Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

file_483180.docx

— 56.96 Кб (Скачать файл)

В расходы  республиканского бюджета включаются также:

    • расходы целевых государственных бюджетных фондов;
    • расходы свободных экономических зон в соответствии с законом о бюджете на 2008 финансовый год.

3.2 Местные бюджеты

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным  бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных  Советов бюджеты делятся на:

    • бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты областного уровня.

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных  единиц не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения  на одного жителя, иных социальных нормативов.

Доходы  бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

К собственным  источникам доходов местного бюджета  относятся:

    • источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня;
    • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Регулирующие  доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В местные  бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных  образований, а также безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам и  заемные средства.

В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

В 2008 году в полном объеме зачисляются в  бюджеты областей и г.Минска:

1. Налоги и сборы:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
  • акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и переработки нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • средства внебюджетных фондов, создаваемых местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами;

  • другие налоги и сборы.

2. Другие доходы:

  • плата за размещение наружной рекламы;
  • средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества и кладов;
  • арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы;
  • иные поступления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В 2008 году областные, Минский  городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных  единиц следующие местные налоги и сборы:

  1. Налог с продаж товаров в розничной торговле: объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь)
  2. Налог на услуги: объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг (услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг).
  3. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)): объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  4. Сборы с пользователей объектами налогообложения являются:
 парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов, кроме проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  5. Сбор с заготовителей: объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.
  6. Курортный сбор: объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  7. Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.
  8. Налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств  местных бюджетов, за исключением  переданных им из вышестоящего бюджета  финансовых ресурсов, имеющих целевое  назначение (субсидии, субвенции и  т.п.).

Расходы на финансирование отраслей хозяйства определяются с учетом первоочередного направления собственных  ресурсов, а также кредитов банка.

В расходах значительно преобладают  расходы на социально-культурные мероприятия.

Из местных  бюджетов финансируются следующие  виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование территориальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средства массовой информации, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления;
  • организация, содержание и развитие ЖКХ, дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • содержание органов охраны общественного порядка;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды в данном регионе;
  • целевое датирование населения;
  • другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

В местных бюджетах предусматриваются  суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты  процентов по ним. В составе местных  бюджетов образуются резервные и  целевые бюджетные фонды.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Говоря  о том что, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, определяем его единственную цель: это направление запланированных доходов на финансирование мероприятий предусмотренных в расходной части бюджета.

Итак, подводя  итоги, анализ параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь указывает, что наряду с высокими темпами  их роста акцент в 2008 году несколько  смещается в пользу эффективности  развития социальной сферы и социально  значимых мероприятий. Так, по прогнозу на текущий год темпы роста  ВВП по отношению к предыдущему  году, продукции промышленности и  сельского хозяйства установлены  соответственно 108-109% и 107-108%. Что касается уровня рентабельности реализованной  продукции, работ и услуг в  промышленности, снижения энергоемкости  ВВП, а также ввода в эксплуатацию жилья, то параметры названных показателей, наоборот, запланированы в сторону  их увеличения (от 0,2 пункта – ввод в  эксплуатацию жилья до 1,5 пункта –  рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности).

В части  бюджетно-налоговой политики 2006 года предусматривается снижение налоговой  нагрузки на 980 млрд. рублей или 0,9% к  ВВП.

В текущем  году доходы и расходы (по функциональной классификации) бюджета в законе о бюджете Республики Беларусь приводятся по новой бюджетной классификации, разработанной с учетом международных  стандартов согласно договоренностям  в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и  Украины.


Новая бюджетная  классификация позволяет четко  разграничивать налоговые и неналоговые  поступления в бюджет. Она отражает источники формирования целевых  бюджетных фондов и фонда социальной защиты населения по разделам классификации  доходов бюджета из экономического содержания соответствующих платежей. Новая классификация позволяет  осуществлять качественный анализ доходов  бюджета и, в частности, достоверно определять уровень налоговой нагрузки, делает возможным обеспечение международной  сопоставимости показателей бюджета  нашей страны. Изменения в бюджетной  классификации направлены также  на более точное отражение бюджетных  расходов по основным функциям и сферам деятельности государства, повышение  прозрачности операций с бюджетными средствами.

В законе Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года №303-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджетов и др.

Параметры доходной части консолидированного, равно как и республиканского бюджета на 2008год, разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом экономических и организационных  мер по совершенствованию налогового законодательства, реализации задач  в денежно-кредитной сфере. Расходы  бюджетов, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов  бюджетов и политики оптимизации  уровней их дефицита.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Анимица К.Е., Тертышный А.Д. Основы местного самоуправления. М. 2000. 249 с.;
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. 687 с.;
  3. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и др. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Перспектива:ИНФРА-М, 1998.222с.
  4. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. М.: Экзамен, 2001. 128с.;
  5. Государственный бюджет СССР: Уч / Под ред. Г.Л. Рабиновича, М.В. Романовского. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 1988. 383 с.;
  6. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, Т.В. Сорокина и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240 с.;
  7. Закон Республики Беларусь от 04 июня 1993 г. № 2347-ХII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в редакции Закона от 15 июля 1998 г. № 192-з // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 г. № 34. Ст. 476;
  8. Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-з «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»;
  9. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-з «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год»;
  10. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006г. № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год»;
  11. Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»;
  12. Заяц А., Пуренок В., Бюджет – 2006: основные характеристики // Финансы, учет, аудит. 2006. № 1. с. 6-10;
  13. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. 298 с.;
  14. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003. 289 с.;
  15. Сорокина Т.В. Законодательная основа межбюджетных отношений: анализ и комментарии // Финансы, учет, аудит. 2003 № 8. с. 17-21;
  16. Тарасевич О. Функциональная классификация расходов бюджета. Особенности новой редакции // Финансы, учет, аудит. 2006. № 1. с. 11-17;

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь