Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:07, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении государственного долга и способах его финансирования. В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– раскрыть сущность и значение государственного долга;
– рассмотреть государственный долг Республики Беларусь;
– провести исследование, направленное на изучение внешнего долга Республики Беларусь.
Введение 3
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВСЕННОГО ДОЛГА 5
Глава 2 государственный долг республики беларусь 11
2.1 Законодательные аспекты регулирования внешнего долга 11
2.2 Общие тенденции роста внешнего долга 13
Глава 3 управление государственным долгом республики беларусь 19
заключение 24
Список использованных источников 26
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансово-экономических дисциплин
Финансово-экономический факультет
Кафедра финансово-экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: «Государственный долг и способы его финансирования»
Экономист, 2курс, 2группа ______________ Е.Л.Петрова_
______________________________
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВСЕННОГО ДОЛГА 5
Глава 2 государственный долг республики беларусь 11
2.1 Законодательные аспекты регулирования внешнего долга 11
2.2 Общие тенденции роста внешнего долга 13
Глава 3 управление государственным долгом республики беларусь 19
заключение 24
Список использованных источников 26
Введение
Важнейшим инструментом государственного
регулирования экономики
В идеале бюджет любого государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Данное экономическое явление носит название бюджетный дефицит [14, c.135].
Рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию. Данные действия в свою очередь порождают возникновение такой экономической категории как государственный долг. Данный термин определяет экономические отношения государства как заемщика с его кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возвратности, срочности и платности [11].
На основе выше сказанного можно сделать логическое заключение, что дефицит государственного бюджета и государственный долг тесно связаны между собой. Непосредственное влияние на образование величины государственного долга оказывает дефицит госбюджета, поскольку последний значительно покрывается за счет государственных займов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. Также особое внимание отводится проблеме долговой зависимости государства перед иностранными кредиторами, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Следует подчеркнуть значимость данного исследования в современных экономических условиях Республики Беларусь, что позволяет наглядно рассмотреть такую экономическую категорию как государственный долг и выявить наиболее целесообразные пути его использования и погашения.
Цель данной работы состоит в изучении государственного долга и способах его финансирования. В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– раскрыть сущность и значение государственного долга;
– рассмотреть государственный долг Республики Беларусь;
– провести исследование, направленное на изучение внешнего долга Республики Беларусь.
Предметом исследования является государственный долг.
Объектом исследования является государство.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные исследованию государственного долга. Среди них работы таких авторов как Базылева Н.И, Гурко С.П., Киселева Е.А., Шимова В.Н. и др.
Информационной базой исследования явились специальные и периодические издания, информационные ресурсы Интернет.
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Исходным обстоятельством образования государственного долга выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию [10, c. 121].
Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов.
Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.
Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде, несомненно, увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном - приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой — образует и увеличивает государственный долг [8, c. 473 – 474].
Обычно в государственном долге скрывает в себе две опасности:
1) возможность банкротства нации;
2) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из следующих пунктов:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций правительство продает новые и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
в) выпуска новых денег в обращение.
Задолженность правительственных
органов накапливается и
Наиболее полно величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Внутренний долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки [8, c. 474].
Внешний долг - это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам и др. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году или в ближайшем бюджетном году, называют капитальной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности. Данный вид долга является предметом особого внимания, так как если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств [11].
Обычно правительства
стран-должников принимают все
возможные меры, чтобы не попасть
в положение безнадежных
1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2. Консолидация внешнего
долга, которая возможна
Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.
3. Сокращение размеров
внешнего долга путем
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг.
Финансисты различают краткосрочную, государственную и гарантированную государством, а также частично негарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность - это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции, а также долги, выплачиваемые в валюте страны-должника. Краткосрочная внешняя задолженность - задолженность со сроком долгового обязательства менее года. Государственной й гарантированной государством внешней задолженностью называют все внешние обязательства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант. Обязательства частного лица, не имеющего гарантии государственного учреждения, называются частично негарантированной государством внешней задолженностью.
Система государственного долга позволяет
государству получать
денежные средства на покрытие бюджетных
дефицитов. Он является
важным инструментом макроэкономического
регулирования. Государство, управляя
своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а
через нее – на экономику в целом. К функциям управления государственным долгом
относят определение условий выпуска
новых займов, т.е. размера выпуска, срока,
курса облигаций, ставки процента; обслуживание
ранее выпущенных займов, срок которых
истек [14, c. 114]. Ш
Информация о работе Государственный долг и способы его финансирования