Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.

Содержание работы

Введение 4
1 Государственный бюджет 6
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета 6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь 8
1.3 Расходы и доходы бюджетов 11
2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в
Республике Беларусь 17
2.1 Монетизация бюджетного дефицита 17
2.2 Внешнее долговое финансирование 18
2.3 Внутреннее долговое финансирование 19
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 85.97 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней:  
1) республиканского; 2) местных бюджетов.

В соответствии с территориальным  уровнем местные бюджеты подразделяются:

- на бюджеты первичного  уровня (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения));

- базового уровня (районные  и городские (городов областного  подчинения));

- областного уровня и  бюджет г. Минска

Центральным звеном бюджетной  системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует  более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его  местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих  общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы  между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным  бюджетам дотации, субсидии и субвенции  при недостаточности собственных  ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Республиканский бюджет тесно  связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения  финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует  в совместном финансировании отдельных  расходов, целевых программ.

Местные бюджеты в основном обеспечивают развитие хозяйства регионов, благоустройство их территорий и  осуществление социально-культурных мероприятий местного значения [2, интернет-источник].

Различают еще такое понятие, как консолидированный бюджет, который  представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного  подчинения и районного бюджета (Рисунок 1)

 

 

Консолидированный бюджет района




Бюджеты сельсоветов

 

Бюджеты поселков городского типа

 

Бюджеты городов районного  подчинения

 

Районный бюджет


 

           Рисунок 1 - Консолидированный бюджет района

 

Консолидированный бюджет области  состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (Рисунок 2)

 

 

Консолидированный бюджет области




 

Консолидированные бюджеты  районов

 

Бюджеты городов областного подчинения

 

Областной бюджет


 

Рисунок 2 - Консолидированный бюджет области

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (Рисунок 3)

 

 

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь



 


 

Республиканский бюджет

 

Консолидированные бюджеты  областей

 

Бюджет города Минска


 

 Рисунок 3 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь

Однако консолидированные  бюджеты не рассматриваются и  не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты  представляют собой свод показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в  целом Республики Беларусь и отдельных  регионов [8, с.139].

В условиях интеграции различных  государств и создания единых экономических  пространств могут формироваться  бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать  бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых  заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государств, развитию образования, здравоохранения  и т.п.).

Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:

- единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, означающем, что все доходы и расходы  бюджетов, определенные законодательством  Республики Беларусь, подлежат отражению  в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме;

- сбалансированности бюджетов, который заключается в том что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

- гласности, выражающемся  в открытости обществу и средствам  массовой информации процедур  рассмотрения и принятия закона  о бюджете Республики Беларусь  на очередной финансовый (бюджетный)  год, решений местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый (бюджетный) год;

- самостоятельности бюджетов, заключающемся в том, что утверждение  республиканского бюджета осуществляется  законом  Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями  местных Советов депутатов, а  их исполнение возлагается соответственно  на Правительство Республики  Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы власти;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств,  который проявляется в том,  что все участники бюджетного  процесса должны исходить из  необходимости достижения заданных  целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов, означающем, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- достоверности, который  означает, что формирование бюджета  осуществляется исходя из обоснованных  прогнозных макроэкономических  показателей социально-экономического  развития Республики Беларусь, соответствующей  административно-территориальной единицы;

- адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

- ответственности участников  бюджетного процесса, заключающемся  в том, что каждый участник  бюджетного процесса несет ответственность  за свои действия или бездействия  на каждой стадии бюджетного  процесса.

Все перечисленные принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны  и дополняют друг друга [7, с.54].

 

1.3 Доходы и расходы бюджетов

Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые  поступают в распоряжение центральных  и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают  различные виды платежей населения  и юридических лиц.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на следующие  группы:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления;

- взносы на государственное  социальное страхование.

К налоговым доходам относятся:

- республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги  и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

- суммы задолженности  по налогам, сборам (пошлинам);

- пеня, начисленная за  несвоевременную уплату налогов,  сборов (пошлин);

- проценты за пользование  отсрочкой и (или) рассрочкой  уплаты налогов, сборов, таможенных  платежей и пени, налоговым кредитом.

Неналоговые доходы – это:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности;

- штрафы;

- другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие  и капитальные платежи, которые  включают поступления от иностранных  государств, международных организаций, из другого бюджета в форме  межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления  в форме межбюджетных трансфертов  подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем  этих средств.

Доходы бюджета можно  классифицировать и по следующим  признакам:

-  в зависимости от  порядка распределения доходов  между уровнями бюджетной системы  они подразделяются на собственные и регулирующие:

- собственные доходы бюджетов  – доходы, закрепленные на постоянной  основе полностью или частично  за соответствующими бюджетами  законодательством. Собственные  доходы бюджетов разных уровней  бюджетной системы зачисляются  в бюджеты по определенным  нормативам отчислений от налоговых  и неналоговых доходов. Указанные  нормативы предусмотрены Бюджетным  кодексом Республики Беларусь;

- регулирующие доходы  – республиканские налоги, распределяемые  между вышестоящими и нижестоящими  бюджетами в целях бюджетного  регулирования по определенным  нормативам, устанавливаемым при  утверждении вышестоящего бюджета;

- по источникам образования  выделяют доходы, поступающие от  юридических лиц и от населения;

- в зависимости от гражданства  субъектов налогооблажения доходы подразделяют на доходы, уплачиваемые резидентами, и доходы, уплачиваемые нерезидентами;

- по юридическому основанию  взимания доходов в бюджет  различают платежи обязательные  и добровольные. Основная доля  доходов поступает в бюджет  на обязательной основе, добровольные  платежи имеют незначительный  удельный вес;

- в зависимости от государственного  устройства страны выделяют доходы  центрального и местных бюджетов  – в унитарном государстве  и доходы федерального бюджета,  доходы бюджетов членов федерации,  доходы местных бюджетов –  в федеративном государстве;

- по праву собственности  государства на мобилизируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования;

- по конкретным видам  – на прямые (подоходный налог  с физических лиц, налог на  прибыль субъектов хозяйствования  и др.) и косвенные (налог на  добавленную стоимость, акцизы, таможенные  пошлины и др.) налоги.

 Конкретный перечень  доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Одной из важнейших народохозяйственных задач страны является рост доходов бюджетов [17, с.145].

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году должны составить 141,8 трлн.руб. (27,8% к ВВП), что превышает доходы 2011 года на 65,7%. Причем структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2012 году по сравнению с предшествующими годами практически не изменится. Основная доля доходов приходится на НДС (33,2% доходов), доходы от внешнеэкономической деятельности (17,9%), подоходный налог (10,8%), налог на прибыль (10%) и акцизы (8%).

Доходы республиканского бюджета на 2012 год (приложение А) Законом о республиканском бюджете на 2012 год утверждены в размере 92,8 трлн.руб., или с ростом на 71,2% к 2011 году (Таблица 1) [9, интернет-источник].

По итогам 1 полугодия 2012 года доходы консолидированного бюджета  составили 72,6 трлн. руб. и увеличились  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в 2,4 раза, в  реальном выражении – на 21,2% (скорректировано  на индекс потребительских цен). Отношение  доходов консолидированного бюджета  к ВВП составило 31,9% (в 1 полугодии 2011 года – 30,7% ВВП) [12, интернет-источник].

Информация о работе Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь