Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.

Содержание работы

Введение 4
1 Государственный бюджет 6
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета 6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь 8
1.3 Расходы и доходы бюджетов 11
2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в
Республике Беларусь 17
2.1 Монетизация бюджетного дефицита 17
2.2 Внешнее долговое финансирование 18
2.3 Внутреннее долговое финансирование 19
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 85.97 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Показатели консолидированного бюджета 2010 – 2012 годов

 

Годы

Доходы, трлн.руб.

В % к ВВП

Расходы, трлн.руб.

В % к ВВП

Профицит(+)/

Дефицит (-), трлн.руб.

В % к ВВП

2010

48,8

29,9%

53,0

32,5%

-4,2

-2,6%

2011

85,6

31,2%

79,4

29%

6,2

2,3%

2012

141,8

27,8%

141,8

27,8%

0,0

0,0%


 

Примечание – Источник: [9, интернет-источник]

 

Ключевой  особенностью бюджетной  политики на 2012 год является то, что  и республиканский, и региональные бюджеты сформированы без дефицита.

Расходы государственного бюджета  – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны с его  доходами, что выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также  в их взаимном влиянии.

Формирование расходов бюджета  основывается на государственных минимальных  социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы бюджета можно  классифицировать по следующим признакам: выполнению функций, участию в общественном воспроизводстве, экономическому содержанию.

Расходы консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируются в сумме 141,8 трлн.руб. (с ростом на 79,3% к 2011 году), что составляет 27,8 % к ВВП, республиканского бюджета – 92,8 трлн.руб. (рост на 79,8%) [9, интернет-источник].

Расходы консолидированного бюджета в 1 полугодии 2012 года профинансированы в сумме 68,9 трлн. руб. (на 22,4% выше уровня 1 полугодия 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета  сократились на 1,4 п.п., составив 30,2% ВВП.

Бюджетная политика в текущем  году направлена на оптимизацию государственных  расходов с целью ограничения  инфляционных процессов при обеспечении  исполнения социальных обязательств государства [12, интернет-источник].

Функциональная классификация  бюджетных расходов республиканского бюджета (приложение Б) отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни обществ:

- общегосударственная деятельность;

- национальная оборона;

- судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности;

- национальная экономика:

- охрана окружающей среды;

- жилищное строительство  и жилищно-коммунальные услуги;

- здравоохранение;

- физическая культура, спорт,  культура и средства массовой  информации;

- образование;

- социальная политика;

- расходы на государственные  инвестиционные программы и проекты.

Рассмотрим некоторые  из них:

  1. Расходы на общегосударственную деятельность обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.
  2. Расходы на национальную оборону охватывают финансовые ресурсы, необходимые для обороны и Вооруженных сил Республики Беларусь, военно-мобилизационной и войсковой подготовки, проведения научных исследований в области национальной обороны, функционирования Министерства обороны страны, осуществления других расходов на национальную оборону.
  3. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включают в себя затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска, обеспечение функционирования таможенных органов и др.
  4. Расходы на национальную экономику – это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, развитию предпринимательства.

Значительная часть расходов бюджета направляется на организацию  социально-культурных мероприятий. Они  включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранение, физической культуры, спорта, культуры и средств  массовой информации, социальной защиты населения и др.

Определенная часть расходов на социально-культурные мероприятия  финансируется из целевых бюджетных  и внебюджетных фондов.

По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета  можно классифицировать на финансирование материального производства и финансирование с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального  производства.

По экономическому содержанию расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные: 
-  текущие расходы – часть   расходов   бюджета,   которые    обеспечивают текущее   функционирование   государственных   органов,    бюджетных организаций,   оказание   поддержки    другим  бюджетам,   организациям   и физическим   лицам,   отдельным    отраслям   экономики    на     текущее финансирование и т.п.;

- капитальные расходы  бюджета – часть расходов бюджета,  которые обеспечивают инновационную  и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение  капитального (восстановительного) ремонта  и иные расходы,  связанные  с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых  создается или увеличивается  имущество, находящееся в республиканской  и коммунальной собственности.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

- расходы на функционирование  государственных органов, бюджетных  организаций;

- бюджетные трансферты  населению;

- субсидии организациям  и физическим лицам;

- бюджетные трансферты  за границу;

- бюджетные кредиты;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение  стоимости основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные  займы;

- расходы на обслуживание  долговых обязательств  Республики  Беларусь;

- другие формы расходов  в соответствии с бюджетным  законодательством.

В последние годы заметно  меняется состав расходов бюджета. Появились  такие новые статьи расходов, как  отчисления в бюджет Союзного государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной  интеграции, расходы свободных экономических зон, расходы на малый бизнес и предпринимательство и т.п.

Появление новых расходных  статей в бюджете объясняется прежде всего дальнейшим развитием рыночных отношений в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой [5, с.51].

 

 

 

 

2 СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Одной из основных задач  бюджетной политики государства  является регулирование дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы  бюджета превосходят его доходы [7, с.174].

Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Выделяют три основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

  1. Монетизация бюджетного дефицита;
  2. Внешнее долговое финансирование;
  3. Внутреннее долговое финансирование.

 

2.1 Монетизация  бюджетного дефицита

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

 В случае монетизации  дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Правительства особенно часто  прибегают к этому средству в  критических ситуациях — во время  войны, длительного кризиса. Последствия  такой эмиссии общеизвестны: развивается  неконтролируемая инфляция, подрываются  стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной  и социальной, стабильности правительства  развитых стран всемерно избегают неоправданной  эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме  отсроченных платежей. В последнем  случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном  секторе, то производители заранее  увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи  накапливаются в отношении предприятий  государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются  Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

 

2.2 Внешнее долговое  финансирование

Альтернативные возможности  внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности  льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно  в непроизводительных целях - на потребительские  дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие  дополнительные бюджетные расходы  не могут быть быстро сокращены в  случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных  внутренних источников покрытия, что  усиливает общее напряжение в  бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

Информация о работе Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь