Государственный долг и способы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении государственного долга и способах его финансирования. В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– раскрыть сущность и значение государственного долга;
– рассмотреть государственный долг Республики Беларусь;
– провести исследование, направленное на изучение внешнего долга Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВСЕННОГО ДОЛГА 5
Глава 2 государственный долг республики беларусь 11
2.1 Законодательные аспекты регулирования внешнего долга 11
2.2 Общие тенденции роста внешнего долга 13
Глава 3 управление государственным долгом республики беларусь 19
заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Государственный долг и способы его финансирования.docx

— 311.37 Кб (Скачать файл)

Не надо быть большим специалистом, чтобы оценить степень критичности  финансового состояния экономики  Беларуси. Однако, следует отметить, что текущий уровень внешнего госдолга Беларуси с точки зрения экономической безопасности пока не является фатальным. По данным проспекта второго выпуска евробондов Беларуси, средний срок внешних государственных заимствований составляет 5,4 лет. К тому же ранее Беларусь уже прибегала к заимствованию у МВФ: в 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса, правительство получило кредит в размере $3,5 млрд. Срок действия соглашения закончился в прошлом году [1].


Рисунок 2.2 – График платежей по погашению внешнего долга

Источник: [3].

 

Для более детальной и  адекватной оценки стоит учитывать  не только факт задолженности и необходимость  его погашения, но сопутствующие  затраты, которое обязуется взять  на себя государство, утверждая годовой  бюджет.

Так, по данным Министерства экономики, социальные расходы бюджета Беларуси в 2011 году возросли на 40% по сравнению с 2010 годом. Возросли социальные выплаты, пенсии, стипендии, адресная социальная помощь. Это связано также и с субсидированием услуг ЖКХ, транспорта, финансированием ремонта жилого фонда. В бюджете 2011 года была заложена значительная доля расходов на заработную плату в бюджетном секторе. Произошло увеличение зарплаты для отдельных категорий работников бюджетной сферы - учителей, врачей. С 1 ноября 2010 года - общее повышение заработной платы. Среднегодовая зарплата в бюджетном секторе Беларуси в 2011 году возросла на 35% по сравнению с 2010-м годом [4].

Отсюда следует только одно: затраты государства, отягощённые  постоянно растущим государственным  долгом, не могут адекватно соответствовать  тем потребностям и регламентированным показателям, которые планировалось  достичь в ближайшей перспективе. Уже сейчас известно о пересмотре бюджетных расходов в направлении их уменьшения, хотя ещё в ноябре прошлого года в планах на 2011 год была разработка бюджета на перспективу от 1 до 3 лет. Государство пытается, по возможности, сократить расходы, однако сделать это непросто, потому как бюджетно-налоговая политика связывается с основными направлениями социально-экономического развития страны [3].

Как видно из выше приведенных  данных, за последние годы совокупный государственный долг Беларуси вырос и преодолел уровень 20 процентов по отношению к ВВП страны. Для более детального изучения внешнего долга Беларуси рассмотрим показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу представленные в таблице 2.2 [12].

 

Таблица 2.2 – показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

отношение внешнего гос. долга  к экспорту товаров и услуг, %

8,4

10,0

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга  к валовому внутреннему продукту, %

5,2

6,4

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

1,1

1,0

1,3

2,6


Источник: [12].

 

Не смотря на тяжелое положение  страны, данные, приведенные в таблице 2.2, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Для подтверждение выше сказанного сравним отношение валового государственного долга к ВВП на примере различных стран (рисунок 2.3). Если, к примеру, в Беларуси отношение госдолга к ВВП не превышает 25 процентов, то в Польше и Украине, по некоторым оценкам, более 50 процентов, в среднем по Евросоюзу – свыше 70, в США – примерно 100, в Греции – 150 процентов. По международным стандартам, безопасным считается уровень внешнего госдолга не более 60% к ВВП. Отсюда можно сделать вывод, что Беларусь еще нен переступила критический рубеж [1].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Отношение валового государственного долга к ВВП

Источник: [5].

 

Вместе с тем, фактическая  девальвация официального курса  белорусского рубля привела к  заметному ухудшению показателей  внешнего долга и кредитоспособности резидентов Беларуси, что ограничивает возможности для привлечения новых внешних заимствований на рыночной основе. Так, если учесть, что с 1 апреля по 30 мая официальный курс белорусского рубля к доллару США девальвировался сразу на 63,4% (с 3045 руб. до 4977 руб.), то только за счет падения долларового эквивалента ВВП уровень внешнего госдолга к ВВП возрастает до рекордных 30,5% [5].

В расчете на душу населения  валовой внешний долг также продолжает расти: на 1 января 2011 года он составил 3 тыс. 7 долларов против 2 тыс. 322 долларов на начало 2010 года и 1 тыс. 596 долларов —  на начало 2009-го.

По данным Нацбанка, на обслуживание внешнего долга в 2010 году было направлено 5 млрд. 164,9 млн. долларов (9,5% ВВП, или 17,3% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 4 млрд. 563,1 млн. долларов составили выплаты по основному долгу, 601,8 млн. долларов — платежи по процентам.

По недавней оценке Международного валютного фонда, валовой внешний  долг Беларуси будет продолжать расти. По итогам 2011 года он составит 57,3% ВВП, 2012-го — 61,9%, а к 2016 году достигнет 74,5% ВВП [4].

Наличие госдолга уже давно  стало нормой мировой экономики. В идеале государственные заимствования  должны направляться на развитие экономики, окупаться за счет высокорентабельных проектов. Стратегия внешних заимствований Беларуси в 2011 году заключается в обеспечении потребностей государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении внешнего долга на безопасном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

У любого государства, вне  зависимости от уровня его экономического развития, есть как внутренняя, так и внешняя задолженность. Одной из основных показательных категорий, которая используется для оценки торгового потенциала, конкурентоспособности экономической модели той или иной страны, а также перспективности существующей системы является уровень внешних заимствований и динамика изменения обязательств перед другими странами или международными финансовыми институтами.

Одалживая деньги, государство  обязуется их отдать, независимо от того, как они будут использованы. Причем, вполне логично, что чем больше надо занять, тем больше придётся возвращать. Значит необходимо сопоставлять все имеющиеся средства, в том числе и заёмные, с прогнозируемыми расходами, чтобы вовремя и без установленных санкций возвратить выделенные фонды [2].

Управление государственным  долгом состоит в обеспечении  платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга. В отношении текущего долга необходимо обеспечить реальные источники его погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут в наличии соответствующие для этого источники [11].

В управлении внутренним и  внешним долгом существуют некоторые  специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит, прежде всего, от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.

Отметим те проблемы управления государственным долгом, с которыми сталкивается Беларусь.

Во-первых, это необходимость  оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что  реструктуризация как правило, не снимает  долговой проблемы, а лишь переносит  её на более поздний срок.

Во-вторых, применение стандартных методов управления долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит "обратная покупка" долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.

В-третьих, важной проблемой  является неурегулированность вопроса  об источниках обслуживания и погашения  задолженности.

В-четвертых, имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.

В-пятых, финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями [6].

В сложившейся экономической ситуации в Беларуси актуальным выглядит снижение дефицита консолидированного бюджета за счет сокращения госрасходов (на национальную экономику, на общегосударственную деятельность, на оборону и др.). Поскольку ограничение дефицита органов государственного управления позволит поддерживать внешние долговые обязательства правительства на приемлемом уровне, а также пройти пиковые значения по платежам по внешнему госдолгу Беларуси в предстоящие годы в нормальном режиме.

В целом перераспределение  ресурсов (включая трудовые) из бюджетной  сферы в частный сектор позволит достичь столь необходимых структурных  реформ в экономике страны, будет способствовать повышению производительности труда и эффективности производства, снижению налоговой нагрузки и др. При этом актуальной остается задача повышения эффективности использования бюджетных средств, степени прозрачности и открытости статистической информации об исполнении бюджета (на ежемесячной основе), а также снижения уровня коррупции в госсекторе [3].

Стоит отметить, что в  марте 2011 г. внешнее финансирование центрального правительства сложилось отрицательным в размере минус 16,711 млрд. руб., то есть правительство на чистой основе погашало ранее привлеченные внешние кредиты и займы. В феврале 2011 г. внешнее финансирование правительства также сложилось отрицательным в размере минус 23,123 млрд. руб.

Также необходимой мерой  является дополнительное ужесточение бюджетной дисциплины на местном уровне и ограничить финансовую поддержку местных бюджетов со стороны государственных банков, осуществляемую, в конечном счете, за счет средств центрального банка. Так, в январе-апреле 2011 г. ценные бумаги местных органов управления в портфеле банков возросли на 889,3 млрд. руб. (или на 33,1%) до 3,578 трлн. руб. на 1 мая.

В текущей ситуации необходимо ограничить денежную эмиссию с целью  финансирования местных бюджетов и  банковской системы Беларуси, что  позволит снизить соответствующие экономические и финансовые риски [1].

Целесообразным является изучение зарубежного опыта с целью восприятия способов направленных на погашение государственного долга.

Полезным для других стран  считается опыт управления госдолгом  в Мексике. После случившегося в этой стране финансового краха в конце 1994 года ей удалось сравнительно быстро и эффективно вернуться на международные финансовые рынки. При этом важно было на практике реализовать стратегию осторожного выхода на эти рынки, не допустить неудачи на начальном этапе, что могло надолго задержать восстановление доверия кредиторов. Удачным был выбор и чередование форм заимствований, включавших краткосрочные эмиссии с плавающей процентной ставкой, среднесрочные и долгосрочные облигации с фиксированным процентом. Постепенно восстанавливались базовые эмиссии в долларах и других главных валютах. Чтобы избежать неудачи, правительство следовало правилу выступать с такими объемами облигационных выпусков, которые были значительно ниже ожидаемого спроса на них, а также не устанавливать слишком высоких цен по своим облигациям. Мексике удалось досрочно погасить значительную часть своего долга из пакета экстренной помощи. Особенно удачным считается выпуск облигаций пятилетнего займа на сумму в 6 млрд. дол., который был размещен под обеспечение валютных доходов крупной государственной нефтяной компании, с зачислением их на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. В Мексике намечается также выпуск на внутреннем рынке новых долгосрочных гособлигаций, номинированных в единицах с инфляционной индексацией, со сроками погашения от 5 до 10 лет. Дальнейшее развитие рынка долгосрочных облигаций здесь помимо прочего связывают с начатой в 1997 г. реформой пенсионной системы, предусматривающей ее приватизацию, а также участие иностранцев в управлении пенсионными фондами. Теперь пенсионным фондам разрешается инвестировать 65% их ликвидных ресурсов в гособлигации, 51% которых должны быть в упомянутых единицах с инфляционной индексацией: они могут, кроме того приобретать долларовые облигации мексиканского правительства [14, c. 132 –134].

Информация о работе Государственный долг и способы его финансирования