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

3.1 Республиканский  бюджет

 

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного  строительства и обороны. Через  республиканский бюджет обеспечивается перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом  Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального  развития.

Из средств  республиканского бюджета могут  выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции  при недостаточности средств  их бюджетов для финансирования отдельных  расходов и мероприятий.

В доходы республиканского бюджета включаются:

  • доходы государственных целевых бюджетных фондов;
  • доходы свободных экономических зон;
  • трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также  иных поступлений, определенных законом  о бюджете на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:

1. налоговых доходов (за  исключением средств, формирующих  местные бюджеты):

налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;

налога на доходы от осуществления  лотерейной деятельности по республиканским  и международным лотереям;

налога на добавленную  стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);

других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);

акцизов;

налога на приобретение автомобильных  транспортных средств;

сбора за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным дорогам  общего пользования Республики Беларусь;

сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств  Республики Беларусь по территориям  иностранных государств;

патентных пошлин;

налога за использование  природных ресурсов (экологического налога);

таможенных пошлин и таможенных сборов;

государственной пошлины  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

2. взносов на государственное  социальное страхование;

3. неналоговых доходов  (за исключением средств, формирующих  местные бюджеты):

за пользование денежными  средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным займам;

от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской  собственности, и доходов от других форм участия в капитале;

арендной платы от сдачи  имущества, находящегося в республиканской  собственности, в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь;

средств, поступающих в  республиканский бюджет в счет компенсации  расходов государства;

от реализации имущества, находящегося в республиканской  собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся  в государственной собственности;

от имущества, конфискованного  и иным способом обращенного в  доход государства (за исключением  средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);

штрафов за совершение административных правонарушений;

возмещения вреда;

безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц  в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

прочих неналоговых доходов  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

4. Других доходов:

- части прибыли Национального  банка РБ (в размере 80 %);

- за пользование банками  денежными средствами республиканского  бюджета;

- по бюджетным ссудам, займам;

- части прибыли республиканских  унитарных предприятий;

- от внешней торговли  и внешнеэкономических операций;

- от реализации государственных  материальных резервов и других  ценностей;

- от иных поступлений.

5. Доходов свободных экономических  зон.

В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных  целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы,
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты на пополнение государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов государственного долга, и оплата процентов по ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • расходы за счет резервных фондов;
  • выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, бюджетам областей и г. Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые на очередной финансовый год.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь