Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:48, курсовая работа
Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.
Введение 4
1 Государственный бюджет 6
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета 6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь 8
1.3 Расходы и доходы бюджетов 11
2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в
Республике Беларусь 17
2.1 Монетизация бюджетного дефицита 17
2.2 Внешнее долговое финансирование 18
2.3 Внутреннее долговое финансирование 19
Заключение 21
Список использованных источников 23
Таблица 1 - Показатели консолидированного бюджета 2010 – 2012 годов
Годы |
Доходы, трлн.руб. |
В % к ВВП |
Расходы, трлн.руб. |
В % к ВВП |
Профицит(+)/ Дефицит (-), трлн.руб. |
В % к ВВП |
2010 |
48,8 |
29,9% |
53,0 |
32,5% |
-4,2 |
-2,6% |
2011 |
85,6 |
31,2% |
79,4 |
29% |
6,2 |
2,3% |
2012 |
141,8 |
27,8% |
141,8 |
27,8% |
0,0 |
0,0% |
Примечание – Источник: [9, интернет-источник]
Ключевой особенностью бюджетной политики на 2012 год является то, что и республиканский, и региональные бюджеты сформированы без дефицита.
Расходы государственного бюджета
– это экономические отношения,
возникающие в связи с
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами, что выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии.
Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Расходы бюджета можно классифицировать по следующим признакам: выполнению функций, участию в общественном воспроизводстве, экономическому содержанию.
Расходы консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируются в сумме 141,8 трлн.руб. (с ростом на 79,3% к 2011 году), что составляет 27,8 % к ВВП, республиканского бюджета – 92,8 трлн.руб. (рост на 79,8%) [9, интернет-источник].
Расходы консолидированного бюджета в 1 полугодии 2012 года профинансированы в сумме 68,9 трлн. руб. (на 22,4% выше уровня 1 полугодия 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 1,4 п.п., составив 30,2% ВВП.
Бюджетная политика в текущем году направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства [12, интернет-источник].
Функциональная классификация бюджетных расходов республиканского бюджета (приложение Б) отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни обществ:
- общегосударственная
- национальная оборона;
- судебная власть, правоохранительная
деятельность и обеспечение
- национальная экономика:
- охрана окружающей среды;
- жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги;
- здравоохранение;
- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
- образование;
- социальная политика;
- расходы на государственные
инвестиционные программы и
Рассмотрим некоторые из них:
Значительная часть расходов бюджета направляется на организацию социально-культурных мероприятий. Они включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранение, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др.
Определенная часть расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
По участию в общественном
воспроизводстве расходы
По экономическому содержанию
расходы бюджета подразделяются
на текущие и капитальные:
- текущие расходы – часть расходов
бюджета, которые обеспечивают
текущее функционирование государственных
органов, бюджетных организаций,
оказание поддержки другим
бюджетам, организациям и
физическим лицам, отдельным
отраслям экономики на
текущее финансирование и т.п.;
- капитальные расходы
бюджета – часть расходов
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
- расходы на функционирование
государственных органов,
- бюджетные трансферты населению;
- субсидии организациям и физическим лицам;
- бюджетные трансферты за границу;
- бюджетные кредиты;
- межбюджетные трансферты;
- расходы на увеличение
стоимости основных средств,
- бюджетные ссуды, бюджетные займы;
- расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь;
- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
В последние годы заметно меняется состав расходов бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как отчисления в бюджет Союзного государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции, расходы свободных экономических зон, расходы на малый бизнес и предпринимательство и т.п.
Появление новых расходных статей в бюджете объясняется прежде всего дальнейшим развитием рыночных отношений в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой [5, с.51].
2 СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы [7, с.174].
Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Выделяют три основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:
2.1 Монетизация бюджетного дефицита
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
В случае монетизации
дефицита нередко возникает
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Правительства особенно часто
прибегают к этому средству в
критических ситуациях — во время
войны, длительного кризиса. Последствия
такой эмиссии общеизвестны: развивается
неконтролируемая инфляция, подрываются
стимулы для долгосрочных инвестиций,
раскручивается спираль цены — заработная
плата, обесцениваются сбережения населения,
воспроизводится бюджетный
В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи
накапливаются в отношении
2.2 Внешнее долговое финансирование
Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, однако, возможности
льготного финансирования в переходных
экономиках либо ограничены из-за значительной
внешней задолженности, либо используются
правительствами
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.