Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Основная цель: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, способы финансирования дефицита государственного бюджета.
Задачи исследования: выявление теоретических основ государственного бюджета, проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь, а также изучение способов финансирования дефицита государственного бюджета.

Содержание работы

Введение 4
1 Государственный бюджет 6
1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета 6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь 8
1.3 Расходы и доходы бюджетов 11
2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в
Республике Беларусь 17
2.1 Монетизация бюджетного дефицита 17
2.2 Внешнее долговое финансирование 18
2.3 Внутреннее долговое финансирование 19
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 85.97 Кб (Скачать файл)

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс[8, с.348].

Привлечение средств из иностранных  источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для  переходных экономик в тех случаях, когда:

  1. Удается организовать концессионное финансирование;
  2. На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  3. Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  4. Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  5. Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

 

2.3 Внутреннее  долговое финансирование

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в Центральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного  налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных ставок и  значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Государственные займы менее  опасны, чем эмиссия, но и они оказывают  определенное негативное воздействие  на экономику страны.

Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает  к принудительному размещению государственных  ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Во-вторых, если правительство  даже и создает достаточные стимулы  для приобретения юридическими и  физическими лицами правительственных  ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита  частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.

Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту учетной  ставки. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета  не имеет абсолютных преимуществ  перед остальными и не является полностью  неинфляционным[14, с.60].

Рост бремени внутреннего  долга увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что  приводит к самовозрастанию и  бюджетного дефицита, и государственной  задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности  в бюджетно-налоговой сфере и  стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. Сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. Внутреннее предложение относительно эластично;
  3. Внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. Сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных  программ, в которой определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно  как указываются источники и  размеры ожидаемых поступлений  в государственную казну. Государственный  бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. За счет бюджетных  средств удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений. Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Бюджетное регулирование реализуется через: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др.

В Республике Беларусь бюджетная политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Она характеризуется  высоким уровнем централизованности при распределении налоговых поступлений. Следует отметить отрицательные стороны такого порядка. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает. Следует отметить, что в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. Важным инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. Анализ показал, что показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений: отличительной особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП; выплаты по внешнему долгу до сих пор не являлись обременительными для государства. По оценкам автора основная сумма выплат по внешнему долгу Республики Беларусь придется на 2012-2014 гг.

Основными направлениями бюджетной  политики Республики Беларусь являются следующие:

- Прозрачность бюджетов всех  уровней и процедур принятия  бюджетных решений, максимальная  консолидация внебюджетных и  целевых бюджетных фондов;

- Создание эффективной системы  управления государственными финансами  на всех стадиях бюджетного  процесса;

- Реформа межбюджетных отношений  на основе более четкого разграничения  расходных и налоговых полномочий  между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие/ А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.] – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

2 Бюджетный кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З: в ред. от 30.12.2011 г., // Консультант Плюс: Беларусь  [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 03.08.2012.

3 Годовой отчет Национального  банка Республики Беларусь за 2011 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 мая 2012 г., № 234 [Электронный ресурс].  – 2011. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/. Дата доступа: 23.08.2012.

          4 История экономических учений: Учеб.-практ. пособие/  
Г.А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 130 с.

5 Кобринский, Г.Е. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие/  
Г.Е. Кобринский [др.]; под ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. – Минск: Выш. шк., 2011. – 343 с.

6 Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий): учебник/  
М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

7 Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учебник для студентов эконом. Специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина  
[и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с., ил.

8 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов: 3-е изд., доп. и перераб. / И.М. Лемешевский. – Минск: «ФУ Аниформ»,  
2009. – 702 с.

9 О государственном бюджете на 2012 год: статья С.В. Насута 07 фев.2012 г., // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 23.08.2012.

10 О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Республики Беларусь, 30 декаб. 2011 г., № 331-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 03.08.2012.

11 Об областном бюджете на 2012 год: Решение Минского областного Совета депутатов, 24 декаб. 2011 г., № 122 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 03.08.2012.

12 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 19.08.2012.

13 Персональные финансы в финансовой системе государства: учебное пособие/ по ред. проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр, 2008. – 365 с.

14 Пузанкевич, О.А. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие/ О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. –  
313 с.

15 Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов/ В.М. Пушкарева. – М., 1996. – 243 с.

16 Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие/  
М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.

17 Финансы и кредит: учебник/ под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. образование, 2008. – 315 с.

18 Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие/  
К.Н. Юсупов. – М.: Кнорус, 2008. – 345 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ДОХОДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

 

                                                                   (тыс. рублей)

 

Налоговые доходы                                                                    83516278997,0

  Налоги на доходы  и прибыль                                                 4768203681,0

    - налог на прибыль                                                                4760568000,0

    - налог на доходы                                                                   7635681,0

  Налоги на товары (работы, услуги)                                         50111710100,0

     - налог на добавленную стоимость                                       33426478475,0

     - акцизы                                                                                    11337215100,0

    - налоги и сборы на отдельные виды деятельности              110000000,0

    - сбор за проезд автомобильных транспортных средств

     иностранных  государств по автомобильным  дорогам

     общего пользования  Республики Беларусь                          75000000,0

     - специальные сборы, пошлины                                            29120725,0

     - экологический налог                                                            224920000,0

     - налог за добычу (изъятие) природных ресурсов              4908975800,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической

деятельности                                                                                 25377834733,0

    - таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины (за

     исключением  ввозных таможенных пошлин, уплаченных  и

     зачисленных в рамках Соглашения об установлении и

     применении в Таможенном союзе порядка зачисления и

     распределения ввозных таможенных пошлин (иных

     пошлин, налогов  и сборов, имеющих эквивалентное

     действие))                                                                                729112006,0

Информация о работе Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь