Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.

Содержание работы

Введение 4
1 Государственный бюджет 6
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета 6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь 8
1.3 Расходы и доходы бюджетов 11
2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в
Республике Беларусь 17
2.1 Монетизация бюджетного дефицита 17
2.2 Внешнее долговое финансирование 18
2.3 Внутреннее долговое финансирование 19
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 85.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

       

  Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Макроэкономика

 

на тему: Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита  государственного бюджета в Республике Беларусь

 

 

 

Студентка

УЭФ, 2 курс, РЭП-2                                          Е.А. Науменко

           

Руководитель                                                                                        

Ассистент               Ж.П. Гляцевич

    

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 34 с., 3 рис., 1 табл., 18 источников ,4 прил.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, РАСХОДЫ  И ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

Объект исследования – государственный бюджет.

Предмет исследования -  государственный бюджет, расходы и доходы государственного бюджета и способы финансирования дефицита государственного бюджета.

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.

Методы исследования: описания, классификации, аналитический метод,  статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования  и разработки: проведены исследование и оценка степени опасности бюджетного дефицита нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                 4

1 Государственный бюджет             6

1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета        6

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь      8

1.3 Расходы и доходы бюджетов                   11

2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в

Республике Беларусь                                                                                                 17

2.1 Монетизация бюджетного  дефицита           17                        

2.2 Внешнее долговое финансирование         18

2.3 Внутреннее долговое  финансирование        19         

Заключение                      21

Список использованных источников                  23

Приложение А Доходы республиканского бюджета на 2012 год              25

Приложение Б Расходы республиканского бюджета на 2012 год              28 

Приложение В Исполнение бюджетного сектора государственного

                          управления (республиканский бюджет, местные бюджеты

                          и бюджет фонда социальной  защиты населения) за

                          январь-июль 2012 года                          33

Приложение Г Динамика консолидированного бюджета Республики

                          Беларусь в 2010-2011 годах в процентах  к ВВП                         34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.

Как известно, государственный  бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, его  формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической  науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие  посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Бюджетная система, как действенный  механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность  общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве  Он широко используется в решении  главной экономической задачи - повышении  благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления  и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач  развития общества.

Особенно важно на сегодняшний  день является создание современных  механизмов формирования и использования  бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические  реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными  механизмами.

Она выражается социально-экономическим  результатом перераспределения  национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях Эффективность бюджетной системы может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

Дефицитность государственного бюджета  и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Беларуси, но и других стран.

Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.

 Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

1.1 Социально-экономическая  сущность и роль бюджета

История свидетельствует, что  бюджет не является институтом, присущим  государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период» [11, с.40].

С конца XVII в. Бюджетом стал называться документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местных органов самоуправления.

Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий  бюджет и нижестоящий бюджет.

Вышестоящий бюджет – это  республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной  единицы по отношению к бюджету  нижестоящей административно-территориальной  единицы.

Нижестоящий бюджет – это  бюджет нижестоящей административно-территориальной  единицы по отношению к бюджету  вышестоящей административно-территориальной  единицы или республиканскому бюджету.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы  страны, имеющей тесную взаимосвязь  со всеми другими ее звеньями[5, с.41].

В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективных характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в  связи с необходимостью удовлетворения экономических,  социальных и политических интересов общества и его граждан.

Бюджет как экономическая  категория выполняет две функции  – распределительную (перераспределение  денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализирующую  обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Функции государственного бюджета  объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных  сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в  национальном хозяйстве, подъема отстающих  в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства  денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете  отсутствует принцип закрепления  доходов за конкретными видами и  направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов) [5, с.42].

Бюджетный механизм является активным инструментом  реализации бюджетной политики государства.

Бюджетная классификация  представляет собой систематизированную  группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также  источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

В социально-культурном развитии отдельных регионов страны (областей, районов) большую роль играет бюджетное  регулирование, которое представляет собой процесс распределения  доходов и перераспределения  финансовых ресурсов между бюджетами  разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Основой  бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение  источников доходов между бюджетами  разного уровня. Бюджетное регулирование  – одна из важнейших хозяйственных  функций государства. Цель его –  поддержание стабильности экономики, обеспечение ее надежности, структурных  сдвигов, решение глобальных задач  функционирования и развития общества.

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим  инструментом воздействия на развитие экономики.

Значительную роль играет государственный бюджет в решении  социальных проблем на основе улучшения  механизма финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в  стране роль государственного бюджета  в социальных процессах постоянно  усиливается. Это обусловлено прежде всего объективной необходимостью улучшения качества жизни населения [5, с.43].

 

 

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь

Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих  представительных органов государственной  власти. Органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют  бюджет. Эта деятельность органов  государственной власти и государственного управления называется бюджетным процессом, она регламентирована соответствующими законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней  в целях сбалансирования их доходов  и расходов.

Информация о работе Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь