Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:07, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении государственного долга и способах его финансирования. В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– раскрыть сущность и значение государственного долга;
– рассмотреть государственный долг Республики Беларусь;
– провести исследование, направленное на изучение внешнего долга Республики Беларусь.
Введение 3
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВСЕННОГО ДОЛГА 5
Глава 2 государственный долг республики беларусь 11
2.1 Законодательные аспекты регулирования внешнего долга 11
2.2 Общие тенденции роста внешнего долга 13
Глава 3 управление государственным долгом республики беларусь 19
заключение 24
Список использованных источников 26
Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг — явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда существуют источники его финансирования. К ним относят, во-первых, рефинансирование, т.е. продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций. Вторым источником может быть дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.
Однако рост государственного долга все же вызывает отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. В то же время нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение [8, c. 476].
Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25 %.
В странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы строго контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливается лимит его абсолютной величины; во Франции и Великобритании - лимит прироста за год [1].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что возникнув единожды, государственный долг из-за плохого обслуживания может и далее увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства.
Появлению внешнего государственного долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т.п.) для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т.п. Подчеркнем, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов данной страны перед внешними партнерами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и т.п.). Но дополнительные финансовые проблемы у страны в условиях дефицита торгового баланса все же нарастают.
Дефицитное финансирование на некоторое время позволяет смягчить кризис государственных финансов, мобилизовать недостающие средства и профинансировать неотложные расходы государства. В том числе выплатить заработную плату бюджетным работникам, ввести в строй школу, больницу и т.п. Но негативные последствия от наращивания государственного долга не заставляют себя долго ждать и могут обнаружиться в разных формах [7, c. 187].
Управление государственным долгом, в данном случае речь идет о совокупном действии органов государства, связанном со следующими позициями:
- с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий эмиссии ценных бумаг;
- с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;
- с проведением конверсии и консолидации займов;
- с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.
Погашение государственных займов, включая выплату процентов, осуществляется либо из запланированных бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т.е. за счет доходов от выпуска новых займов.
Конверсия государственного долга означает изменение условий доходности ценных бумаг правительства. Если процентная ставка по обслуживанию государственного долга (ценные бумаги) выше темпов роста ВВП, то это означает, что все большая доля ВВП уходит на обслуживание государственного долга.
Консолидация - изменение прежних сроков погашения финансовых обязательств правительства (например, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные).
Рефинансирование долга - выпуск нового государственного займа и использование выручки от его размещения для выплаты процентов по старым долгам.
Наиболее простым средством, смягчающим тяготы по обслуживанию государственного долга, выступает максимизация налоговых поступлений [8, c. 478].
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью социально-
Т.к. при изложении теоретической части было выяснено, что внешний долг более пагубно влияет на положение страны, чем внешний, да и конкретно на примере Беларуси он значительно превышает вышеуказанный, что приводит к обоснованию целесообразности рассмотрения данного вида долга на практике.
2.1. Законодательные
аспекты регулирования
Управление внешним
Согласно вышеуказанным законодательным актам, внешние займы - займы (кредиты) в иностранной валюте, по которым в качестве заемщиков выступают Республика Беларусь или ее резиденты, а в качестве заимодавцев (кредитодателей) – иностранные государства, международные организации, а также иные нерезиденты Республики Беларусь (далее - иностранные кредиторы) [9, c.55].
Внешние государственные займы привлекаются и используются для реализации следующих целей:
последствий стихийных бедствий;
товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
В законах о республиканском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов.
При подготовке предложений по выбору кредитора, срока, валюты и других условий государственного заимствования Министерство финансов должно исходить из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.
Порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом Республики Беларусь [9, c. 56 – 57].
В Республике Беларусь осуществляется
учет внешнего государственного долга
и действует единая система регистрации
внешних государственных
Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Обслуживание внешних займов, полученных резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии, производится ими самостоятельно за счет собственных средств через банки-агенты по обслуживанию внешних государственных займов.
Обслуживание внешних государственных займов, использованных на формирование валютных резервов Республики Беларусь, осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.
Обслуживание внешних государственных займов, не указанных в частях первой и второй, осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь в пределах сумм, предусмотренных для этих целей в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [9, c. 58 – 59].
2.2 Общие тенденции роста внешнего долга
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США [12].
Таблица 2.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь 2008-2011гг.
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | ||||
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
2 025,7 |
3 588,8 |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
311,0 |
130,1 |
112,6 |
201,0 |
Всего |
2 336,7 |
3 718,9 |
7 891,4 |
9 687,2 |
Источник: [12].
Из приведенных выше данных видно, что задолженность государства неуклонно растёт. Так, по данным министерства финансов внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2010 г. составлял $7,778 млрд, на начало 2011 года – $9,486 млрд., а в январе 2011 г. он увеличился на 9% - до рекордных $10,557 млрд. на 1 февраля 2011 г. Привлечение заемных средств объясняется наступлением мирового кризиса в 2008-2009 гг., а в 2010-2011 гг. – сложившейся экономической ситуацией в Беларуси.
Тенденция весьма наглядна. Рост внешнего госдолга обусловлен размещением 19 января 2011 г. второго выпуска суверенных евробондов Беларуси на сумму $800 млн под 8,95% годовых с погашением в январе 2018 года. В законе о государственном бюджете на 2011 год установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере $13 млрд. Учитывая то, что в ближайшей перспективе задолженность будет только расти, появляется вероятность того, что в этот показатель можно и не вложиться (рисунок 2.1) [3].
Рисунок 2.1 – Динамика роста внешнего долга Беларуси
Источник: [3].
Очевидно, что ни собственных средств, ни привлечённых ранее ресурсов не хватит для стабилизации экономики. Начиная с этого года Беларуси придется изыскивать валютные ресурсы не только для покрытия отрицательного сальдо торгового баланса, но и на обслуживание ранее размещенных займов, а позднее - на погашение привлеченных кредитов от МВФ, России и других источников (рисунок 2.2). Сумму в $2,5 млрд планируется занять у МВФ, $2 млрд - у России и $1 млрд - у Антикризисного фонда ЕврАзЭС. График платежей Беларуси по внешнему долгу, по данным СМИ, выглядит следующим образом: 2011 год - $862 млн; 2012 год - $1228,4 млн; 2013 год - $2631,6 млн; 2014 год - $2436 млн; 2015 год - $2006,9 млн.
Информация о работе Государственный долг и способы его финансирования