Государственный долг и способы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении государственного долга и способах его финансирования. В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– раскрыть сущность и значение государственного долга;
– рассмотреть государственный долг Республики Беларусь;
– провести исследование, направленное на изучение внешнего долга Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВСЕННОГО ДОЛГА 5
Глава 2 государственный долг республики беларусь 11
2.1 Законодательные аспекты регулирования внешнего долга 11
2.2 Общие тенденции роста внешнего долга 13
Глава 3 управление государственным долгом республики беларусь 19
заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Государственный долг и способы его финансирования.docx

— 311.37 Кб (Скачать файл)

Среди стран с развивающимся  рынком отмечается также активная позиция  Аргентины в использовании определенных нововведений во внешних заимствованиях. Речь, в частности, идет об облигационном займе, на сумму 500 млн. дол. сроком на 5 лет, который был размещен на финансовом рынке США, и считается смелым решением Аргентины — одной из первых прибегнуть к внешним заимствованиям в условиях неблагоприятных последствий мирового финансового кризиса. При этом был использован не совсем обычный метод определения суммы платежа по купону с изменяющейся доходностью, что обеспечивает для инвесторов сохранение в будущем реального рыночного уровня доходности облигаций. Доход по первому полугодовому купону был установлен на уровне 9,5% (в форме надбавки в 3,75% к купону в 5,75% по облигациям казначейства США). Доходность по следующим купонам определяется на аукционах, где держатели облигаций и любые новые инвесторы могут подавать заявки на покупку облигаций. Первоначальным инвесторам, проигравшим на аукционе, облигации оплачиваются по цене указанных базовых облигаций казначейства США. Имеется в виду, что колебания цен в любом направлении будут здесь меньшими, чем по обычным бумагам с твердым процентом, и это повышает спрос на такие облигации со стороны пенсионных фондов и страховых компаний.

Из опыта стран с  переходной экономикой представляет интерес  организация и практика внешних заимствований в Китае, в особенности при использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние займы традиционно проводились десятью уполномоченными заемщиками, часть которых принадлежит центральному и местным правительствам. Используя свое имя и репутацию, уполномоченные заемщики привлекают на выгодных условиях инвалютные заемные ресурсы, которые затем передаются в кредит для отдельных корпораций и проектов. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными учреждениями, такими как Банк Китая и Китайская международная трастовая и инвестиционная корпорация, с кредитными рейтингами на уровне суверена они могут также производить заимствования из валютного резерва страны. Государственная администрация по валютному контролю, координируя и контролируя внесение заимствования, определяет для разных групп заемщиков уровни доходности выпускаемых облигаций с учетом необходимости обеспечения их нормального первичного размещения и последующего обращения на вторичном рынке [7, c. 251-252].

В качестве практических рекомендаций по оптимизации белорусской системы управления государственным долгом можно предложить следующее:

1. Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина Беларуси в ведение самостоятельной государственной структуре, аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран.

2. Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого может использоваться упомянутое агентство по управлению долгом, зарплата сотрудников которого зависела бы от результатов их деятельности. Кроме того, какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое управление нескольким независимым менеджерам, что позволит министерству финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями своих сотрудников.

3. Улучшить состояние источников обслуживания государственного долга. В бюджетной сфере целесообразно установление ограничений на размер дефицита государственного бюджета. Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частности следует обратить внимание на доходы от приватизации, которые зачастую используются для снижения долга. Отметим, что при проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций. Они размещаются на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Подобная привлекательная возможность позволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Выше проведенное исследование позволило достигнуть поставленную изначально цель данной работы: изучить государственного долг и способы его финансирования.

В связи с этим были решены следующие задачи:

- раскрыта сущность и значение государственного долга;

- рассмотрен государственный долг Республики Беларусь;

- проведено исследование, направленное на изучение внешнего долга Республики Беларусь.

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют  сделать следующие выводы:

1. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

2. Существует тесная взаимосвязь между бюджетным дефицитом и государственным долгом, исходной причиной возникновения которого и является дефицит бюджета страны. Стремясь покрыть бюджетный дефицит, государство вынуждено прибегнуть к заимствованиям, в том числе у правительств и Центральных банков иностранных государств [8, c. 480].

3. На стабильность экономики в большей степени оказывает влияние структура совокупного внешнего долга, нежели его размер. Беспокойство обычно вызывает большая доля краткосрочных займов, погашение которых необходимо осуществить в течение года.

4. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства [3].

5. последствия которые  могут проявится в результате  неэффективного использования государственного долга:

- обострение противоречий между поколениями.

- задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире).

- в среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно четко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.

- обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.

- обслуживание внешнего государственного долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий.

В современных условиях общей  для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста  государственного долга считается  необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.  Businessforecast [Электронный ресурс] / Обзор государственного долга Беларуси в первом квартале 2011 г. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.businessforecast.by/partners/reviews/413. – Дата доступа: 18.10.2011.

2.   Infobank.by [Электронный ресурс] / Брать чужие и на время, а отдавать – свои и навсегда. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://infobank.by/2258/Default.aspx. – Дата доступа: 18.10.2011.

3.   Infobank.by [Электронный ресурс] / В госдолгах как в шелках. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://infobank.by/2238/Default.aspx. – Дата доступа: 15.10.2011.

4.  Infobank.by [Электронный ресурс] / Внешний долг страны. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.infobank.by/327/itemid/6379/Default.aspx. – Дата доступа: 15.10.2011.

5. Infobank.by [Электронный ресурс] / Государственный долг Беларуси. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://infobank.by/2172/Default.aspx. – Дата доступа: 18.10.2011.

6.   Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] /  Государственный бюджет. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/17_3.htm. – Дата доступа: 11.10.2011.

7. Алехин, Б.И. Государственный долг / Б.И. Алехин.– М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 302 с.

8. Базылева, Н.И. Экономическая теория / Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –  
Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с.

9. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. , № 412-З//  
Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2010 г., № 252, 2/1727.

10. Киселева, Е.А. Макроэкономика: Конспект лекций: Учебное пособие / Е.А.Киселева. – М.: Эксмо, 2006.  – 186 с.

11.  Конспект экономиста [Электронный ресурс] / Бюджетный дефицит и государственный долг. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://konspekts.ru/ekonomika-2/makroekonomika/byudzhetnyj-deficit-i-gosudarst-vennyj-dolg. – Дата доступа: 13.10.2011.

12. Министерство финансов Республики Беларусь[Электронный ресурс] / Государственный долг. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.-gov.by/rmenu/dolg/vnesh_dolg/now. – Дата доступа: 11.10.2011.

13.  Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia. – Дата доступа: 18.10.2011.

14. Ткачук, М.И. Государственный бюджет: Учеб. Пособие / Н.Е. Заяц,  
Л.А. Ханкевич; под общ. ред. М.И. Ткачук – Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.

 


Информация о работе Государственный долг и способы его финансирования