Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:48, курсовая работа
Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.
Введение 4
1 Государственный бюджет 6
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета 6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь 8
1.3 Расходы и доходы бюджетов 11
2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в
Республике Беларусь 17
2.1 Монетизация бюджетного дефицита 17
2.2 Внешнее долговое финансирование 18
2.3 Внутреннее долговое финансирование 19
Заключение 21
Список использованных источников 23
В настоящее время в
соответствии с Конституцией Республики
Беларусь бюджетная система Республики
Беларусь состоит из двух уровней:
1) республиканского; 2) местных бюджетов.
В соответствии с территориальным
уровнем местные бюджеты
- на бюджеты первичного
уровня (сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения)
- базового уровня (районные
и городские (городов
- областного уровня и бюджет г. Минска
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.
Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.
За счет средств республиканского
бюджета могут выделяться местным
бюджетам дотации, субсидии и субвенции
при недостаточности
Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.
Местные бюджеты в основном
обеспечивают развитие хозяйства регионов,
благоустройство их территорий и
осуществление социально-
Различают еще такое понятие,
как консолидированный бюджет, который
представляет собой совокупность бюджетов
Республики Беларусь или соответствующей
административно-
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета (Рисунок 1)
Консолидированный бюджет района |
Бюджеты сельсоветов |
Бюджеты поселков городского типа |
Бюджеты городов районного подчинения |
Районный бюджет |
Рисунок 1 - Консолидированный бюджет района
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (Рисунок 2)
Консолидированный бюджет области |
Консолидированные бюджеты районов |
Бюджеты городов областного подчинения |
Областной бюджет |
Рисунок 2 - Консолидированный бюджет области
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (Рисунок 3)
Консолидированный бюджет Республики Беларусь |
Республиканский бюджет |
Консолидированные бюджеты областей |
Бюджет города Минска |
Рисунок 3 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь
Однако консолидированные
бюджеты не рассматриваются и
не утверждаются законодательными (представительными)
органами власти всех уровней. Эти бюджеты
представляют собой свод показателей,
характеризующих агрегированные данные
по доходам и расходам, источникам
поступления средств и
В условиях интеграции различных
государств и создания единых экономических
пространств могут
Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:
- единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, означающем,
что все доходы и расходы
бюджетов, определенные
- сбалансированности бюджетов, который заключается в том что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
- гласности, выражающемся
в открытости обществу и
- самостоятельности бюджетов,
заключающемся в том, что
- эффективности и экономности
использования бюджетных
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, означающем, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
- достоверности, который
означает, что формирование бюджета
осуществляется исходя из
- адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
- ответственности участников
бюджетного процесса, заключающемся
в том, что каждый участник
бюджетного процесса несет
Все перечисленные принципы
построения бюджетной системы
1.3 Доходы и расходы бюджетов
Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на следующие группы:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления;
- взносы на государственное социальное страхование.
К налоговым доходам относятся:
- республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
- суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
- пеня, начисленная за
несвоевременную уплату
- проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.
Неналоговые доходы – это:
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- штрафы;
- другие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, из другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Доходы бюджета можно классифицировать и по следующим признакам:
- в зависимости от
порядка распределения доходов
между уровнями бюджетной
- собственные доходы бюджетов
– доходы, закрепленные на постоянной
основе полностью или частично
за соответствующими бюджетами
законодательством.
- регулирующие доходы
– республиканские налоги, распределяемые
между вышестоящими и
- по источникам образования
выделяют доходы, поступающие от
юридических лиц и от
- в зависимости от гражданства субъектов налогооблажения доходы подразделяют на доходы, уплачиваемые резидентами, и доходы, уплачиваемые нерезидентами;
- по юридическому основанию
взимания доходов в бюджет
различают платежи
- в зависимости от
- по праву собственности государства на мобилизируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования;
- по конкретным видам
– на прямые (подоходный налог
с физических лиц, налог на
прибыль субъектов
Конкретный перечень
доходов республиканского
Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году должны составить 141,8 трлн.руб. (27,8% к ВВП), что превышает доходы 2011 года на 65,7%. Причем структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году по сравнению с предшествующими годами практически не изменится. Основная доля доходов приходится на НДС (33,2% доходов), доходы от внешнеэкономической деятельности (17,9%), подоходный налог (10,8%), налог на прибыль (10%) и акцизы (8%).
Доходы республиканского бюджета на 2012 год (приложение А) Законом о республиканском бюджете на 2012 год утверждены в размере 92,8 трлн.руб., или с ростом на 71,2% к 2011 году (Таблица 1) [9, интернет-источник].
По итогам 1 полугодия 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 72,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза, в реальном выражении – на 21,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,9% (в 1 полугодии 2011 года – 30,7% ВВП) [12, интернет-источник].